Болонская система образования в 2025 году

В материале рассказываем, что такое Болонская система образования, каковы ее плюсы и минусы и какие преимущества даст отказ России от европейской модели обучения в 2025 году

Болонская система образования. Фото: shutterstock.com
Арина Антоненко Автор КП Екатерина Безсмертная Декан факультета экономики и бизнеса Олег Долгицкий Преподаватель-исследователь Юрий Мосейкин Декан экономического факультета

Слова «бакалавриат» и «магистратура» появились в лексиконе жителей нашей страны в 2003 году. Болонская система образования приживалась в России с трудом, вопросы о ее целесообразности велись беспрерывно, о ее плюсах и минусах высказывались многие депутаты, ректоры вузов, преподаватели, студенты и их родители. 24 мая 2022 года Валерий Фальков в своем заявлении поставил точку в обсуждениях единой европейской модели обучения. В Минобрнауки сообщили об отказе от двухуровневой системы. Почему наша страна приняла такое решение и что ждет отечественное высшее образование в ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы даем вместе с экспертами.

Что такое Болонская система образования

Если говорить кратко, то Болонская система высшего образования — это концепция, при которой учебный процесс делится на 2 части. Первая длится 4 года и называется бакалавриат. Вторая — это магистратура, обучение на которой ведется в течение 2-х лет. Вузы стран, которые подписали Болонскую декларацию, создают единое учебное пространство, а критерии и методологии в разных университетах становятся сопоставимыми.

В вузах вводится общеевропейская система оценивания работы студентов, модульная система обучения и специальное приложение к диплому. Все эти меры направлены на поддержку, развитие и повышение конкурентоспособности европейского подхода к образованию.

Плюсы Болонской системы образования

Одним из главных преимуществ двухуровневой системы образования является возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а потом поступить в магистратуру на другую образовательную программу. Таким образом студент может поменять профиль и в сравнительно короткий срок освоить 2 профессии.

это интересно
Параллельное высшее образование
Как получать два образования одновременно
подробнее

Еще один несомненный плюс Болонской системы — мобильность обучающихся. Это значит, что студент, начавший обучение в своей стране, может перевестись в вуз другой страны без потери курса. По словам Юрия Мосейкина, декана экономического факультета Российского университета дружбы народов, Болонская система открывала возможность интеграции в международное образовательное сообщество, содействуя образовательной, научной, академической общественности в реализации совместных проектов, научных исследований, образовательных программ. В этом её значительный плюс, значительный положительный эффект на всю нашу образовательную среду, которой недоставало широкого взаимодействия с наукой и предпринимательской сферой.

Болонская система открывала возможность интеграции в международное образовательное сообщество. В этом её значительный плюс.
Юрий Мосейкиндекан экономического факультета РУДН

Третья важная сторона обучения по-болонски — возможность выбирать часть дисциплин для обучения. Кроме того, в университетах с европейской моделью образования нет «ненужных» предметов. Так, лингвисты не изучают физику или биологию, а математикам не нужно изучать историю. Однако некоторые видят в этом минус. Об отрицательных сторонах Болонской системы и поговорим далее.

Минусы Болонской системы образования

Сокращение времени обучения в вузе — один из самых обсуждаемых минусов европейской системы образования. Многие студенты, окончив бакалавриат (4 года), не стремились поступить в магистратуру. В итоге в багаже знаний выпускников только базовые навыки, которых зачастую не хватало для дальнейшей профессиональной деятельности.

Кроме того, неоспоримый плюс в виде высокой мобильности дал негативные последствия для нашей страны. Юрий Мосейкин считает, что главный минус для России состоял в том, что, если для европейского рынка общее образовательное пространство было его естественным элементом, для нас включение в этот процесс без участия в остальных аспектах общего рынка создавало угрозу утечки подготовленных кадров в Европу, что, собственно, и происходило.

Включение в Болонский процесс создавало угрозу утечки подготовленных кадров в Европу, что, собственно, и происходило.
Юрий Мосейкиндекан экономического факультета РУДН

Болонская система образования подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение времени на самостоятельную работу. К сожалению, многие студенты, получив больше свободы, не использовали ее для учебы. Результат — снижение уровня подготовки выпускников.

Когда и почему планируют отменить Болонскую систему образования в России

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия планирует отказаться от Болонской системы образования. Он объяснил это тем, что к европейской модели образования нужно относиться как к прожитому этапу. Министр добавил,что нас ждет своя собственная уникальная система образования, которая будет отвечать интересам национальной экономики.

Многие поддержали идею министерства. Олег Долгицкий, преподаватель-исследователь, преподаватель психологии, специалист по государственному муниципальному управлению, считает:

— Опыт показывает, что четырёх лет совершенно недостаточно для освоения высшего образования (в некоторых случаях не хватает даже и пяти). Большинство студентов-выпускников после четырёх лет обучения довольно редко получали степень магистра в силу того, что хотели поскорее начать работать и получать за это деньги. В целом по стране это привело к снижению уровня образования. Мы в итоге получили огромное количество выпускников, которые учились в вузе на один год меньше, чем раньше. Это заметно снизило средний уровень экспертности в стране.

Опыт показывает, что четырёх лет совершенно недостаточно для освоения высшего образования. В некоторых случаях не хватает даже и пяти.
Олег Долгицкийпреподаватель-исследователь

Переход на новую систему образования будет осуществляться постепенно. Уже в 2025 году в шести вузах России в пилотном режиме реализовывают новую систему высшего образования. Она предусматривает два уровня: базовый (вместо бакалавриата и специалитета) и специализированный (сюда входит бывшая магистратура, а также ординатура, ассистентура-стажировка). Планируется, что с 2026 года такая система обучения будет действовать во всех вузах страны.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.

Когда и почему в России ввели Болонскую систему образования?

Болонская система образования основана на принципах организации единого европейского пространства, сформулированных в Болонской декларации, — совместном заявлении министров образования из 29 европейских стран, подписанном 19 июня 1999 года в городе Болонья. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, когда трансформационные явления в экономике и политике привели к смене ценностных ориентиров во многих сферах общественного развития, и модернизация системы образования рассматривалась через призму интеграции в мировое образовательное пространство. В числе целей присоединения к Болонской системе виделись признание российских дипломов за рубежом, повышение академической мобильности российских студентов и преподавателей, внедрение новых образовательных технологий, повышение гибкости учебных программ и качества образования.

Каковы требования для перехода на Болонскую систему образования?

Сегодня участниками Болонского процесса являются около полусотни европейских стран. Присоединение происходит на добровольной основе путем подписания соответствующей декларации. В числе основных принципов, на реализацию которых ориентируются участники процесса: уровневая система образования; унификация названий степеней образования; внедрение международного приложения к диплому; внедрение системы зачетных единиц для учета трудоемкости освоения образовательной программы; высокая международная академическая мобильность студентов.

Какие преимущества даст выход из Болонской системы образования?

Основным плюсом выхода из Болонской системы будет пересмотр принципов организации российской системы высшего образования с целью повышения ее качества и престижа, усиления практикоориентированной составляющей обучения, создания гибких и результативных механизмов взаимодействия вузов с отечественными организациями-работодателями.

Думается, что процесс перехода к новой модели не должен быть продиктован сиюминутным эмоциональным побуждением продемонстрировать встречные жесткие меры в ответ на дискриминационные действия европейских университетов в отношении российских студентов и преподавателей, а должен быть ориентирован на реальное повышение качества российского образования и его доступности. Поэтому алгоритм и этапы перехода к новой модели должны быть тщательно продуманы и обсуждены с представителями вузов и профильных профессиональных сообществ и организаций-работодателей, чтобы смысл реформы заключался в обеспечении качественного обновления системы высшего образования, а не в необдуманном отказе от тех результативных наработок, которые были реализованы в российских вузах за годы адаптации к условиям Болонской системы.
КП
Реклама О проекте