В колледжах и техникумах есть много направлений, которыми интересуются девушки. Рассказываем, куда пойти учиться девушке после 9 класса в 2024 году
Колледжи и техникумы все еще считаются «неженским» местом, хотя в них достаточно профессий, чтобы заинтересовать девочек. Поэтому многие 9-классницы автоматически поступают в старшую школу и даже не рассматривают другой вариант. Но современные колледжи и техникумы таковы, что на них стоит как минимум обратить внимание. Далее рассмотрим, куда можно пойти учиться девушке в 2024 году.
Поступление в колледж — самый быстрый способ для девушки получить профессию и выйти на рынок труда. Наиболее востребованными направлениями сегодня являются те, что связаны с социальной сферой, — образованием и медициной. Поэтому, если выпускница 9-класса хочет быстрее обрести финансовую самостоятельность, можно выбрать профессии медсестры, фармацевта, воспитателя в детском саду и педагога начальных классов. На удивление спросом пользуются и библиотекари. Кроме того, учеба в колледже на этих направлениях потом существенно упростит поступление в вуз, и получить диплом врача или учителя будет гораздо быстрее.
А вот в легкой промышленности найти работу может быть не просто — слишком уж быстро устаревают знания и навыки. Например, идти учиться на оператора прядильного производства и швею.
Другие профессии, которые пользуются спросом у девочек, — это всевозможные виды дизайна начиная от ландшафтного и заканчивая графическим и веб-дизайном. К слову, это сейчас одни их самых высокооплачиваемых специальностей.
Другой универсальный вариант — пойти учиться в колледж на повара, парикмахера или косметолога. Как минимум, просто в бытовой жизни пригодится.
Тем, кого завораживает кино и телевидение, можно присмотреться к профессиям художника по костюму, гримера или мультипликатора. Есть и более экзотические профессии, которые можно получить в колледже, — например, ювелир.
Победи в конкурсе и получи бюджетное место на обучение по программе «Преподавание в начальных классах»!
Однако прежде чем выбирать между вузом и колледжем, стоит определиться (хотя бы примерно) с будущей сферой деятельности. Конечно, за всю жизнь ее предстоит еще много раз поменять. Такая вот сейчас реальность: появляется все больше новых технологий, которые заменяют человеческий труд и создают новые профессии. Поэтому надо понимать, что растущее поколение не будет работать на одном и том же заводе по 25 лет, как их прабабушки и прадедушки. А значит, и относиться к выбору профессии можно проще.
Поэтому важнее хотя бы примерно понять, какие специальности выпускнице интереснее всего. Это могут быть достаточно широкие сферы — например, PR и реклама, медицина, социальные и естественные науки.
Кстати, во многих странах мира сейчас запускаются специальные кампании по привлечению женщин в науку, инженерию и компьютерные технологии. Дело в том, что эти области традиционно считаются мужскими. И девочки часто даже не рассматривают их, несмотря на все свои способности.
Если выбор пал все-таки на старшие классы, стоит еще раз оценить свои потребности. Старшая школа — это подготовка к выпускным экзаменам и поступлению в университет. Поэтому, может быть, есть смысл поменять профиль класса или даже школу.
Например, свои учебные заведения для старшеклассников — лицеи и предуниверсарии — есть при многих вузах. Их программа отличается от обычной школьной тем, что подстроена под те темы и занятия, которые ведутся у студентов на первых курсах. Так что выпускникам таких лицеев будет проще адаптироваться к студенческой скамье.
В любом случае, какой бы путь ни выбрал ребенок после 9 класса, главное — это поддержать его намерения и помочь раскрыть его таланты.
Марина Илалова, педагог-профориентолог центра skills-ориентирования «Миссия будущего»:
— Ответ, стоит ли продолжать обучение или остановиться на 9-ти классах, кроется в природных способностях ребенка.
Есть тип детей, ну и взрослых, соответственно, которых я называю «практиками». Таким людям тяжело даются теоретические знания, не подкрепленные конкретным практическим применением. К сожалению, в наших школах слишком большой объем информации, которую дети-практики усвоить не могут. Часто кажется, что такие подростки не хотят учиться, неспособны, саботируют учебный процесс. Но дело не в этом. Когда начинаешь глубже выявлять их способности, чаще всего оказывается, что они уже что-то потрясающе умеют делать — рисуют, ухаживают за животными или в 7-8-м классе могут собрать-разобрать мотоцикл. Просто у них другой способ мышления и познания. Через конкретное дело у таких ребят зарождаются процессы самоопределения. Только таким образом они понимают самих себя и раскрываются.
Реализация способностей у детей-практиков часто выражается в творческих профессиях — музыкант, диджей, модельер, дизайнер. Также все, что связано с развитием физических способностей — фитнес, йога, танцы. Рабочие профессии, где нужны люди «с руками» — слесарь, сварщик, столяр. Кулинария, ветеринария, любые направления hand-made…
В 90-е годы в нашей стране был сильно подорван престиж рабочих специальностей и среднего профессионального образования в целом. Родителям всем начало казаться, что без диплома о высшем образовании их ребенок — дворник, ну или максимум продавец. Но с точки зрения самореализации, во многих случаях ни 10-11 класс, ни тем более учеба в вузе не дают ничего полезного и оказываются напрасной тратой времени и денег родителей.
Я работаю старшим преподавателем в крупнейшем университете и нередко встречаю, например, девочек, которые, учась на престижной специальности «Прикладная информатика», с гораздо большим удовольствием работают в салоне красоты, наращивая женщинам ресницы или делая маникюр. Спрашивается, зачем им вообще информатика? Ответ — ни зачем. Это их родителям она понадобилась.
Да и ситуация на рынке труда изменилась. В связи с образовавшимся недостатком рабочего персонала сейчас хорошему рабочему на производстве, сварщику или слесарю КИПиА предлагают весьма достойное вознаграждение. Вполне сравнимое с зарплатой офисных работников.
Если вдруг возникнет осознанная потребность в повышении своей квалификации, то всегда можно продолжить образование в вузе. Просто на базе среднего специального.
Что же касается ребят, которым хорошо дается теория, которые любят учиться и видят свою дальнейшую реализацию в интеллектуальной сфере или отраслях, где без высшего образования никак – строительство, медицина, психология, инженерные специальности, — им рекомендую смело отправляться в 10-11 класс.
При подборе специальности, что в том, что в другом случает стоит основываться прежде всего на талантах и врожденных качествах подростка, а никак не на модных тенденциях. Лучше быть классным и востребованным столяром и любить свое дело, чем неумелым программистом. Да и выбор специальностей в колледжах сейчас довольно большой – на любой вкус. В том числе и столь востребованный IT-специалисты. Ведь чтобы разрабатывать сайты или быть веб-дизайнером совсем не обязательно длительное обучение. Это больше для юношей.
Что касается девушек, здесь также огромный спектр профессий, начиная от педагогики, индустрии красоты и заканчивая лечебным делом, предоставляют к выбору современные колледжи. Самое главное — делать осознанный выбор. Своевременно помогайте детям раскрывать их таланты и смело реализовывать их в деятельности. А необходимое образование можно дополучить на любом жизненном отрезке.