Закон сохранения импульса

Различные законы сохранения, являясь фундаментом физической науки, всегда присутствуют в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Разберем на примерах, что определяет и как действует закон сохранения импульса

Закон сохранения импульса. Фото: Sunder Muthukumaran, unsplash.com
Анастасия Полищук Автор КП Юлия Крутова Учитель математики и физики МОУ СОШ №16, Орехово-Зуевский городской округ

Что произойдет, если попытаться прыгнуть вперед, стоя на скейтборде? Правильно, человек полетит вперед, а скейт покатится назад. А если примотать скотчем ко все тому же скейту бутылку с газированной водой, хорошенько встряхнуть, поставить на колеса и отвинтить крышку? Мощная струя газа толкнет конструкцию в противоположную от горлышка бутылки сторону. Как ни удивительно, оба этих явления описываются одним и тем же фундаментальным физическим законом: законом сохранения импульса. Он часто присутствует в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, поэтому разберемся, как он звучит, какой формулой его можно описать и где применить. 

Что такое закон сохранения импульса в физике

Закон сохранения импульса – один из фундаментальных законов природы, наряду с законами сохранения массы и энергии. Он описывает поведение импульса тела в замкнутой системе, то есть в такой системе, на которую не воздействуют никакие внешние силы. Другое его название – закон сохранения количества движения.

Полезная информация о законе сохранения импульса

Импульс – это произведение массы тела на его скоростьВпервые эту величину ввел в науку Рене Декарт
На законе сохранения импульса основано реактивное движениеЕго примеры: полет ракеты, действие реактивного ранца и передвижение осьминогов
На законах сохранения импульса и энергии основано движение маятника НьютонаЭто конструкция из подвешенных на лесках металлических шариков

Формулировка закона сохранения импульса

Сформулировать этот закон можно следующим образом.

Для тел в замкнутой системе их полный импульс, то есть сумма всех импульсов, не изменяется с течением времени.

При этом не стоит забывать, что скорость тела и его импульс – векторные величины и имеют направление.

Наглядно продемонстрировать действие этого закона можно с помощью конструкции, называемой маятником Ньютона: это несколько металлических шариков одинакового размера, подвешенных на лесках вплотную друг к другу. Если отвести один из шаров в сторону и отпустить, он ударится о соседний, передаст ему импульс и энергию, а сам останется на месте. Последний шар в цепочке получит переданный импульс и сдвинется с места. Так будет продолжаться до тех пор, пока энергия движения шаров не будет потрачена на борьбу с сопротивлением воздуха. А вот в изолированной идеальной системе это движение продолжалось бы вечно, именно поэтому сувениры в виде маятников Ньютона в начале 2000-х годов назывались «вечными двигателями».

это интересно
Закон сохранения энергии
Формулировка закона, примеры из жизни и задачи
Подробнее

Формула закона сохранения импульса

В физике многие природные явления описываются формулами. Закон сохранения импульса – не исключение, и в буквенно-числовой записи для замкнутой системы, содержащей n физических тел, он выглядит так:

\({\overrightarrow\rho}_1+{\overrightarrow\rho}_2+…+{\overrightarrow\rho}_\eta={\overrightarrow{\rho’}}_1+{\overrightarrow{\rho’}}_2+…+\rho’\;_\eta\;,\;где\)
\({\overrightarrow\rho}_\eta\;–\;начальные\;импульсы\;тел\)
\(\overrightarrow{\rho\;’_\eta}\;–\;конечные\;импульсы\;тел\)

или

\(m_1{\overrightarrow v}_1+m_2{\overrightarrow v}_2+…+m_n{\overrightarrow v}_n=m_1{\overrightarrow{v\;’}}_1+m_2{\overrightarrow{v\;’}}_2+…+m_n{\overrightarrow{v\;’}}_n\;,\;где\)
\(m_n\;–\;массы\;тел\)
\(v_n\;–\;начальные\;скорости\;тел\)
\({\overrightarrow{v\;’}}_n–\;конечные\;скорости\;тел\)

Закон сохранения момента импульса

Для вращающихся физических тел справедливо следующее утверждение.

В замкнутой системе суммарный момент импульса всех тел есть величина постоянная во времени. 

Помним, что моментом импульса называется произведение радиус-вектора материальной точки на ее импульс или произведение угловой скорости вращения тела на момент его инерции.

Задачи на тему «Закон сохранения импульса»

Решим пару задач по теме.

Задача 1

Пятиклассник Вася Иванов ехал на скейтборде по прямой асфальтированной аллее. Внезапно он увидел свою подругу Милу Яблочкину. Он подъехал к ней, остановился и решил ловко спрыгнуть со скейта вперед. Определите, с какой скоростью покатится назад скейтборд, если масса Пети – 30 килограммов, его скорость в момент прыжка – 3 метра в секунду, а масса скейта – 3 килограмма. Силой трения и сопротивлением воздуха можно пренебречь.

Задача 2

Навстречу волейболисту Сергею Петрову со скоростью 90 километров в час летит мяч весом 270 граммов. Какой импульс должен придать мячу Петров, чтобы тот полетел в обратную сторону со скоростью хотя бы 75 километров в час? В этой задаче считать столкновение абсолютно упругим, то есть вся энергия удара тратится на смену направления мяча.

Ответы к задачам

А теперь разберем решения задач и сверимся с ответами.

Задача 1

Так как в начале прыжка и скейт, и Вася стояли на месте, их скорости равны нулю, а значит, и полный импульс этой системы равен нулю. Записав формулу закона сохранения импульса и подставив известные величины, получим:

\(30\times3\;+\;V_c\times3\;=\;0,\;где\;V_c\;–\;скорость\;скейта\)
\(90\;=\;-3\times V_c\\\\V_c\;=\;-\;30\;м/с\)

Ответ: скейт покатится в противоположную сторону со скоростью 30 метров в секунду.

Задача 2

В этой задаче мы имеем дело с двумя физическими телами: мячом и игроком Сергеем. Начальный импульс мяча легко вычислить, помня, что 1 км/ч = 10/36 м/с.

0,27 × 90 × 10/36 = 6,75 кг×м/с

Нам неизвестна масса Сергея, но известно, каким должен стать конечный импульс мяча:

0,27 × 75 × 10/36 = 5,625 кг×м/с

При решении задачи будем считать осью координат начальное направление движения мяча. При этом конечный импульс направлен в противоположную сторону оси, а значит, нужно использовать его со знаком минус.

Применим формулу закона сохранения импульса, предположив, что рука волейболиста замрет на месте после удара, а значит, будет иметь нулевой конечный импульс:

\(р_1\;+\;р_2=\;-\;р_1’\;+\;р_2’\)
\(р_2=\;-\;р_1’\;+\;р_2’\;-\;p_1\)
\(р_2=-\;6,75\;+\;0-5,625=-12,375\;кг\times м/с\)

Ответ: Сергей должен придать мячу противоположно направленный импульс в 12,375 кг*м/с.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Юлия Крутова, учитель физики средней общеобразовательной школы №16 (Московская область, Орехово-Зуевский городской округ):

Где применяется закон сохранения импульса?

Закон сохранения импульса (ЗСИ) является одним из фундаментальных законов физики и применяется в широком круге областей: военное дело, космонавтика, различные спортивные игры, техника и так далее.

Для чего в 9 классе нужно знать закон сохранения импульса?

Для того чтобы понимать, как происходят те или иные процессы в жизни, а вместе с этим и решать прикладные задачи.

В 9-м классе ребята подходят к очень важному этапу изучения физики – это законы сохранения. Первое знакомство с ними происходит в 7-м классе при изучении понятий «масса» и «инертность». За два года математический аппарат укрепляется, и в 9-м классе ребята могут решать задачи повышенного уровня, проецировать векторы и анализировать ситуации.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ по физике проверяется знание закона сохранения импульса?

В ЕГЭ это могут быть задания №3, №22, №23 и №26.
 
В ОГЭ – задание №23.
 
Это задания, в которых ЗСИ может встретиться в чистом виде. Помимо этого, для рассуждений и анализа таблиц, графиков, явлений, девятиклассникам и одиннадцатиклассникам могут потребоваться знания ЗСИ и в других заданиях.
КП
Реклама О проекте