Задание №9 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Правописание гласных в корнях слов – важный раздел русской грамматики. Ему посвящено задание №9 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году. Вместе с экспертом разберемся, какие теоретические знания пригодятся выпускникам, и решим несколько типовых вариантов

Задание №9 в ЕГЭ по русскому языку. Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Елена Павлова Онлайн-репетитор по русскому языку

Каждое из заданий выпускного экзамена по русскому языку направлено на проверку знаний школьников в конкретной области грамматики или орфографии. С таблицей соответствия номеров заданий определенным темам можно ознакомиться в спецификации КИМ ЕГЭ, ежегодно публикуемой на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Разберемся, чему посвящено задание №9 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году, и вместе с экспертом составим план подготовки к его успешному выполнению.

Формулировка задания №9 в ЕГЭ по русскому языку

Согласно спецификации и демонстрационному варианту ЕГЭ, девятое задание экзамена проверяет умение выпускников правильно писать гласные и согласные в корне слова. Школьникам дается несколько комбинаций слов с пропущенными буквами. Необходимо вписать в бланк ответа порядковые номера рядов, слова в которых отвечают указанным в тексте задания требованиям. Например, выбрать строки, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

Полезная информация о задании №9 в ЕГЭ по русскому языку

Номер задания9
Максимальное количество баллов1 первичный балл
Рекомендуемое время выполнения1-2 минуты
СложностьБазовый уровень

Алгоритм выполнения задания №9 в ЕГЭ по русскому языку

Любая задача становится менее сложной, если точно знать, что необходимо сделать для ее решения. Это относится и к заданиям ЕГЭ по русскому языку. Пошаговым планом выполнения задания №9 делится Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку:

  1. Поставьте ударения в словах.
  2. Выделите корни.
  3. Определите орфограмму в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся гласная.
  4. К каждому слову необходимо применить свое правило: подобрать проверочное слово, вспомнить чередование гласных в корне или правописание словарных слов и прочее.
  5. Вставьте пропущенные буквы.
  6. Укажите в бланке ответ в соответствии с заданием.

Теория к заданию №9 в ЕГЭ по русскому языку

При подготовке к экзамену не обойтись без повторения теории. Пройдемся по основным правилам написания корней слов.

Безударные проверяемые гласные в корне

С подбором проверочных слов для безударных гласных в корне школьники знакомятся уже во втором классе. Чтобы определить, какую писать букву, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором на нее будет падать ударение. Например:

  • л..сник – лес – лесник
  • м..рской – море – морской
  • колб..са – колбасы (мн.ч.) – колбаса

Самое главное при этом – не запутаться в словах, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Важно точно определить значение проверяемого слова, чтобы правильно подобрать однокоренное. Составим несколько предложений для примера.

  • Множество фонарей освещало недавно освященный храм.
  • Двоечник Вася поспешил и недосписал у отличницы Кати контрольную работу.
  • Трое строгих старожилов сторожили дом, где жили.
  • Легкий ветерок обвевал лианы, обвивающие стены замка, над башнями которого развевался флаг быстро развивающегося королевства.

Корни слов, звучащие одинаково, но различающиеся на письме, называются корнями-омофонами или омофоничными корнями.

Безударные непроверяемые гласные в корне

С непроверяемыми гласными ситуация сложнее: слова с буквами, которые нельзя проверить с помощью ударения, необходимо запоминать. В начальной школе для этого дети заводят специальные словарики, а взрослые могут проверить себя по орфографическому словарю. Примеры безударных непроверяемых гласных в корне:

  • улица
  • дирижер
  • погода
это интересно
Русский язык
Объясняем сложные правила простыми словами
подробнее

Чередующиеся гласные в корне

Еще более трудным для школьников часто оказывается правило чередования гласных в корне: если буквы, стоящие в них в ударной позиции, не вызывают сложностей, то безударные могут нас изрядно запутать. Казалось бы, что может пойти не так: подобрали однокоренное слово и поставили гласную в ударную позицию. Но в итоге оказывается, что допустили ошибку! Такие ситуации возникают в случае с коварным чередованием корней. Написание в них зависит от ударения, наличия или отсутствия суффикса, последних букв корня или даже от смысла слова. Примеры слов с чередующимися гласными:

  • загар – загорать
  • скакать – заскочить
  • промокает – обмакнуть – моченый
  • уравнять – ровный
  • плавник – пловец – заплыв

Полный список чередующихся корней можно найти в Объяснительном русском орфографическом словаре-справочнике и на интернет-ресурсе «Орфографическое комментирование русского словаря», раздел IV «Передача на письме безударных гласных звуков».

Практика

Для того чтобы закрепить знания, необходимые на экзамене, потренируемся применять их на практике.

Примеры задания №9 в ЕГЭ по русскому языку

Мы составили несколько типовых заданий на правописание корней. В каждом из них выберите и запишите номера от двух до четырех строк, где пропущена одна и та же буква. 

Задание 1

  1. бл..стит, выч..тание, с..рдиться
  2. заг..рать, т..рговать, спл..вляться
  3. оз..рение, оз..рной, прик..сновение
  4. изл..гать, обм..кнуть (в воду), ср..внить
  5. соб..рать, зап..рать, перест..лать

Задание 2

  1. п..рядок, к..томка, кор..чка
  2. ч..сы, п..нятно, з..бава
  3. см..трящий, распол..жение, выск..чка
  4. бл..сна, д..сна, выв..ска
  5. пр..щепка, выж..гать, выч..таемое

Задание 3

  1. ост..новка, пор..знь, раств..римый
  2. прил..пить, з..внуть, предр..кать
  3. неул..вимый, возр..стной, кр..потливый
  4. прип..ять, ст..новиться, утв..рь
  5. с..делка, д..тя, щ..пковый (инструмент)

Ответы к заданиям

Вставим пропущенные буквы и выберем верные ответы в заданиях. Напомним, что порядок перечисления номеров рядов не важен.

Задание 1

  1. блестит, вычитание, сердиться
  2. загорать, торговать, сплавляться
  3. озарение, озорной, прикосновение
  4. излагать, обмакнуть (в воду), сравнить
  5. собирать, запирать, перестилать

Ответ: 45 или 54

Задание 2

  1. порядок, котомка, корочка
  2. часы, понятно, забава
  3. смотрящий, расположение, выскочка
  4. блесна, десна, вывеска
  5. прищепка, выжигать, вычитаемое

Ответ: 1345 (цифры могут быть указаны в любом порядке)

Задание 3

  1. остановка, порознь, растворимый
  2. прилепить, зевнуть, предрекать
  3. неуловимый, возрастной, кропотливый
  4. припаять, становиться, утварь
  5. сиделка, дитя, щипковый

Ответ: 245 (цифры могут быть указаны в любом порядке)

Баллы за задание №9 в ЕГЭ по русскому языку

Задание №9 входит в первую часть экзаменационного варианта ЕГЭ и относится к вопросам базовой сложности. За его правильное выполнение ученик получит один первичный балл, за неверное – не получит ничего. В бланк вносятся номера выбранных вариантов ответа, их может быть от двух до четырех. Порядок записи не важен и не повлияет на оценивание.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку:

Что проверяет задание №9 в ЕГЭ по русскому языку?

Задание №9 проверяет умение выпускников применять правила правописания корней слов.

Сколько вариантов ответов может быть в задании №9 в ЕГЭ по русскому языку?

Количество верных ответов в этом задании – от двух до четырех.

Как научиться легко решать задание №9 в ЕГЭ по русскому языку?

Для успешного освоения задания №9 нужно освоить морфологический и морфемный анализы слова, учитывать контекст и лексическое значение, уметь проверять написание гласной в корне, подбирая проверочные слова. Кроме того, необходимо выучить чередующиеся корни и освоить словарные слова.

В каком классе изучают темы, которые проверяет задание №9 в ЕГЭ по русскому языку?

Темы, необходимые для успешного выполнения задания №9 ЕГЭ, изучаются с 5-го по 7-ой класс.

За какие ошибки могут снизить балл в задании №9 в ЕГЭ по русскому языку?

Несмотря на простоту задания, часть выпускников, согласно анализу результатов ФИПИ, в этом номере все равно ошибается. К ошибке может привести неверная квалификация орфограммы, из-за чего ученик начинает применять к слову другое правило. Неверное морфемное членение слова тоже может привести к ошибке.

КП
Реклама О проекте