Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку 2025

Это задание считается одним из наиболее сложных в первой части выпускного экзамена, ведь оно направлено на проверку умения находить ошибки в построении предложений. Разберемся, что поможет быстро и правильно выполнить задание №8 в ЕГЭ по русскому языку в 2025

Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку. Фото сгенерировано нейросетью bing.com
Анастасия Полищук Автор КП Елена Павлова Онлайн-репетитор по русскому языку

Формат коротких сообщений и частое использование смайлов и стикеров вместо текста приводит к тому, что причастные и деепричастные обороты, косвенная и прямая речь и прочие усложнения практически пропали из письменного общения. Да и в разговорах вживую многие предпочитают использовать короткие фразы, произнесение которых отнимает минимум времени. А значит, умение строить сложные предложения плавно переходит из разряда активно используемых навыков в категорию правил, которые потом никогда не пригодятся. Как бы то ни было, для успешного выполнения задания №8 в ЕГЭ по русскому языку необходимо знать правила синтаксиса и уметь верно определять фразы, в которых допущены ошибки.

Формулировка задания №8 в ЕГЭ по русскому языку

В восьмом задании выпускного экзамена по русскому языку школьникам требуется найти ошибки в представленных фразах и определить, какая именно синтаксическая норма нарушена в том или ином случае. Сложности добавляет то, что типов ошибок пять, а фраз девять: часть предложений из представленных в задании либо составлены правильно, либо относятся к другим правилам синтаксиса. Выпускникам нужно заполнить таблицу: под буквой, соответствующей типу ошибки, указать номер предложения, в котором она допущена. В бланк ответа необходимо записать полученную последовательность из пяти цифр.

Формулировка задания экзаменационной работы 2023-2024 года

Полезная информация о задании №8 в ЕГЭ по русскому языку

Номер задания8
Максимальное количество баллов2 первичных балла
Рекомендуемое время выполнения10 минут
СложностьБазовый уровень

Алгоритм выполнения задания

Составим пошаговый алгоритм, который поможет справиться с заданием.

  1. В инструкции по выполнению экзаменационной работы указано, что школьники могут использовать черновики, а записи, сделанные в них и в тексте экзаменационной работы, не учитываются при оценке. Поэтому мы предлагаем подчеркнуть найденные ошибки прямо в тексте задания.
  2. После этого определим и запишем на черновике нарушенные грамматические нормы в соответствии с номерами предложений. Если какая-то из фраз составлена верно, напротив ее номера ставим прочерк.
  3. Далее сопоставим данные из левой части задания с теми ошибками, которые мы записали. Должно найтись пять совпадений. Если это так, еще раз проверим себя, перечитав предложения, и заполним таблицу в бланке заданий.
  4. Если соответствий меньше или больше пяти – где-то допущена ошибка. Снова перечитаем 9 фраз из правой части задания и попробуем определить, где подобрано неверное правило.
  5. Снова повторим пункт 4 и подберем предложения к каждому типу грамматической ошибки.
  6. После заполнения таблицы можно перенести полученную последовательность из пяти цифр в бланк ответов. Внимание: в итоговом ответе должно быть ровно пять цифр без пробелов и любых других символов. 

Например, если таблица заполнена так:

АБВГД
54312

В бланк ответов вносим: 54312

Теория к заданию №8 в ЕГЭ по русскому языку

Все темы, которые могут встретиться в заданиях ЕГЭ, указаны в кодификаторе для проведения ЕГЭ по русскому языку. Для задания №8 необходимо знать следующие синтаксические нормы:

  • согласование сказуемого с подлежащим, выраженным числительным, аббревиатурой или заимствованным несклоняемым существительным и с подлежащим, имеющим при себе приложение. Это могут быть составные слова, пишущиеся через дефис, или обозначения предметов и объектов с указанием их названия;
  • управление – выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова;
  • употребление однородных членов;
  • употребление причастных и деепричастных оборотов;
  • построение сложных предложений;
это интересно
Задание №9 в ЕГЭ по русскому языку
Какие теоретические знания пригодятся выпускникам для выполнения задания
подробнее

Грамматические нормы русского языка

Составим краткую памятку по синтаксическим нормам, которые могут встретиться в задании.

Нормы согласования сказуемого с подлежащим

Необходимо помнить, что в предложении сказуемое обязательно согласуется с подлежащим, каким бы словом оно ни было выражено. С полным перечнем тем можно ознакомиться в кодификаторе на сайте ФИПИ, а мы предлагаем обратить особое внимание на следующие правила согласования.

  1. В предложении, в котором в состав подлежащего входят слова «множество», «ряд», «большинство», «меньшинство», сказуемое согласуется со словом, обозначающим количество, например: множество белок бегало по парку, ряд кабанов искал желуди под огромным дубом.
  2. Глагол согласуется по роду с подлежащим, имеющим в своем составе числительные, оканчивающиеся на «один»: одна кошка гуляла по крыше, сто одно солнце светило в фантастическом мире. Существительное – в форме именительного падежа.
  3. Употребляем множественное число глагола с подлежащим, имеющим в своем составе числительные «два», «три», «четыре» или числительное, оканчивающееся на «два», «три», «четыре». Существительное в этом случае стоит в родительном падеже единственного числа, например: двадцать два футболиста бегали по полю, триста четыре горошины помещаются в стакан.
  4. Подлежащее, имеющее при себе несогласованное приложение,– это сочетание объекта или предмета с его названием. Для литературных произведений, картин, фильмов название берется в кавычки, в отличие от географических топонимов: озеро Байкал, картина «Черный квадрат». Сказуемое согласуется с именем нарицательным при его наличии (со стены упала картина «Черный квадрат») или с собственным – при отсутствии (со стены упал «Черный квадрат»). Названия склоняются только в том случае, если в предложении нет определяющего слова: «мы доехали до Байкала», но «мы доехали до озера Байкал».
  5. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, происходит по такому правилу: форму глагола подбираем под входящее в ее состав существительное. Например: «Красноярская ГЭС произвела 1 триллион киловатт-часов электроэнергии за 55 лет работы», согласуем глагол с существительным «станция». Или с «министерством» во фразе «МЧС проинформировало жителей о сильных морозах». 
  6. Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным, то, как понятно из определения, оно не будет изменяться по числам и падежам: сорок зомби в черных кимоно заказали по чашке кофе. Сказуемое при таком подлежащем ставится в форму рода и числа, определенных для существительного: фуэте было выполнено, жалюзи закрылись, мадам вышла из метро.

Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова.

Отметим самые сложные ситуации для выбора правильного падежа существительного.

  • Наличие предлогов «благодаря», «вопреки» и «согласно». Во всех трех случаях используем исключительно дательный падеж: благодаря смекалке, вопреки лени, согласно купленным билетам.
  • С предлогом «по» в значении «в результате» или «после чего-либо» ставим существительные в предложный падеж. Верно: по окончании, по пришествии, по приезде. Неверно: по окончанию, по пришествию, по приезду.
  • Со словами «в меру», «в силу», «в течение», «в продолжение», «в заключение», «по причине», «по завершении», «наподобие», «посредством» – только родительный падеж! Примеры: в меру сил, в силу обстоятельств, в течение часа, в заключение книги, по причине развода, по завершении ужина, наподобие картины, посредством телефона.

Основные нормы употребления однородных членов предложения

Давайте вспомним и кратко сформулируем основные правила, касающиеся однородных членов предложения.

Двойные союзы имеют постоянную форму, нельзя смешивать их друг с другом или заменять частично. К таким союзам относятся: 

  • не только …, но и
  • если не …, то
  • не столько …, сколько
  • как …, так и
  • то …, то
  • то ли …, то ли

Однородными можно назвать только одинаковые члены предложения, выражены одинаковыми частями речи. Например: «он любит птиц и прогулки», но не «он любит птиц и гулять». Если однородными выступают прилагательные или причастия, то они должны стоять в одинаковом падеже и в одинаковой форме: полной или краткой. Пример: розы здесь были и белые, и красные, и розовые, и фиолетовые.

Если в предложении два глагола, требующих дополнений в разных падежах, нельзя пропускать одно из них. Но может быть единое дополнение для двух глаголов, предполагающих употребление одного падежа. Верно: он видел и слышал птиц, они попробовали блюдо и восхищались им.

Предлог перед однородными членами можно использоваться единожды, но только в том случае, если он подходит ко всем словам. В противном случае необходимо использовать разные предлоги: «он побывал в Европе, Индии, Австралии», но «мы искали его на улицах и бульварах, в парках и скверах».

Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

Нормы согласования причастных оборотов схожи с употреблением прилагательных: причастие нужно согласовать с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Определяемое слово должно находиться рядом с причастным оборотом, но не внутри него. Верно: школьники, гуляющие по улице. Неверно: гуляющие школьники по улице.

Нельзя употреблять причастный оборот и определительное придаточное предложение в качестве однородных членов предложения.

Деепричастие обязательно должно относиться к действующему лицу, являющемуся подлежащим. Если такого нет, в формулировке допущена ошибка. Также в случае с деепричастными оборотами важно обращать внимание на общий смысл фразы. Верно: «читая книги, люди расширяют кругозор». Но «читая книги, расширяется кругозор» – неверно, так как это не кругозор читает книги.

Нормы употребления прямой и косвенной речи

Для предложений с прямой и косвенной речью важно запомнить два основных правила.

  • При прямой речи реплика берется в кавычки. Герой сказал: «я еще вернусь!» 
  • При переводе прямой речи в косвенную 1-ое и 2-ое лицо заменяется на 3-е: «герой сказал, что он еще вернется».

Основные нормы построения сложных предложений

Чаще всего в сложных предложениях возникают смысловые ошибки, связанные с неверным размещением придаточной части. Основное правило: придаточное предложение должно располагаться сразу после слова, от которого зависит. Например: девочка забыла, куда положила любимую куклу, и заплакала.

Еще одна распространенная сложность – употребление лишнего союза «что»: я ему не рассказал, что почему сегодня опоздал на работу. Верно будет: я ему не рассказал, почему сегодня опоздал на работу.

Практика

Несмотря на то что для каждого региона составляются собственные варианты Единого государственного экзамена, темы заданий и уровень сложности одинаковы. Делается это для того, чтобы все выпускники находились в равных условиях. При подготовке можно ориентироваться демонстрационный вариант: задание №8 ЕГЭ по русскому языку посвящено умению находить ошибки в построении предложений и определять, какие именно правила синтаксиса нарушены в каждом случае.

Примеры задания №8 в ЕГЭ по русскому языку

Чтобы закрепить правила в памяти, проведем подробный разбор восьмого задания из демоверсии ЕГЭ по русскому.

Для начала внимательно изучим задание. Нам нужно прочитать предложения в правом столбце, проанализировать их и найти те, в которых допущена одна из грамматических ошибок, перечисленных в левом столбце.

Ответы к заданиям

Будем действовать по предложенному ранее алгоритму, а значит, первым делом найдем ошибки в девяти предложениях, указанных в правом столбце.

Здесь нет грамматических и синтаксических ошибок. Несмотря на то что фраза «сразу по приезде» может показаться неверной, в данном контексте нужно использовать именно предложный падеж существительного, а не дательный («по приезду»).

Ошибка в предложении с деепричастным оборотом: в текущей формулировке получается, что в родные места возвращались детские впечатления, а не автор. Правильно: возвращаясь в родные места, я вспомнил.

Ошибка в предложении с косвенной речью. Фраза сформулирована так, что должна использоваться косвенная речь, но употреблена прямая с местоимением «я». Правильно: сообщает другу П. А. Плетневу, что женат и счастлив. 

Ошибка в употреблении падежной формы существительного с предлогом. «Благодаря» в этом предложении – это предлог, а не деепричастие, как может неверно показаться. Правильно: благодаря изучению.

В данном предложении нет ошибок.

В предложении нет синтаксических ошибок.

Ошибка в употреблении однородных членов. Правильный вариант: воспринимают жизнь и думают о ней.

Ошибка в употреблении существительного с несогласованным приложением, им является в данном случае название пьесы. Правильно будет поставить название в именительный падеж, так как перед ним имеется определяющее имя нарицательное: «в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”».

Предложение составлено верно и не содержит ошибок.

Мы проанализировали все фразы и теперь можем сопоставить найденные ошибки с тем списком, который представлен в задании:

Получаем последовательность цифр: 43827

Ее во время экзамена нужно внести в бланк ответов №1 без пробелов и любых других символов.

Баллы за задание №8 в ЕГЭ по русскому языку

После изменений, внесенных в экзамен, полностью верный ответ на задание №8 году принесет выпускнику 2 балла. Если одна или две цифры из пяти будут неверны, школьнику достанется только один балл. В случае, если ошибочно указаны три и более цифр или в ответе не пять символов, а больше или меньше – баллы не будут начислены вовсе.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку

Что проверяет задание №8 в ЕГЭ по русскому языку?

Задание №8 ЕГЭ по русскому языку проверяет уровень владения грамматическими (синтаксическими) нормами, то есть умение выпускников правильно строить предложения и словосочетания.

Сколько вариантов ответов может быть в задании №8 в ЕГЭ по русскому языку?

В задании необходимо дать верную последовательность цифр, обозначающих предложения с конкретной ошибкой и соответствующих ее буквенному обозначению в задании. Верным будет только один вариант ответа.

Как научиться легко решать задание №8 в ЕГЭ по русскому языку?

Чтобы научиться легко решать это задание, необходимо освоить типичные грамматические ошибки, виды подчинительной связи (согласование и управление, в том числе и соотнесение подлежащего со сказуемым; связь несогласованного приложения и определяемого слова), построение предложения с однородными членами, с причастным оборотом, деепричастным оборотом, построение сложного предложения, предложения с прямой и косвенной речью. Разумно осваивать теорию в связке с практикой.

В каком классе изучают темы, которые проверяет задание №8 в ЕГЭ по русскому языку?

Темы, которые проверяет задание №8, изучают с 5-го по 9-ый класс. На протяжении обучения школьники узнают об особенностях построения той или иной синтаксической единицы.

За что могут снизить балл в задании №8 в ЕГЭ по русскому языку?

Если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те номера предложений, которые представлены в эталоне, можно получить 1 балл вместо заветных двух.
КП
Реклама О проекте