Это задание считается одним из наиболее сложных в первой части выпускного экзамена, ведь оно направлено на проверку умения находить ошибки в построении предложений. Разберемся, что поможет быстро и правильно выполнить задание №8 в ЕГЭ по русскому языку в 2025
Формат коротких сообщений и частое использование смайлов и стикеров вместо текста приводит к тому, что причастные и деепричастные обороты, косвенная и прямая речь и прочие усложнения практически пропали из письменного общения. Да и в разговорах вживую многие предпочитают использовать короткие фразы, произнесение которых отнимает минимум времени. А значит, умение строить сложные предложения плавно переходит из разряда активно используемых навыков в категорию правил, которые потом никогда не пригодятся. Как бы то ни было, для успешного выполнения задания №8 в ЕГЭ по русскому языку необходимо знать правила синтаксиса и уметь верно определять фразы, в которых допущены ошибки.
В восьмом задании выпускного экзамена по русскому языку школьникам требуется найти ошибки в представленных фразах и определить, какая именно синтаксическая норма нарушена в том или ином случае. Сложности добавляет то, что типов ошибок пять, а фраз девять: часть предложений из представленных в задании либо составлены правильно, либо относятся к другим правилам синтаксиса. Выпускникам нужно заполнить таблицу: под буквой, соответствующей типу ошибки, указать номер предложения, в котором она допущена. В бланк ответа необходимо записать полученную последовательность из пяти цифр.
Номер задания | 8 |
Максимальное количество баллов | 2 первичных балла |
Рекомендуемое время выполнения | 10 минут |
Сложность | Базовый уровень |
Составим пошаговый алгоритм, который поможет справиться с заданием.
Например, если таблица заполнена так:
А | Б | В | Г | Д |
5 | 4 | 3 | 1 | 2 |
В бланк ответов вносим: 54312
Все темы, которые могут встретиться в заданиях ЕГЭ, указаны в кодификаторе для проведения ЕГЭ по русскому языку. Для задания №8 необходимо знать следующие синтаксические нормы:
Составим краткую памятку по синтаксическим нормам, которые могут встретиться в задании.
Нормы согласования сказуемого с подлежащим
Необходимо помнить, что в предложении сказуемое обязательно согласуется с подлежащим, каким бы словом оно ни было выражено. С полным перечнем тем можно ознакомиться в кодификаторе на сайте ФИПИ, а мы предлагаем обратить особое внимание на следующие правила согласования.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова.
Отметим самые сложные ситуации для выбора правильного падежа существительного.
Основные нормы употребления однородных членов предложения
Давайте вспомним и кратко сформулируем основные правила, касающиеся однородных членов предложения.
Двойные союзы имеют постоянную форму, нельзя смешивать их друг с другом или заменять частично. К таким союзам относятся:
Однородными можно назвать только одинаковые члены предложения, выражены одинаковыми частями речи. Например: «он любит птиц и прогулки», но не «он любит птиц и гулять». Если однородными выступают прилагательные или причастия, то они должны стоять в одинаковом падеже и в одинаковой форме: полной или краткой. Пример: розы здесь были и белые, и красные, и розовые, и фиолетовые.
Если в предложении два глагола, требующих дополнений в разных падежах, нельзя пропускать одно из них. Но может быть единое дополнение для двух глаголов, предполагающих употребление одного падежа. Верно: он видел и слышал птиц, они попробовали блюдо и восхищались им.
Предлог перед однородными членами можно использоваться единожды, но только в том случае, если он подходит ко всем словам. В противном случае необходимо использовать разные предлоги: «он побывал в Европе, Индии, Австралии», но «мы искали его на улицах и бульварах, в парках и скверах».
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов
Нормы согласования причастных оборотов схожи с употреблением прилагательных: причастие нужно согласовать с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Определяемое слово должно находиться рядом с причастным оборотом, но не внутри него. Верно: школьники, гуляющие по улице. Неверно: гуляющие школьники по улице.
Нельзя употреблять причастный оборот и определительное придаточное предложение в качестве однородных членов предложения.
Деепричастие обязательно должно относиться к действующему лицу, являющемуся подлежащим. Если такого нет, в формулировке допущена ошибка. Также в случае с деепричастными оборотами важно обращать внимание на общий смысл фразы. Верно: «читая книги, люди расширяют кругозор». Но «читая книги, расширяется кругозор» – неверно, так как это не кругозор читает книги.
Нормы употребления прямой и косвенной речи
Для предложений с прямой и косвенной речью важно запомнить два основных правила.
Основные нормы построения сложных предложений
Чаще всего в сложных предложениях возникают смысловые ошибки, связанные с неверным размещением придаточной части. Основное правило: придаточное предложение должно располагаться сразу после слова, от которого зависит. Например: девочка забыла, куда положила любимую куклу, и заплакала.
Еще одна распространенная сложность – употребление лишнего союза «что»: я ему не рассказал, что почему сегодня опоздал на работу. Верно будет: я ему не рассказал, почему сегодня опоздал на работу.
Несмотря на то что для каждого региона составляются собственные варианты Единого государственного экзамена, темы заданий и уровень сложности одинаковы. Делается это для того, чтобы все выпускники находились в равных условиях. При подготовке можно ориентироваться демонстрационный вариант: задание №8 ЕГЭ по русскому языку посвящено умению находить ошибки в построении предложений и определять, какие именно правила синтаксиса нарушены в каждом случае.
Чтобы закрепить правила в памяти, проведем подробный разбор восьмого задания из демоверсии ЕГЭ по русскому.
Для начала внимательно изучим задание. Нам нужно прочитать предложения в правом столбце, проанализировать их и найти те, в которых допущена одна из грамматических ошибок, перечисленных в левом столбце.
Ответы к заданиям
Будем действовать по предложенному ранее алгоритму, а значит, первым делом найдем ошибки в девяти предложениях, указанных в правом столбце.
Здесь нет грамматических и синтаксических ошибок. Несмотря на то что фраза «сразу по приезде» может показаться неверной, в данном контексте нужно использовать именно предложный падеж существительного, а не дательный («по приезду»).
Ошибка в предложении с деепричастным оборотом: в текущей формулировке получается, что в родные места возвращались детские впечатления, а не автор. Правильно: возвращаясь в родные места, я вспомнил.
Ошибка в предложении с косвенной речью. Фраза сформулирована так, что должна использоваться косвенная речь, но употреблена прямая с местоимением «я». Правильно: сообщает другу П. А. Плетневу, что женат и счастлив.
Ошибка в употреблении падежной формы существительного с предлогом. «Благодаря» в этом предложении – это предлог, а не деепричастие, как может неверно показаться. Правильно: благодаря изучению.
В данном предложении нет ошибок.
В предложении нет синтаксических ошибок.
Ошибка в употреблении однородных членов. Правильный вариант: воспринимают жизнь и думают о ней.
Ошибка в употреблении существительного с несогласованным приложением, им является в данном случае название пьесы. Правильно будет поставить название в именительный падеж, так как перед ним имеется определяющее имя нарицательное: «в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”».
Предложение составлено верно и не содержит ошибок.
Мы проанализировали все фразы и теперь можем сопоставить найденные ошибки с тем списком, который представлен в задании:
Получаем последовательность цифр: 43827
Ее во время экзамена нужно внести в бланк ответов №1 без пробелов и любых других символов.
После изменений, внесенных в экзамен, полностью верный ответ на задание №8 году принесет выпускнику 2 балла. Если одна или две цифры из пяти будут неверны, школьнику достанется только один балл. В случае, если ошибочно указаны три и более цифр или в ответе не пять символов, а больше или меньше – баллы не будут начислены вовсе.
Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку