Задание №7 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Во время экзамена выпускники показывают приобретенные знания и умения, в том числе как происходит образование слов, которые относятся к разным частям речи. Именно это проверяет задание №7 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Задание №7 в ЕГЭ по русскому языку. Фото: shutterstock.com
Александр Долгих Преподаватель русского языка Юлия Козлова Автор КП

В конце учебного года одиннадцатиклассники сдают Единый государственный экзамен, который состоит из 27 заданий, разделенных на тестовую часть и сочинение. Вопрос №7 экзаменационного теста касается большого пласта школьной программы по русскому языку — форм образования слов. Вместе с опытным преподавателем разбираемся, как сформулировано задание №7 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году и что нужно делать для его успешного выполнения. 

Формулировка задания №7 в ЕГЭ по русскому языку

Для начала внимательно прочтем формулировку вопроса экзаменационного теста. Вот какой вариант представлен в демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ в 2025 году.

Формулировка задания экзаменационной работы 2023-2024 года

Полезная информация о задании №7 в ЕГЭ по русскому языку

Номер задания7
Максимальное количество баллов1
Рекомендуемое время на выполнение1,5-2 минуты
СложностьСредняя

Алгоритм выполнения задания №7 в ЕГЭ по русскому языку

Чтобы уложиться в отведенное на экзамене время и не допустить грамматических ошибок, важна определенная последовательность действий в выполнении задания. Узнайте, что нужно делать, чтобы результат экзаменационного теста вас не разочаровал.

  1. Внимательно прочитайте задание. Не забудьте, что нужно не просто отыскать ошибку, но и написать верный вариант слова.
  2. Определите части речи выделенных в тексте слов. 
  3. Вспомните правила, которые касаются каждой части речи, если они есть.
  4. Найдите ошибку методом исключения. Проще начать с прилагательных, числительных и глаголов, в последнюю очередь рассмотрите существительные. 
  5. Напишите верный вариант в бланк.

Теория к заданию №7 в ЕГЭ по русскому языку

Без знаний о морфологических нормах правильно выполнить задание не удастся. Вот почему так важно повторить всю теорию.

Формы существительных

Существительные во множественном числе именительного падежа могут иметь окончания «-ы»/«-и» и «-а»/«-я» — горшки, паруса. Для большинства носителей русского языка окончания по множественном числе именительного падежа — не проблема, но есть случаи, когда определить окончание бывает сложно. Разберем подробнее.

В нашем языке существуют равноправные варианты. Например, слесари — слесаря, редакторы — редактора. Помимо этого, есть слова-омонимы, окончание которых во множественном числе зависит от значения. Например:

  • художественные образы, но образа святых;
  • рода войск, но естественные роды;
  • дорогие меха, но кузнечные мехи.

Задание №7 в ЕГЭ по русскому проверяет не только умение образовывать существительные в именительном падеже, но и понимать, какие изменения происходят в родительном и творительном падежах и как они зависят от рода. К примеру, существительные женского рода в родительном падеже имеют окончания «-и» и «-ы», а мужского и среднего рода оканчиваются на «-а» и «-я». Существительные женского рода в творительном падеже обладают окончаниями «-ой»/«-ою»/«-ей»/«-ю», а мужского и среднего рода — «-ем»/«-ом».

Для выполнения задания экзамена важно понимать морфологические нормы для существительных множественного числа в родительном падеже, где все зависит от рода. Для слов мужского рода, основа которых завершается на «-й» или твердый нешипящий согласный, типичными окончаниями в родительном падеже будут «-ев»/«-ов» — столов, киргизов, абзацев. Когда основа слова завершается мягким согласным, «-ч» или шипящим согласным, существительное будет иметь окончание «-ей» — падежей.

У этого правила есть исключение. Существительные мужского рода, которые можно поделить на смысловые группы, во множественном числе родительного падежа имеют нулевое окончание. Правило распространяется на воинские группы — партизан, национальности — турок, единицы измерения — аршин и обозначения некоторых парных предметов — валенок, ботинок, чулок. Запомните исключения для воинских групп — саперов, для единиц измерения — килограммов, граммов, гектаров, для парных предметов — носков, гольфов, бриджей.

это интересно
Задание №13 в ЕГЭ по русскому языку
Знание каких правил поможет успешно справиться с этим заданием
Подробнее

У существительных среднего рода во множественном числе родительного падежа окончание будет нулевым — окон, плеч, болот, яблок. Однако есть слова-исключения: звеньев, перьев, устьев, платьев, облаков.

Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа тоже будут иметь нулевое окончание — сардин. Иногда при образовании этой формы в словах появляется мягкий знак и беглые гласные — героинь, вишен. Некоторые существительные женского рода во множественном числе родительного падежа могут заканчиваться на «-ий»/«-ей» — кеглей.

Существительные, не имеющие формы единственного числа, в родительном падеже образуют слова с самыми разными окончаниями: нулевым — чернил, «-ей»/ — гастролей, «-ев»/«-ов» — консервов.

Любопытные закономерности прослеживаются со словами русского языка, в конце которых стоит «-ня». Если перед «-ня» гласная, во множественном числе родительного падежа слово будет заканчиваться на мягкий знак — бань, яблонь. Если согласная, мягкий знак в конце ставить не нужно — песен, башен.

Для слов, оканчивающихся на «-це» множественное число в родительном падеже образуется при помощи окончания «-ец» — полотенец, блюдец.

Степени сравнения прилагательных

Вспомним о сравнительной и превосходной степенях. Простая сравнительная степень образуется с использованием окончаний «-ше»/«-ее»/«-е». Например, здоровый — здоровее. Составная — при сочетании слов «менее», «более» и начальной формы прилагательного — менее умный. Чтобы получить простую превосходную степень, мы должны применить суффиксы «-айш», «-ейш» — глубочайший. 

Составную превосходную степень дают сочетания слова «самый» («самая», «самое»), «наиболее», «наименее» и начальной формы прилагательного — самая умная, наиболее сильный. Для образования простой сравнительной степени прилагательного используются слова «всего», «всех» — эрудированнее всех.

Любопытно, что при образовании сравнительной степени прилагательных на «-е» в основе слова часто происходят чередования согласных: молодой — моложе. Бывает, что выпускники на ЕГЭ соединяют простую и составную формы степеней сравнения прилагательных. Это грубая грамматическая ошибка! «Самый умнейший ученик» или «более сильнее» — так нельзя ни писать, ни говорить.

Склонение числительных

Возможно, один из самых сложных разделов грамматики — это морфологические нормы образования числительных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа. При склонении числительных 40, 90, 100 добавляется окончание «-а» — сорока, девяноста, ста

В числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400 мы должны изменить обе части слов — пятьюдесятью, двумястами. Для числительных 500, 600, 700, 800 и 900 используйте следующий образец — шестьсот, шестистам, шестьюстами, о шестистах. При склонении составных числительных необходимо изменять все части слова — четырех тысяч девятьсот двадцати восьми.

Чтобы просклонять порядковое числительное, меняйте только последнее слово перед существительным — в две тысячи двадцать четвертом году. Употребляя слова «обе» и «оба», обязательно согласуйте их с существительными — под обоими зданиями, на обеих картинах.

Формы глаголов

Образование форм глаголов в русском языке вызывает трудности потому, что приходится запоминать много слов. Например, глаголы в повелительном наклонении:

Необходимо также знать, как образуется настоящее и будущее время от глаголов:

Перед экзаменом советуем повторить написание часто употребляемых сочетаний и слов: выходить из автобуса (а не сходить), замерз, насмехаться, окреп, подчеркнуть, поскользнуться, постричься, промок, садитесь.

Практика

Знание теории — основа основ, однако без тренировки образования слов теоретические знания почти бесполезны. По этой причине опытные педагоги советуют при подготовке к ЕГЭ больше внимания уделять практике.

Примеры задания №7 в ЕГЭ по русскому языку

Упражнения подготовил преподаватель русского языка в онлайн-школе «Умскул» Александр Долгих.

В каждом из заданий ниже в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ее и запишите слово правильно.

Задание 1

золотые КУПОЛА
букет из АСТР
фонтан БРЫЗГОВ
вопреки ПРИКАЗУ
ИХ игрушки

Задание 2

множество ЦЫГАН
через ПОЛТОРА года
шесть АПЕЛЬСИНОВ
уважаемые ДОКТОРЫ
молодые ФЕЛЬДШЕРА

Задание 3

пять ВОЛЬТОВ
КРАЙНЕ нужный
новогодние СВИТЕРЫ
строгие ДИРЕКТОРА
пара ЛЫЖ 

Задание 4

корзина АБРИКОСОВ
коробка БАХИЛ
сборник ПЕСЕН
тарелка ЧИПСОВ
в ДВУХ тысячи девятом году

Задание 5

олимпийские ФАКЕЛЫ
ПЯТИСОТ единиц
ШОФЁРЫ
до ВОСЕМЬДЕСЯТ лет
ДЛИННЕЕ всех

Ответы к заданиям

Давайте проверим, справились ли вы с заданиями.

Задание 1. брызг
Задание 2. доктора
Задание 3. вольт
Задание 4. две
Задание 5. восьмидесяти

Баллы за задание №7 в ЕГЭ по русскому языку

За правильное выполнение задания №7 экзаменационного теста можно получить 1 балл. Положительный результат гарантирован, если ответ записан, как указано в инструкции, и полностью совпадает с эталонным ответом.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Александр Долгих:

Что проверяет задание №7 в ЕГЭ по русскому языку?

Экзаменуемый должен разбираться в формах существительных: как образуется именительный и родительный падежи множественного числа, а также в родах некоторых имен существительных. Чтобы правильно ответить на вопрос теста, нужно также знать, какими бывают степени сравнения прилагательных, уметь склонять все разряды числительных и местоимения по падежам. Кроме того, для положительного результата необходимо понимать формы образования глаголов, причастий и деепричастий.

Сколько вариантов ответов может быть в задании №7 в ЕГЭ по русскому языку?

Только один правильный ответ.

Как научиться легко решать задание №7 в ЕГЭ по русскому языку?

Для успешного решения рекомендуется:

• тщательно изучить теорию и правила,
• уметь определять части речи и понимать структуру слов,
• практиковаться в выполнении тренировочных упражнений,
• набирать опыт и устранять пробелы в знаниях путем регулярных упражнений и работой над ошибками.

В каком классе изучают темы, которые проверяет задание №7 в ЕГЭ по русскому языку?

В 5 классе — собственность и нарицательность, одушевленность, род и склонение существительных, полнота и краткость и словоизменение прилагательных, начальная форма, вид и спряжение глаголов.

В 6 классе — разносклоняемые и несклоняемые существительные, разряды по значению, степени сравнения прилагательных, числительное, местоимение, глагол: переходность, возвратность, безличность.

В 7 классе — междометие, служебные части речи, причастие и деепричастие.

За какие ошибки могут снизить балл в задании №7 в ЕГЭ по русскому языку?

Баллы могут быть снижены:

1) за содержательные ошибки: неверное написание слов, которое не отвечает правилам орфографии. Например, если верный ответ «трёхсот», а ученик написал «трёхста», ответ не будет засчитан;

2) за технические ошибки: неправильное заполнение бланка ответов, несоответствие написания символов образцу. Например, если буква не похожа на букву в образце и компьютер не сможет правильно прочитать ее, балл не будет засчитан.
КП
Реклама О проекте