Во время экзамена выпускники показывают приобретенные знания и умения, в том числе как происходит образование слов, которые относятся к разным частям речи. Именно это проверяет задание №7 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
В конце учебного года одиннадцатиклассники сдают Единый государственный экзамен, который состоит из 27 заданий, разделенных на тестовую часть и сочинение. Вопрос №7 экзаменационного теста касается большого пласта школьной программы по русскому языку — форм образования слов. Вместе с опытным преподавателем разбираемся, как сформулировано задание №7 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году и что нужно делать для его успешного выполнения.
Для начала внимательно прочтем формулировку вопроса экзаменационного теста. Вот какой вариант представлен в демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ в 2025 году.
Номер задания | 7 |
Максимальное количество баллов | 1 |
Рекомендуемое время на выполнение | 1,5-2 минуты |
Сложность | Средняя |
Чтобы уложиться в отведенное на экзамене время и не допустить грамматических ошибок, важна определенная последовательность действий в выполнении задания. Узнайте, что нужно делать, чтобы результат экзаменационного теста вас не разочаровал.
Без знаний о морфологических нормах правильно выполнить задание не удастся. Вот почему так важно повторить всю теорию.
Существительные во множественном числе именительного падежа могут иметь окончания «-ы»/«-и» и «-а»/«-я» — горшки, паруса. Для большинства носителей русского языка окончания по множественном числе именительного падежа — не проблема, но есть случаи, когда определить окончание бывает сложно. Разберем подробнее.
В нашем языке существуют равноправные варианты. Например, слесари — слесаря, редакторы — редактора. Помимо этого, есть слова-омонимы, окончание которых во множественном числе зависит от значения. Например:
Задание №7 в ЕГЭ по русскому проверяет не только умение образовывать существительные в именительном падеже, но и понимать, какие изменения происходят в родительном и творительном падежах и как они зависят от рода. К примеру, существительные женского рода в родительном падеже имеют окончания «-и» и «-ы», а мужского и среднего рода оканчиваются на «-а» и «-я». Существительные женского рода в творительном падеже обладают окончаниями «-ой»/«-ою»/«-ей»/«-ю», а мужского и среднего рода — «-ем»/«-ом».
Для выполнения задания экзамена важно понимать морфологические нормы для существительных множественного числа в родительном падеже, где все зависит от рода. Для слов мужского рода, основа которых завершается на «-й» или твердый нешипящий согласный, типичными окончаниями в родительном падеже будут «-ев»/«-ов» — столов, киргизов, абзацев. Когда основа слова завершается мягким согласным, «-ч» или шипящим согласным, существительное будет иметь окончание «-ей» — падежей.
У этого правила есть исключение. Существительные мужского рода, которые можно поделить на смысловые группы, во множественном числе родительного падежа имеют нулевое окончание. Правило распространяется на воинские группы — партизан, национальности — турок, единицы измерения — аршин и обозначения некоторых парных предметов — валенок, ботинок, чулок. Запомните исключения для воинских групп — саперов, для единиц измерения — килограммов, граммов, гектаров, для парных предметов — носков, гольфов, бриджей.
У существительных среднего рода во множественном числе родительного падежа окончание будет нулевым — окон, плеч, болот, яблок. Однако есть слова-исключения: звеньев, перьев, устьев, платьев, облаков.
Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа тоже будут иметь нулевое окончание — сардин. Иногда при образовании этой формы в словах появляется мягкий знак и беглые гласные — героинь, вишен. Некоторые существительные женского рода во множественном числе родительного падежа могут заканчиваться на «-ий»/«-ей» — кеглей.
Существительные, не имеющие формы единственного числа, в родительном падеже образуют слова с самыми разными окончаниями: нулевым — чернил, «-ей»/ — гастролей, «-ев»/«-ов» — консервов.
Любопытные закономерности прослеживаются со словами русского языка, в конце которых стоит «-ня». Если перед «-ня» гласная, во множественном числе родительного падежа слово будет заканчиваться на мягкий знак — бань, яблонь. Если согласная, мягкий знак в конце ставить не нужно — песен, башен.
Для слов, оканчивающихся на «-це» множественное число в родительном падеже образуется при помощи окончания «-ец» — полотенец, блюдец.
Вспомним о сравнительной и превосходной степенях. Простая сравнительная степень образуется с использованием окончаний «-ше»/«-ее»/«-е». Например, здоровый — здоровее. Составная — при сочетании слов «менее», «более» и начальной формы прилагательного — менее умный. Чтобы получить простую превосходную степень, мы должны применить суффиксы «-айш», «-ейш» — глубочайший.
Составную превосходную степень дают сочетания слова «самый» («самая», «самое»), «наиболее», «наименее» и начальной формы прилагательного — самая умная, наиболее сильный. Для образования простой сравнительной степени прилагательного используются слова «всего», «всех» — эрудированнее всех.
Любопытно, что при образовании сравнительной степени прилагательных на «-е» в основе слова часто происходят чередования согласных: молодой — моложе. Бывает, что выпускники на ЕГЭ соединяют простую и составную формы степеней сравнения прилагательных. Это грубая грамматическая ошибка! «Самый умнейший ученик» или «более сильнее» — так нельзя ни писать, ни говорить.
Возможно, один из самых сложных разделов грамматики — это морфологические нормы образования числительных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа. При склонении числительных 40, 90, 100 добавляется окончание «-а» — сорока, девяноста, ста.
В числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400 мы должны изменить обе части слов — пятьюдесятью, двумястами. Для числительных 500, 600, 700, 800 и 900 используйте следующий образец — шестьсот, шестистам, шестьюстами, о шестистах. При склонении составных числительных необходимо изменять все части слова — четырех тысяч девятьсот двадцати восьми.
Чтобы просклонять порядковое числительное, меняйте только последнее слово перед существительным — в две тысячи двадцать четвертом году. Употребляя слова «обе» и «оба», обязательно согласуйте их с существительными — под обоими зданиями, на обеих картинах.
Образование форм глаголов в русском языке вызывает трудности потому, что приходится запоминать много слов. Например, глаголы в повелительном наклонении:
Необходимо также знать, как образуется настоящее и будущее время от глаголов:
Перед экзаменом советуем повторить написание часто употребляемых сочетаний и слов: выходить из автобуса (а не сходить), замерз, насмехаться, окреп, подчеркнуть, поскользнуться, постричься, промок, садитесь.
Знание теории — основа основ, однако без тренировки образования слов теоретические знания почти бесполезны. По этой причине опытные педагоги советуют при подготовке к ЕГЭ больше внимания уделять практике.
Упражнения подготовил преподаватель русского языка в онлайн-школе «Умскул» Александр Долгих.
В каждом из заданий ниже в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ее и запишите слово правильно.
Задание 1
золотые КУПОЛА
букет из АСТР
фонтан БРЫЗГОВ
вопреки ПРИКАЗУ
ИХ игрушки
Задание 2
множество ЦЫГАН
через ПОЛТОРА года
шесть АПЕЛЬСИНОВ
уважаемые ДОКТОРЫ
молодые ФЕЛЬДШЕРА
Задание 3
пять ВОЛЬТОВ
КРАЙНЕ нужный
новогодние СВИТЕРЫ
строгие ДИРЕКТОРА
пара ЛЫЖ
Задание 4
корзина АБРИКОСОВ
коробка БАХИЛ
сборник ПЕСЕН
тарелка ЧИПСОВ
в ДВУХ тысячи девятом году
Задание 5
олимпийские ФАКЕЛЫ
ПЯТИСОТ единиц
ШОФЁРЫ
до ВОСЕМЬДЕСЯТ лет
ДЛИННЕЕ всех
Давайте проверим, справились ли вы с заданиями.
Задание 1. брызг
Задание 2. доктора
Задание 3. вольт
Задание 4. две
Задание 5. восьмидесяти
За правильное выполнение задания №7 экзаменационного теста можно получить 1 балл. Положительный результат гарантирован, если ответ записан, как указано в инструкции, и полностью совпадает с эталонным ответом.
Отвечает Александр Долгих: