Экзаменационные задания на знание орфографии имеют базовый уровень сложности, но некоторые из них не так просты, как кажется. Вместе с экспертом разберем алгоритм выполнения самого коварного задания №12 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году и повторим необходимые правила
Выпускные экзамены вселяют страх и трепет в сердца учеников и их родителей. Получение аттестата зрелости — это рубеж между детством и взрослой жизнью. Количество баллов играет решающую роль при поступлении в вуз, а потому готовиться к экзаменам нужно заранее, не полагаясь на авось и остаточные знания.
Некоторые темы в экзаменационных заданиях требуют особого внимания. Так, правописание окончаний личных глаголов и суффиксов причастий часто вызывает сложности. По статистике, балл за это задание получают менее половины учеников. В этом разделе орфографии много исключений и сложных случаев, что волнение в сочетании со спешкой может привести к неверным ответам. Не стоит полагаться на слух и интуицию. Некоторые слова похожи внешне, а выбор буквы зависит от контекста и знания спряжений.
Кот Василий замешан в преступлении. Инфинитив «замешать»: вовлечь в нехорошее дело. I спряжение.
Колобок замешен бабушкой. Инфинитив «замесить»: приготовить однородную массу. II спряжение.
С хорошей подготовкой никакие сложности не страшны. Исключения выучим с помощью мнемонических правил, а теоретические знания и практика помогут обойти любые орфографические ловушки.
В задании №12 необходимо выбрать ряды слов с пропущенной одинаковой буквой. Учитывая, что экзаменуемому предстоит самостоятельно заполнить пропуски, растет вероятность допустить ошибку. Количество правильных ответов варьируется от 2 до 4, но всегда больше одного. В ответе пишутся номера строк без пробелов. Получить балл поможет знание правил и четкий алгоритм действий, который рассмотрим далее.
Если вы нашли только один правильный ответ — ищите лучше. Меньше двух ответов быть не может — это своего рода подсказка.
Формулировка задания экзаменационной работы 2023-2024 года
Номер задания | 12 |
Максимальное количество баллов | 1 первичный |
Рекомендуемое время на выполнение | 1,5 минуты |
Сложность | Базовая, оценивается как легкое задание |
При выполнении задания пользуйтесь черновиком. На нем и почеркать можно, и ошибиться не страшно. Чтобы прокрастинация не застала врасплох посреди экзамена и ценное время не тратилось впустую, придерживайтесь четкого алгоритма действий.
1. Внимательно прочитайте задание и слова.
2. Определите время и часть речи.
3. Для глагола:
4. Для причастия определяем время и залог:
Алгоритм — это универсальный ключ к заданию, который помогает выстроить логическую цепочку рассуждений и получить правильный ответ. Но чтобы он сработал до конца, нужно знать правила и уметь их применять. Вооружайтесь ручкой и блокнотом, переходим к теоретической части.
Правописание окончания глаголов и суффиксов причастий изучают с 4 по 7 класс и к выпускным экзаменам кое-что уже забывается. Выбор правила зависит от части речи, времени и знания исключений. Чувствуете, что в голове все смешалось, — не переживайте, сейчас все расставим по местам.
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам, а не подключение наушников к телефону, как могли подумать. Последнее, для справки, называется сопряжением. Различают два спряжения, которые отличаются окончаниями.
Чтобы определить спряжение там, где окончание не стоит под ударением:
Чтобы запомнить гласную в инфинитиве II спряжения, мысленно дорисуйте перекладину между римскими цифрами «II». Получиться буква «И» — значит «-ить».
Гласные в окончаниях глаголов I спряжения можно запомнить с помощью слова «слЕдУЮ»: «Я за тобою слЕдУЮ тенью».Буквы -е -у -ю будет в I спряжении.
Окончания II спряжения выучим с помощью шуточной песни: «А Я И не знал, что глагол может быть жестоким».
Большой объем материала удобнее запоминать, когда он оформлен схематично: сразу видно, что к чему относится. В таблице ниже разобрали все по полочкам и добавили мнемонические правила для слов, которые нужно выучить.
I спряжение | II спряжение (И) |
Окончание инфинитива | |
НЕ -ИТЬ | -ИТЬ |
Окончания глаголов | |
-Е, -У, -Ю | -А, -Я, -И |
Исключения | |
Брить, стелить, зиждиться, зыбиться. | Видеть, слышать, ненавидеть,Гнать, держать, терпеть, обидеть,И зависеть, и вертеть,И еще дышать, смотреть. |
Инфинитивы для запоминания | |
на -ЯТЬ:Лаять, таять, реять, веять,Сеять, блеять и лелеять,Чуять, чаять, маяться,Затеять, кашлять, кланяться,Еще хаять, каяться,Надеяться, отчаяться. | на -ИТЬ Клеить, строить. |
Вы можете пользоваться нашими приемами для запоминания, а можете придумать свои. Это очень увлекательно, и такой навык не раз пригодится вам в жизни. Кроме того, когда вы используете свои ассоциации, запоминать информацию намного легче.
Причастие — это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает на вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?
Если действие совершает сам субъект, причастие действительное, а если действие совершается над ним — страдательное. Сравните:
Пишущий станок,
Написанный документ.
Для разных времен правила различаются.
В настоящем времени гласная суффикса зависит от спряжения.
Для I спряжения:
Для II спряжения:
На конце причастий не бывает «-ещий», «-ищий»:
В прошедшем времени гласная определяется по окончанию инфинитива.
Для действительных причастий перед -вш-, -ш-, -т- пишем букву, которая стоит в инфинитиве перед «-ть»:
Для страдательных причастий перед -нн-, -т-:
Исключение: в страдательных причастиях глаголов «равнять» и «ровнять» с приставками в суффиксе пишется е: выровненный, приравненный, заровненный.
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени буква «и» не пишется.
Личные окончания есть только у глаголов настоящего и будущего времени.
Ударные окончания не вызывают сложностей: гласная находится под ударением и пишется так, как слышится. Например: кричит, несут, жуёт.
В безударных личных окончаниях гласная зависит от спряжения глагола:
Ранее мы разбирали, как определять спряжение. Не поленитесь вернуться к материалу и повторить еще раз. При разборе слова обратите внимание на следующее.
Приставка «вы-» перетягивает ударение на себя, поэтому ее необходимо отбросить:
Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» имеют окончания обоих спряжений. Также изменяются и однокоренные слова:
Глагол «хотеть» в единственном числе имеет окончания I спряжения, а во множественном — II спряжения:
Глаголы «есть» и «дать» имеют нетипичные архаичные окончания, однако их написание не вызывает вопросов.
Приставки и суффикс «-ся» не влияют на спряжение и исключения. Их лучше отбросить:
Похожие глаголы образуются разными словами. Определяйте инфинитив с учетом контекста:
«Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа», — говорил Суворов, поэтому закрепим теоретические знания упражнениями.
На выполнение задания №12 выделяется в среднем 1-2 минуты, поэтому мало знать теорию: нужно, чтобы логическая цепочка выстраивалась в голове автоматически. Чем больше вы тренируетесь, тем быстрее находите правильнее ответы и лучше разбираетесь в материале. Давайте на примерах посмотрим, как выполнять задание.
Подкле..шь — глагол будущего времени.
Что сделать? подклеить (под + клеить). II спряжение: -а, я, -и.
Подклеишь.
Дровосек кол..т дрова. — глагол настоящего времени.
Что делать? колоть. Окончание не «-ить», I спряжение: -е, у, -ю.
Колет.
Дремл..щий — действительное причастие настоящего времени.
Что делать? дремать. Окончание не «-ить», I спряжение: -ущ, -ющ.
Дремлющий.
Увид..вший — действительное причастие прошедшего времени.
Перед «-вш» пишем гласную инфинитива.
Что сделать? увидеть.
Увидевший.
Удосто..нный — страдательное причастие прошедшего времени.
Инфинитив «удостоить» оканчивается на «-ить», пишем «е».
Удостоенный.
Когда есть объяснения, все логично и понятно. Теперь попробуйте выполнить упражнения самостоятельно.
Упражняться будем на таких же заданиях, как в экзамене. Потренируемся не только находить правильные ответы, но и записывать их правильно.
В каждом задании укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Давайте запишем ответы.
Задание 1
Ответ: 134
Задание 2
Ответ: 124
Задание 3
Ответ: 245
Задание 4
Ответ: 13
За правильное выполнение задания дается один первичный балл. Задание считается выполненным, если оно записано с учетом требований по оформлению и соответствует эталонному ответу. Если допущена хотя бы одна ошибка или указаны не все ответы, то балл аннулируется.
Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по литературе.