На Едином государственном экзамене проверяются разные знания и умения выпускников, в том числе правописание суффиксов в разных частях речи. Именно для этого существует задание №11 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
Единый государственный экзамен, который сдают ученики 11 класса, включает 27 заданий, поделенных на тестовую часть и сочинение. Один из 26 вопросов теста требует знаний из разделов школьной программы, с которыми знакомятся в разных классах, но все они касаются правильного написания суффиксов. Разберем подробно задание №11 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году вместе с опытным методистом.
Прежде чем приступать к теории и практике, внимательно прочитаем, как сформулирован вопрос в этом задании экзаменационного теста. В демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ дается такой вариант задания.
Формулировка задания экзаменационной работы 2023-2024 года
Номер задания | 11 |
Максимальное количество баллов | 1 |
Рекомендуемое время на выполнение | Полторы минуты |
Сложность | Средняя |
Верная последовательность действий в выполнении этого задания экономит время и позволяет не допускать ошибки. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы получить хороший результат на экзамене.
Без базовых знаний о правописании суффиксов в разных частях речи трудно рассчитывать на успех. Вот почему для получения максимальной оценки важно в первую очередь подтянуть теорию.
Правописание суффиксов глаголов
-ОВА-, -ЕВА-, -ВА-
Поставим глагол в 1 лицо единственного числа в настоящем или будущем простом времени. Если он оканчивается на «-ую», «-юю», то в начальной форме и в форме прошедшего времени необходимо писать суффиксы «-ова-», «-ева-». Например, наследовать — наследую.
-ЫВА-, -ИВА-
Когда в 1 лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на «-иваю» или «-ываю», в начальной форме и в форме прошедшего времени нужно писать «-ива-» или «-ыва-». Например, перекладывать — перекладываю.
-ВА-
Поставим в слове ударение. Глагол, который оканчивается на ударные «-ваю», -вать», будет иметь в суффиксе такую же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса. Например, запить — запиваю.
Глаголы-исключения: продлить — продлевать, продлеваю; затмить — затмевать, затмеваю; застрять — застревать, застреваю.
Инфинитив или глаголы неопределенной формы
Суффиксы глагольной основы II спряжения на «-ить» и суффиксы глагольной основы I спряжения отличаются. Необходимо запомнить глаголы-исключения, в которых суффикс находится в безударной позиции: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, и слова производных от них.
При изучении суффиксов важно держать в памяти:
Чтобы верно определять гласную перед суффиксом, вы должны понимать, от какого глагола причастие или деепричастие было образовано. Например, причастие – «понадеявшийся», деепричастие – «понадеявшись»; глагол, от которого они были образованы, — «понадеяться».
-ИВ-, -ЕВ-
Под ударением пишем «-ив-». Например, болтливый.
Без ударения пишем «-ев»-. Например, лазоревый.
Запомните прилагательные-исключения, в которых без ударения пишется суффикс «-ив-»: юродивый, милостивый.
-ЧИВ-, -ЛИВ-
Всегда пишем «и». Например, задумчивый.
-ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-
Эти суффиксы пишутся только после твердых согласных. Например, даровитый.
-ЕВ-, —ИСТ-, -ЕСК-, -ЧЕСК-
Единообразное правописание, то есть пишется только так, и никак иначе. Например, сферический.
—ЕВАТ-, -ЕВИТ-
Эти суффиксы пишутся только после «ц» и мягких согласных. Например, глянцевитый, синеватый.
-ЧАТ-
Во всех случаях пишем «а». Например, пузырчатый.
Запомните, что прилагательное «дощатый» образуется с помощью суффикса «-ат-» от существительного «доска».
-ЕНСК-, -ИНСК-
В прилагательных, которые образованы от основ, оканчивающихся на «-ин», «-и(ы)», «а(я)», пишется суффикс «-инск-». Например, люблинский. Во всех других случаях пишем суффикс «-енск-». Например, лобненский.
-ЕНЬК-, -ОНЬК-
Пишем только так, не бывает «-аньк-» или «-иньк-». Например, серенький, легонький.
-К-, -СК-
Когда прилагательное имеет краткую форму или образовано от существительного с основой на «ч», «ц», «к», пишется суффикс «-к-». Например, дерзкий — дерзок. В другом случае пишем суффикс «-ск-». Например, английский.
-ИК- (-НИК-, -ЧИК-)
Эти суффиксы встречаются, когда слово при изменении по падежам сохраняет «и». Например, мальчик — мальчика.
-ЕК-
Бывает, что при изменении по падежам появляется так называемый беглый гласный. Когда при склонении слова гласный исчезает, пишем суффикс «-ек-». Например, замочек — замочка. Если гласный при склонении остается, пишем «-ик-».
-ИНК-
Когда слово образовано от существительного, которое, оканчивается на «-ина(я)», пишем суффикс «-инк-». Например, перекладинка — перекладина.
-ЕНК-
В остальных случаях пишем «-енк-». Например, лесенка. Запомните существительное-исключение: горлинка.
-ИЗН-, -ИН-
Всегда пишем «и», так как суффиксов «-езн-», «-ен-» не бывает. Например, ширина.
—ИНСТВ- , -ЕНСТВ-
Когда ударение падает на предлог или корень, пишем «е», а на окончание – «и». Например, равенство, большинство.
-ЕСТВ-
Всегда единообразное написание. Например, старообрядчество.
-ЕЦ-
Пишем этот суффикс в существительных мужского рода или в среднем роде, когда ударение ставится на слог после суффикса. Например, боец, письмецо.
-ИЦ-
Пишем этот суффикс в существительных среднего и женского рода, когда ударение падает перед суффиксом. Например, каракатица, пряслице.
-ИЧК-
Пишем этот суффикс в существительных женского рода, которые образованы от слов, имеющих суффикс «-иц-». Например, книжичка — книжица.
-ЕЧК-
Во всех других случаях пишем «-ечк-». Например, темечко.
-ОНЬК- , -ЕНЬК-
После гласных, шипящих и мягких согласных пишем «-еньк-», а после твердых — «-оньк-». Например, зоренька, лисонька.
—ЧИК-
Такой суффикс пишем после согласных «т», «д», «с», «з», «ж». Например, резчик.
-ЩИК-
Во всех других случаях пишем «-щик-». Например, паромщик.
В существительных со значением лица суффиксы остаются неизменными:
В разносклоняемых существительных пишем «-ен-». Например: темя — темени.
-А-
Пишем суффикс «-а-», когда наречие имеет приставку «из-», «до-» или «с-». Например, справа.
-О-
Пишем суффикс «-о-», когда наречие имеет приставку «в-», «на-» или «за-». Например, влево.
Буквы «-о», «-ё» после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий
Пишем «-ё»:
Пишем «-о»:
Запомните наречие-исключение: ещё.
Конечно, знание теории — большой плюс, но оно будет почти бесполезным без тренировки написания правильных суффиксов. Вот почему опытные преподаватели рекомендуют чаще заниматься практикой, особенно если вы чувствуете неуверенность или регулярно делаете ошибки в конкретном задании ЕГЭ.
Упражнения подготовила старший методист направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук Ирина Воронцова.
Задание 1
Образуйте имена существительные с помощью суффиксов «-ек», «-ик», «-чик» и распределите их по колонкам.
суффикс -ек | суффикс -ик | суффикс -чик |
Носок, абажур, ключ, щенок, лимон, карандаш, бублик, лепесток, портфель, чайник, сарай, стол, хрящ, лещ, горох, двор, переплёт, перепись.
Задание 2
От существительных, данных в скобках, образуйте прилагательные при помощи суффиксов. Выделите эти суффиксы.
(Груша) компот, (парча) наряд, (яблоня) сад, (игра) котёнок, (вещь) рынок, (образец) пример, (совесть) человек, (берег) линия, (Ялта) заповедник, (лиса) хвост, (глянец) журнал, (ситец) сарафан, (камыш) заросли, (плюш) медведь, (узор) ткань, (доска) мост, (расчёт) сосед, (порода) щенок, глина (кувшин).
Задание 3
Распределите на колонки глаголы с одинаковыми суффиксами. Выделите эти суффиксы.
Воспит..вать ребёнка, исслед..вать лужайку, полы поскрип…вали, откупор..вать бутылку, продл..вать командировку, гор..вать о погибших, обрад..ваться другу, выздоравл..вал медленно, перекле..вать обои, рассчит..вать на удачу, ноч..вать на даче, завед..вать кафедрой, расстёг..вать молнию, доклад..вать начальнику, коч..вать с места на место, участв..вать в олимпиаде, расспраш..вать о поездке, запут..вать следствие, корч..вать лес, цементир..вать зазоры.
Задание 4
К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом «-о» («-е»). Выделите суффиксы наречий.
Горячий, тягучий, свежий, блестящий, неуклюжий, вызывающий, интригующий, ужасающий, певучий, потрясающий, общий.
Задание 5
Распределите слова по частям речи. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы, где были пропущены буквы.
Захватывающ.., луков..чка, свёрт..вать, брусч..тый, Кол..чка, хорош.., израсход..вать, белору..кий, опрометч..вый, совет..вать, земляч..к, волнующ.., мах..нький, погляд..вать, потрясающ.. , клубоч..к, рассматр..вал, скворч… , стил..вой, танц..вали, оглушающ.., пальт..цо, марл..вый, голыш..м.
Приводим ответы на задания для самопроверки.
Задание 1
суффикс -ек- | суффикс -ик- | суффикс -чик- |
носочекщеночекбубличеклепесточекчайничекгорошек | ключиккарандашикстоликхрящиклещикдворик | абажурчиклимончикпортфельчиксарайчикпереплётчикпереписчик |
Задание 2
Грушевый компот, парчовый наряд, яблоневый сад, игривый котенок, вещевой рынок, образцовый пример, совестливый человек, береговая линия, Ялтинский заповедник, лисий хвост, глянцевый журнал, ситцевый сарафан, камышовые заросли, плюшевый медведь, узорчатая ткань, дощатый мост, расчётливый сосед, породистый щенок, глиняный кувшин.
Задание 3
суффикс -ива- | суффикс -ыва- | суффикс -ева- | суффикс -ова- |
откупоривать бутылку | воспитывать ребёнка | продлевать командировку | исследовать лужайку |
выздоравливал медленно | полы поскрипывали | горевать о погибших | обрадоваться другу |
переклеивать обои | рассчитывать на удачу | ночевать на даче | заведовать кафедрой |
расстёгивать молнию | докладывать начальнику | кочевать с места на место | участвовать в олимпиаде |
расспрашивать о поездке | запутывать следствие | корчевать лес | цементировать зазоры |
Задание 4
Горячо, тягуче, свежо, блестяще, неуклюже, вызывающе, интригующе, ужасающе, певуче, потрясающе, общо.
Задание 5
Имя сущ. | Имя прил. | Глагол | Наречие |
луковичка | брусчатый | свёртывать | захватывающе |
Колечка | белорусский | израсходовать | хорошо |
землячок | опрометчивый | советовать | волнующе |
клубочек | махонький | поглядывать | потрясающе |
скворчонок | стилевой | танцевали | оглушающе |
пальтецо | марлевый | рассматривал | голышом |
— За выполнение задания №11 можно получить 1 балл, — рассказывает Ирина Воронцова. — Оно считается выполненным, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок записи символов значения не имеет. Так, например, если правильный ответ 145, а ученик написал 154, это будет засчитано.
Отвечает Ирина Воронцова: