Задание №11 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

На Едином государственном экзамене проверяются разные знания и умения выпускников, в том числе правописание суффиксов в разных частях речи. Именно для этого существует задание №11 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Задание №11 в ЕГЭ по русскому языку. Фото: shutterstock.com
Ирина Воронцова Кандидат педагогических наук Юлия Козлова Автор КП

Единый государственный экзамен, который сдают ученики 11 класса, включает 27 заданий, поделенных на тестовую часть и сочинение. Один из 26 вопросов теста требует знаний из разделов школьной программы, с которыми знакомятся в разных классах, но все они касаются правильного написания суффиксов. Разберем подробно задание №11 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году вместе с опытным методистом. 

Формулировка задания №11 в ЕГЭ по русскому языку 

Прежде чем приступать к теории и практике, внимательно прочитаем, как сформулирован вопрос в этом задании экзаменационного теста. В демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ дается такой вариант задания.

адание №11 в ЕГЭ по русскому языку

Полезная информация о задании №11 в ЕГЭ по русскому языку

Номер задания11
Максимальное количество баллов1
Рекомендуемое время на выполнениеПолторы минуты
СложностьСредняя

Алгоритм выполнения задания №11 в ЕГЭ по русскому языку

Верная последовательность действий в выполнении этого задания экономит время и позволяет не допускать ошибки. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы получить хороший результат на экзамене.

  1. Внимательно прочитайте задание. 
  2. Определите часть речи. 
  3. В первую очередь определите суффиксы у существительных и прилагательных, потому что эти части речи вызывают меньше проблем. Вспомните теорию и поставьте нужную гласную.
  4. Потом займитесь глаголами и другими частями речи. Не забывайте проверять вид глаголов. В глаголах труднее всего различать суффиксы «-ва», «-ива-», «-ева-».
  5. Проверьте, не относятся ли слова из задания к исключениям.
  6. Запишите номера ответов в бланк.

Теория к заданию №11 в ЕГЭ по русскому языку

Без базовых знаний о правописании суффиксов в разных частях речи трудно рассчитывать на успех. Вот почему для получения максимальной оценки важно в первую очередь подтянуть теорию.

Правописание суффиксов глаголов

-ОВА-, -ЕВА-, -ВА-

Поставим глагол в 1 лицо единственного числа в настоящем или будущем простом времени. Если он оканчивается на «-ую», «-юю», то в начальной форме и в форме прошедшего времени необходимо писать суффиксы «-ова-», «-ева-». Например, наследовать — наследую.

-ЫВА-, -ИВА-

Когда в 1 лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на «-иваю» или «-ываю», в начальной форме и в форме прошедшего времени нужно писать «-ива-» или «-ыва-». Например, перекладывать — перекладываю.

-ВА-

Поставим в слове ударение. Глагол, который оканчивается на ударные «-ваю», -вать», будет иметь в суффиксе такую же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса. Например, запить — запиваю.

Глаголы-исключения: продлить — продлевать, продлеваю; затмить — затмевать, затмеваю; застрять — застревать, застреваю.

Инфинитив или глаголы неопределенной формы

Суффиксы глагольной основы II спряжения на «-ить» и суффиксы глагольной основы I спряжения отличаются. Необходимо запомнить глаголы-исключения, в которых суффикс находится в безударной позиции: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, и слова производных от них.

При изучении суффиксов важно держать в памяти:

  • несколько глаголов-исключений на «-ять»: кашлять, блеять, реять, лаять, чуять, сеять, лелеять, надеяться, веять, каяться, таять, лаять;
  • два глагола-исключения на «-ить»: клеить и драить.
это интересно
Глагол как часть речи в русском языке
На глаголах держится суть всей фразы или предложения. Познакомимся с ними поближе
Подробнее

Правописание суффиксов причастий и деепричастий

Чтобы верно определять гласную перед суффиксом, вы должны понимать, от какого глагола причастие или деепричастие было образовано. Например, причастие – «понадеявшийся», деепричастие – «понадеявшись»; глагол, от которого они были образованы, — «понадеяться».

Правописание суффиксов прилагательных

-ИВ-, -ЕВ- 

Под ударением пишем «-ив-». Например, болтливый.

Без ударения пишем «-ев»-. Например, лазоревый.

Запомните прилагательные-исключения, в которых без ударения пишется суффикс «-ив-»: юродивый, милостивый.

-ЧИВ-, -ЛИВ- 

Всегда пишем «и». Например, задумчивый.

-ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ- 

Эти суффиксы пишутся только после твердых согласных. Например, даровитый.

-ЕВ-, —ИСТ-, -ЕСК-, -ЧЕСК- 

Единообразное правописание, то есть пишется только так, и никак иначе. Например, сферический.

ЕВАТ-, -ЕВИТ- 

Эти суффиксы пишутся только после «ц» и мягких согласных. Например, глянцевитый, синеватый.

-ЧАТ- 

Во всех случаях пишем «а». Например, пузырчатый.

Запомните, что прилагательное «дощатый» образуется с помощью суффикса «-ат-» от существительного «доска».

-ЕНСК-, -ИНСК- 

В прилагательных, которые образованы от основ, оканчивающихся на «-ин», «-и(ы)», «а(я)», пишется суффикс «-инск-». Например, люблинский. Во всех других случаях пишем суффикс «-енск-». Например, лобненский.

-ЕНЬК-, -ОНЬК- 

Пишем только так, не бывает «-аньк-» или «-иньк-». Например, серенький, легонький. 

-К-, -СК- 

Когда прилагательное имеет краткую форму или образовано от существительного с основой на «ч», «ц», «к», пишется суффикс «-к-». Например, дерзкий — дерзок. В другом случае пишем суффикс «-ск-». Например, английский.

Правописание суффиксов существительных

-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) 

Эти суффиксы встречаются, когда слово при изменении по падежам сохраняет «и». Например, мальчик — мальчика.

-ЕК- 

Бывает, что при изменении по падежам появляется так называемый беглый гласный. Когда при склонении слова гласный исчезает, пишем суффикс «-ек-». Например, замочек — замочка. Если гласный при склонении остается, пишем «-ик-».

-ИНК- 

Когда слово образовано от существительного, которое, оканчивается на «-ина(я)», пишем суффикс «-инк-». Например, перекладинка — перекладина

-ЕНК- 

В остальных случаях пишем «-енк-». Например, лесенка. Запомните существительное-исключение: горлинка.

-ИЗН-, -ИН- 

Всегда пишем «и», так как суффиксов «-езн-», «-ен-» не бывает. Например, ширина.

ИНСТВ- , -ЕНСТВ-

Когда ударение падает на предлог или корень, пишем «е», а на окончание – «и». Например, равенство, большинство.

-ЕСТВ- 

Всегда единообразное написание. Например, старообрядчество. 

-ЕЦ- 

Пишем этот суффикс в существительных мужского рода или в среднем роде, когда ударение ставится на слог после суффикса. Например, боец, письмецо.

-ИЦ- 

Пишем этот суффикс в существительных среднего и женского рода, когда ударение падает перед суффиксом. Например, каракатица, пряслице.

-ИЧК- 

Пишем этот суффикс в существительных женского рода, которые образованы от слов, имеющих суффикс «-иц-». Например, книжичка — книжица. 

-ЕЧК- 

Во всех других случаях пишем «-ечк-». Например, темечко.

-ОНЬК- , -ЕНЬК- 

После гласных, шипящих и мягких согласных пишем «-еньк-», а после твердых — «-оньк-». Например, зоренька, лисонька.

ЧИК- 

Такой суффикс пишем после согласных «т», «д», «с», «з», «ж». Например, резчик.

-ЩИК- 

Во всех других случаях пишем «-щик-». Например, паромщик.

В существительных со значением лица суффиксы остаются неизменными:

  • -ИСТ- (велосипедист), 
  • -НИК- (аграрник), 
  • -НАВТ- (аэронавт), 
  • -ЕЦ- (земледелец), 
  • -ЁР- (режиссёр), 
  • -ТЕЛЬ- (автолюбитель).

В разносклоняемых существительных пишем «-ен-». Например: темя — темени.

Правописание суффиксов наречий

-А-

Пишем суффикс «-а-», когда наречие имеет приставку «из-», «до-» или «с-». Например, справа.

-О-

Пишем суффикс «-о-», когда наречие имеет приставку «в-», «на-» или «за-». Например, влево.

Буквы «», «» после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

Пишем «-ё»:

  • в суффиксах отглагольных прилагательных «-ён-» и в производных словах. Например, удалёнка;
  • в суффиксах полных и кратких страдательных причастий «-ённ-», «-ён-». Например, удлинённый – удлинён;
  • в суффиксе «-ёр-» существительных. Например, волонтёр;
  • в глагольном суффиксе «-ёвыва-». Например, затушёвывать.
  • в суффиксах существительных «-ёвк-», которые образованы от глаголов. Например, раскорчёвка.

Пишем «-о»:

  • в ударных суффиксах существительных «-ок-», «-онок-», «-онк-». Например, потолок, бельчонок, юбчонка;
  • в ударных суффиксах прилагательных «-ов-», «-он-». Например, дубовый;
  • в суффиксах наречий под ударением. Например, хорошо.

Запомните наречие-исключение: ещё.

Практика 

Конечно, знание теории — большой плюс, но оно будет почти бесполезным без тренировки написания правильных суффиксов. Вот почему опытные преподаватели рекомендуют чаще заниматься практикой, особенно если вы чувствуете неуверенность или регулярно делаете ошибки в конкретном задании ЕГЭ.

Примеры задания №11 в ЕГЭ по русскому языку

Упражнения подготовила старший методист направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук Ирина Воронцова.

Задание 1

Образуйте имена существительные с помощью суффиксов «-ек», «-ик», «-чик» и распределите их по колонкам.

суффикс -ексуффикс -иксуффикс -чик
   

Носок, абажур, ключ, щенок, лимон, карандаш, бублик, лепесток, портфель, чайник, сарай, стол, хрящ, лещ, горох, двор, переплёт, перепись. 

Задание 2

От существительных, данных в скобках, образуйте прилагательные при помощи суффиксов. Выделите эти суффиксы.

(Груша) компот, (парча) наряд, (яблоня) сад, (игра) котёнок, (вещь) рынок, (образец) пример, (совесть) человек, (берег) линия, (Ялта) заповедник, (лиса) хвост, (глянец) журнал, (ситец) сарафан, (камыш) заросли, (плюш) медведь, (узор) ткань, (доска) мост, (расчёт) сосед, (порода) щенок, глина (кувшин).

Задание 3

Распределите на колонки глаголы с одинаковыми суффиксами. Выделите эти суффиксы.

Воспит..вать ребёнка, исслед..вать лужайку, полы поскрип…вали, откупор..вать бутылку, продл..вать командировку, гор..вать о погибших, обрад..ваться другу, выздоравл..вал медленно, перекле..вать обои, рассчит..вать на удачу, ноч..вать на даче, завед..вать кафедрой, расстёг..вать молнию, доклад..вать начальнику, коч..вать с места на место, участв..вать в олимпиаде, расспраш..вать о поездке, запут..вать следствие, корч..вать лес, цементир..вать зазоры. 

Задание 4

К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом «-о» («-е»). Выделите суффиксы наречий.

Горячий, тягучий, свежий, блестящий, неуклюжий, вызывающий, интригующий, ужасающий, певучий, потрясающий, общий. 

Задание 5

Распределите слова по частям речи. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы, где были пропущены буквы. 

Захватывающ.., луков..чка, свёрт..вать, брусч..тый, Кол..чка, хорош.., израсход..вать, белору..кий, опрометч..вый, совет..вать, земляч..к, волнующ..,  мах..нький, погляд..вать, потрясающ.. , клубоч..к, рассматр..вал, скворч… , стил..вой, танц..вали, оглушающ.., пальт..цо, марл..вый, голыш..м. 

Ответы к заданиям

Приводим ответы на задания для самопроверки.

Задание 1 

суффикс -ек-суффикс -ик-суффикс -чик-
носочекщеночекбубличеклепесточекчайничекгорошекключиккарандашикстоликхрящиклещикдворикабажурчиклимончикпортфельчиксарайчикпереплётчикпереписчик

Задание 2

Грушевый компот, парчовый наряд, яблоневый сад, игривый котенок, вещевой рынок, образцовый пример, совестливый человек, береговая линия, Ялтинский заповедник, лисий хвост, глянцевый журнал, ситцевый сарафан, камышовые заросли, плюшевый медведь, узорчатая ткань, дощатый мост, расчётливый сосед, породистый щенок, глиняный кувшин.

Задание 3

суффикс -ива-суффикс -ыва-суффикс -ева-суффикс -ова-
откупоривать бутылкувоспитывать ребёнкапродлевать командировкуисследовать лужайку
выздоравливал медленнополы поскрипывалигоревать о погибшихобрадоваться другу
переклеивать обоирассчитывать на удачуночевать на дачезаведовать кафедрой
расстёгивать молниюдокладывать начальникукочевать с места на местоучаствовать в олимпиаде
расспрашивать о поездкезапутывать следствиекорчевать лесцементировать зазоры

Задание 4

Горячо, тягуче, свежо, блестяще, неуклюже, вызывающе, интригующе, ужасающе, певуче, потрясающе, общо.

Задание 5

Имя сущ.Имя прил.ГлаголНаречие
луковичкабрусчатыйсвёртыватьзахватывающе
Колечкабелорусскийизрасходоватьхорошо
землячокопрометчивыйсоветоватьволнующе
клубочекмахонькийпоглядыватьпотрясающе
скворчонокстилевойтанцевалиоглушающе
пальтецомарлевыйрассматривалголышом

Баллы за задание №11 в ЕГЭ по русскому языку

— За выполнение задания №11 можно получить 1 балл, — рассказывает Ирина Воронцова. — Оно считается выполненным, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок записи символов значения не имеет. Так, например, если правильный ответ 145, а ученик написал 154, это будет засчитано. 

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Воронцова:

Что проверяет задание №11 в ЕГЭ по русскому языку?

Это задание проверяет умение писать суффиксы в словах разных частей речи, кроме суффиксов причастий, деепричастий.

Сколько вариантов ответов может быть в задании №11 в ЕГЭ по русскому языку?

В задании №11 может быть от 2 до 4 правильных ответов.

Как научиться легко решать задание №11 в ЕГЭ по русскому языку?

Тестовое задание включает самые разные слова на правописание суффиксов. Чтобы выполнить его успешно, ученики должны хорошо знать теорию, уметь правильно определять, какой частью речи является слово, и четко представлять его структуру. Помимо этого, в любом деле важна практика и тренировка. Рекомендую выпускникам выполнять как можно больше практических заданий, тренировочных упражнений, набираться опыта, устранять пробелы в знаниях.

В каком классе изучают темы, которые проверяет задание №11 в ЕГЭ по русскому языку?

Знакомство с суффиксами происходит еще в начальной школе. Так, уже во втором классе ученики изучают тему «Состав слова», в том числе и понятие «суффикс». Школьники учатся находить суффикс в словах, графически обозначать, сравнивают значения родственных слов. Таким образом, в начальной школе закладывается фундамент для дальнейшего углубления данной темы. Постепенно с каждым классом материал усложняется. Более детально правописание суффиксов имен существительных рассматривается в 5 классе, имен прилагательных и глаголов — в 6 классе, а наречий — в 7 классе. В старших классах эти темы повторяются и закрепляются.

За какие ошибки могут снизить балл в задании №11 в ЕГЭ по русскому языку?

Важно разграничивать ошибки содержательного и технического характера.
К содержательным ошибкам относится неверное написание ряда цифр. Так, например, верный ответ 13, ученик написал — 24. Если при написании ответа ученик ошибся в одном символе, например записал 124, а нужно — 125, то частично верный ответ не будет засчитан. 

К ошибкам технического характера можно отнести заполнение бланка не по образцу написания символов. Так, например, если единица не похожа на единицу в образце, изображение, которое попадает в компьютер, может быть прочитано неправильно: 1 может трактоваться как 4. Балл не будет засчитан.
КП
Реклама О проекте