Задание №10 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Существует ли приставка «з-», как выбрать между «пре-» и «при-», что писать перед согласной в корне – эти и другие правила написания приставок проверяет задание №10 в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Задание №10 в ЕГЭ по русскому языку. Фото: shutterstock.com
Татьяна Воронцова Кандидат филологических наук Юлия Лысенко Автор КП

Большинство приставок не вызывают никаких сложностей на письме. Однако те, что их вызывают, дадут фору суффиксам и окончаниям вместе взятым. 

Встроенная проверка орфографии и автозамена в чатах сильно облегчают жизнь, но оказывают медвежью услугу: правила забываются, и, оказавшись один на один с ручкой и листом бумаги, между стройными рядами букв мы начинаем делать досадные ошибки. На экзамене искусственный интеллект не придет на помощь, да и зачем, когда под рукой, вернее на плечах, есть инструмент посерьезнее – наш мозг. Собираем волю в кулак и вместе с экспертом вспоминаем правила, которые помогут справиться с заданием №10 в ЕГЭ по русскому языку. 

Формулировка задания №10 в ЕГЭ по русскому языку

Согласно документам ФИПИ, которые определяют структуру Единого государственного экзамена, задание №10 проверяет употребление «ъ»/«ь», правописание приставок и букв «ы»/«и» после них. Ученику необходимо заполнить пропуски в словах и выписать номера рядов, в которых пропущена одинаковая буква. 

Формулировка задания экзаменационной работы 2023-2024 года

Полезная информация о задании №10 в ЕГЭ по русскому языку

Номер задания10
Максимальное количество баллов1
Рекомендуемое время на выполнение1-2 минуты.
СложностьБазовая

Алгоритм выполнения задания №10 в ЕГЭ по русскому языку

Слона едят по частям, а задания выполняют по шагам. Чтобы не терять драгоценное время на экзамене, следуйте алгоритму.

  1. Внимательно, без спешки, прочитайте задание и посмотрите на ряды слов.
  2. Определите значение слова. 
  3. Выделите приставки.
  4. Определите правило для каждой орфограммы:
  • правописание приставок на «з»/«с»,
  • приставки «пре»/«при»,
  • буквы «ы»/«и» после приставок,
  • разделительные «ъ»/«ь».
  1. Проверьте наличие трудных слов-исключений.
  2. Запишите ответ.

При работе с алгоритмом пользуйтесь черновиком. Если не можете вспомнить, как правильно писать слово, попробуйте записать его не задумываясь. Сработает автоматическая память, но полагаться лучше не на нее, а на знания. Чтобы таких ситуаций не возникало, давайте подробно разберем каждое правило.

Теория к заданию №10 в ЕГЭ по русскому языку

Повторять теорию бывает скучно, но необходимо. Вспомним основные правила, которые понадобятся на экзамене, и разберем отдельные случаи, требующие дополнительного внимания.

Большая часть приставок пишется одинаково, исходя из здравого смысла. Их называют неизменяемыми: под-, от-, об-, пред-, над-, в-, с-, про-, за-, на-.

Однако будьте внимательны с приставками «про-»/«пра-»:

  • если речь идет о родственных связях или чем-то первоначальном, исходном, древнем, пишем «пра-»: правнучка, прародина (родина предков), праязык (древний язык). Но: прообраз;
  • в остальных случаях – «про-»: пророссийский, проамериканский, провести, пробормотать. 

Запомните еще одно красивое слово, заимствованное из французского языка, – «палисадник». «Пали-» в нем – часть корня, а не приставка.

Правописание приставок на «-з»/«-с»

Перед гласными и звонкими согласными на конце русских приставок пишется «-з», а перед глухими согласными – «-с»: чересчур, исковеркать, исподлобья; бездушный, развязный.

Если трудно определить звонкость или глухость согласных на слух, используйте фразу «Стёпка Фец, хочешь щец?» Все согласные в ней глухие.

Приставки из одной буквы «з» не существует. А приставка «с-» сохраняет свое написание независимо от буквы, следующей за ней.

У коротенького правила много нюансов.

  • В словах «низкий», «низший», «близсидящий», «близстоящий», «здесь», «здешний», «здание», «здоровье» буква «з» является частью корня.
  • Приставок «нез-»/«нес-» не бывает – только «низ-»/«нис-». «Не» и «с» – две разные приставки: несговорчивый и несдобровать, но низвергающий и снисхождение.
  • В иноязычной приставке «диз-»/«дис-» чередование не связано с глухостью или звонкостью последующей согласной.
  • С пишется перед любой согласной: дисгармония, дислексия.
  • З – перед гласными: дизассоциация.
  • В приставках «раз-»/«рас-» («роз-»/«рос-») чередуются не только согласные, но и гласные: под ударением «о» — без ударения «а».

роспись — расписка
россказни — рассказ
розданный— раздать
розыгрыш – разыгрывать

Правописание приставок «пре-» и «при-»

С этой «парой» держите ухо востро: одними правилами с ними не обойтись. Значение слова влияет на выбор гласной.

Приставка «при-» пишется, когда слово обозначает:

  • приближение, присоединение: приплыть, прибить;
  • завершенность, доведение до конца: приобрести, причесать, приручить;
  • нахождение рядом, вблизи: пригород, придомовой, привратник (при воротах), приданое (дается вместе с невестой);
  • неполнота действий (чуть-чуть, немножко): присесть, принарядиться, приостановиться.

Приставка «пре-» употребляется в значениях:

  • очень: предобрый, премудрый;
  • «пере»: преломить – разломать, предание – передать из уст в уста, преграда – перегородка, прекословить – говорить наперекор, превратности – перевороты.

Отдельный случай – пары близких по звучанию, но разных по значению слов:

  • придавать (значение) – предавать (друга),
  • придел (храма – пристройка) – предел (прочности – граница, черта),
  • приёмник (принимающее устройство) – преемник (человек, перенимающий власть или знания),
  • притворить (окно, форточку – прикрыть) – претворить (идею в жизнь – превратить),
  • прибывать (в аэропорт – приехать) – пребывать (в комнате – находиться),
  • приступить (начать) – преступить (нарушить).

Запомните словарные слова, которые любят включать в тестовые задания.

С «при-»: прибаутка, привилегия, примитивный, примадонна, привереда.

С «пре-»: преамбула, превалировать, презентация, президиум, прелюдия, препоны, пресловутый, презумпция, прецедент.

Правописание «и» и «ы» после приставок

После русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо «и» пишется «ы»: играть – сыграть, итог – подытожить, интересный – небезынтересный.

Исключение: взимать.

Гласная «и» не меняется в следующих случаях.

  1. В сложносокращенных словах: пединститут, спортинвентарь (пед- и спорт- не приставки).
  2. После приставок «меж-» и «сверх-». Вспоминаем правило «”жи”/”ши” пиши с буквой “и”», а после «г», «х», «к» в русских словах «ы» не пишется: межинститутский, сверхизысканный, двухимпульсный.
  3. После иноязычных приставок и частиц «дез-», «контр-», «пост-», «суб-», «супер-», «транс-», «пан-»: дезинформация, постимпериализм, предыстория – постистория, предынфарктный – постинфарктный.
  4. В сложных словах, начинающихся с числительных «двух-», «трёх-», «четырёх-»: двухигольный, трехимпульсный.

Не путайте последний пункт с правилом, о котором речь пойдет дальше.

это интересно
Задание №11 в ЕГЭ по русскому языку
Вспомним правописание суффиксов в разных частях речи и выполним типовые задания
Подробнее

Разделительный твердый и мягкий знаки

Сегодня твердый знак мало используется, но когда-то без него обходилось редко какое слово. Назывался он тогда  «ер». Сначала это была очень важная буква, обозначавшая на письме определенный звук древнерусской речи. Потом «ъ» потерял свое назначение, но еще 800 лет писался по старинке. Он получил звание самой дорогой буквы, потому что встречался чаще других букв и в разы увеличивал затраты на печать. После языковой реформы твердый знак стал употребляться редко, и роман Льва Толстого «Война и мир» в новой редакции стал тоньше на 70 страниц.  

Разделительный «ъ» пишется после приставок, заканчивающихся на согласный, перед корнем на «е», «ё», «ю», «я». А мягкий знак – в остальных случаях. 

Для любителей поэзии есть версия в стихах:
За приставкой на согласный, 
Перед корнем «е», «ю», «я»
Твердый знак стоит, а мягкий –
В корне пишется всегда.
Съедобный, подъезд, въехал, неотъемлемый.
Пьедестал, обезьяна, шампиньон, арьергард, мышьяк.

Языковая реформа прошла, а сложные случаи остались. Твердый знак пишется:

  • в словах, начинающихся с числительных «двух-», «трёх-», «четырёх-»: двухъярусный, трехъязычный.
  • в иноязычных словах с приставкой или частицей, оканчивающейся на согласную: «аб-», «ад-», «диз-», «ин-», «интер-», «кон-», «контр-», «об-», «пост-», «суб-», «супер-», «транс-», «пан-»: адъютант, инъекция, субъект, объект, дизъюнкция, конъюнктура, контръярус, постъядерный, суперъяхта, трансъевропейский, панъяпонский.

Практика

Альберт Эйнштейн любил пошутить: «Теория – это когда все известно, но ничего не работает. Практика – это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!» 

Давайте закрепим теорию практикой, чтобы на экзамене было понятно, что писать и почему.

1) Пр..зреть человека.

Находим приставку: «пре-»/«при-». Выбор гласной зависит от смысла.
Призреть человека: в значении пригреть, позаботиться.

2) Меж..гровой.

Приставка «меж-». Правило: «жи»/«ши».
Межигровой.

3) С..ёжиться.

Приставка «с-», перед буквами «е», «ё», «ю», «я» пишем «ъ».
Съёжиться.

4) Ди..квалификация. 

Находим приставку: «дис-»/«диз-».
Вспоминаем правописание этой иноязычной приставки: «к» – согласный, пишем «с».
Дисквалификация.

5) Пр..емственность власти.

Приставка «пре-»/«при-». Преемственность в значении перенимать.
Преемственность власти.

6) Без..скусный. 

Приставка «без-» русская, оканчивается на согласную, слышим «ы».
Безыскусный.

7) И…подтишка

Приставка на «з-»/«с-», «п» – глухая, пишем «с».
Исподтишка
Теперь попробуйте сами выполнить задания, аналогичные тем, что будут на экзамене.

Примеры задания №10 в ЕГЭ по русскому языку

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Задание 1

  1. пр..красы, арх..важный 
  2. пр..насытить, пр..вилегия, пр..града
  3. с..ежиться, четырех..ярусный, вз..ерошенный
  4. бе..вкусный, и..подтишка, ра..двинуть
  5. пр..брежный, пр..крыть (дверь), пр..шить

Задание 2

  1. ..дешний (з- часть корня), ра..критиковать, ..делать
  2. в..юга, в..езжать, с..едобный
  3. бе..помощный, ни..ходящий, бе..чувственный
  4. знаки пр..пинания, пр..подобный, пр..небрегать
  5. пр..уменьшить, супер..нфекция, дез..нтеграция

Задание 3

  1. гипер..нфляция, дез..нформация, сверх..зысканный 
  2. ра..швырять, ни..провергать, пере..дача
  3. сверх..нтересный, под..тожим, пред..стория
  4. ад..ютант, ин..екция, под..езд
  5. пр..скорбный, пр..имущество, пр..мерить

Ответы к заданиям

Задание 1

  1. прикрасы, архиважный 
  2. пренасытить, привилегия, преграда
  3. съежиться, четырехъярусный, взъерошенный
  4. безвкусный, исподтишка, раздвинуть
  5. прибрежный, прикрыть (дверь), пришить

Ответ: 135

Задание 2

  1. здешний (з- часть корня), раскритиковать, сделать
  2. вьюга, въезжать, съедобный
  3. беспомощный, нисходящий, бесчувственный
  4. знаки препинания, преподобный, пренебрегать
  5. приуменьшить, суперинфекция, дезинтеграция

Ответ: 345

Задание 3

  1. гиперинфляция, дезинформация, сверхизысканный 
  2. расшвырять, ниспровергать, пересдача
  3. сверхинтересный, подытожим, предыстория
  4. адъютант, инъекция, подъезд
  5. прискорбный, преимущество, примерить

Ответ: 124

Баллы за задание №10 в ЕГЭ по русскому языку

За правильное решения задания №10 дается 1 первичный балл. Ответ следует записать в виде последовательности цифр без пробелов и любых других символов. Порядок цифр значения не имеет. Любая ошибка обнулит результат. 

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по литературе:

Что проверяет задание №10 в ЕГЭ по русскому языку?

Задание проверяет знание нескольких орфограмм. Это правописание приставок разного типа, разделительных твердого и мягкого знаков, «и»/«ы» после приставок, а также правописание ряда словарных слов.

Сколько вариантов ответов может быть в задании №10 в ЕГЭ по русскому языку?

Количество верных ответов в задании №10 – от 2 до 4.

Как научиться легко решать задание №10 в ЕГЭ по русскому языку?

Ключ к успеху в решении этого задания — понимание смысла слова, учёт контекста, последовательность действий, знание теории и выученные наизусть словарные и сложные слова.

Каждая тройка слов в ряду сгруппирована по определенному правилу. Опознаём это правило и последовательно заполняем пропуски, вспоминая теорию.

Наиболее сложной орфограммой традиционно считается правописание «пре-»/«при-». Обычно в соответствующем ряду встречаются словарные слова, в которых «пре-»/«при-» не приставки, а часть корня (например, «привилегия», «приоритет», «примадонна», «прецедент»), а также близкие по звучанию, но разные по значению пары слов типа «пребывать – прибывать» или «преемник – приемник» (обращайте внимание на сопутствующие слова в скобках).

Общее правило ко всем рядам — не вставляем буквы автоматически. Задание №10 — один из лидеров по количеству глупых ошибок. Написать «здешний» через «с», потому что «приставки “з-” не бывает», или «подьячий» с «ъ», потому что «он нужен между приставкой “под-” и гласной “я”», — пожалуйста. Вот только в слове «здешний» никаких приставок нет («з» — это часть корня), а слово «подьячий» означает помощника дьяка, и разделительный знак находится не на границе между приставкой и корнем, а внутри корня. Поэтому прежде чем писать букву, определяем, каков лексический смысл предложенного слова и в какой части слова находится пропущенная буква.

В каком классе изучают темы, которые проверяет задание №10 в ЕГЭ по русскому языку?

Изучение тем, которые проверяются в задании, начинается еще в начальной школе, однако основной материал дается школьникам в 5-6 классах.

За какие ошибки могут снизить балл в задании №10 в ЕГЭ по русскому языку?

За выполнение задания можно заработать 1 балл. При наличии хотя бы одной ошибки в любой строке задание оценивается 0 баллов.
КП
Реклама О проекте