Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенку в 2024 году приходится ходить на занятия после обеда и учиться до вечера. Вторая смена в школе вызывает много вопросов. Попробуем ответить на них вместе с экспертом
Вторая смена в школе – частое явление в больших городах, где учеников гораздо больше, чем может позволить себе учебное заведение, работая только в первой половине дня. В статье вместе с экспертом разберемся, насколько законна учеба во вторую смену, какие преимущества и недостатки у такого формата и как он влияет на успеваемость.
Что такое вторая смена в школе
Вторая смена — это модель обучения, когда все уроки по основным дисциплинам проводятся во второй половине дня. В советское время учеба в две смены была нормой. Несмотря на значительные изменения в системе образования такой формат существует и сегодня.
Вторая смена позволяет решить вопрос нехватки свободных мест и помещений в учебных заведениях. Поэтому организация такого формата обучения прописана на законодательном уровне.
В правилах СанПиН1 указано, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов. Кроме того, занятия во вторую смену не могут проводиться:
в классах компенсирующей направленности. Это значит, что дети с особенностями физического и психического развития могут учиться только в утреннее время;
в образовательных учреждениях с углубленным изучением различных предметов, то есть в лицеях и гимназиях.
Следовательно, ученики любых других классов не застрахованы от вечернего обучения.
Директор частной школы «Древо познаний», призер суперфинала Всероссийского конкурса «Директор школы – 2016» Иван Калита считает, что вторая смена – это вынужденная необходимость: «Это последствие переполненности школ, когда количество желающих обучаться в конкретной школе существенно превышает ее проектную мощность. Если полтора десятилетия назад в лицензии на образовательную деятельность указывалось предельное количество обучающихся в одну смену, то теперь эти сведения в лицензии больше не отражаются».
Полезная информация о второй смене в школе
Таблица ниже может служить памяткой о том, какие нормативно-правовые документы регулирует организацию учебного процесса в нашей стране.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»2
Регулирует образовательную деятельность в РФ. Однако организация времени обучения учащихся не прописана.
Утвержденный Министерством просвещения РФ в 2021 году «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»3
Фиксирует расписание учебных занятий, которое определяется самой школой.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 № 8314
Указывает, что календарный учебный график каждой школы должен быть размещен на ее официальном сайте.
Плюсы второй смены в школе
В целом родители, чьи дети вынуждены учиться во вторую смену, отзываются об этом формате крайне негативно. Но есть и те, которые находят ряд преимуществ.
Родители и дети могут выспаться.
Обычно уроки начинаются в 8-9 часов утра, и не всем ранний подъем дается легко. Такая необходимость негативно влияет на большинство детей и взрослых. Вторая смена дает возможность выспаться и собраться в школу без спешки.
Ученики более работоспособные.
Когда ребенок встает позже необходимого, у него есть время окончательно проснуться и со свежими силами заняться учебой. К тому же более поздние уроки совпадут с периодом наибольшей активности мозга.
Меньше опозданий.
Одна из ощутимых проблем первой смены — это опоздания. Несработавший будильник, утренние пробки, желание поваляться в кровати еще пять минут — причин много. Со второй сменой их число сокращается. Опоздать на уроки во вторую смену можно только в том случае, если ребенок поздно вышел из дома. Однако этот вопрос регулируется грамотным распорядком дня.
Утренние домашние задания.
Большинство учеников второй смены делают домашние задания утром, перед уроками. Вечерами усталость не дает заниматься эффективно. Зато утром дети могут заниматься на свежую голову. Работоспособность не только детей, но и взрослых куда выше в первую половину дня. Поэтому выполнить домашние задания можно гораздо быстрее и без досадных ошибок.
Если вторая смена, по мнениюИвана Калиты, помогает подросткам и старшеклассникам развить навыки самостоятельности, выбора и самоконтроля, то для младшего школьника такой формат обучения — один сплошной минус.
Разное расписание детей и работающих родителей.
Вторая смена нарушает распорядок большинства работающих родителей: утром по дороге на работу отвезти ребенка в школу, после работы — забрать. Школьнику нужно самостоятельно завтракать, делать уроки, собираться в школу. Родители уже не смогут ему как-то помочь, напомнить, подстраховать. Максимум — забрать уже собранного ребенка и отвезти в школу в свой обеденный перерыв.
Постоянный стресс.
Чаще всего переход на вторую смену происходит после того, как дети уже какое-то время отучились в первую. Смена расписания требует другого режима. А поскольку у учеников уже выработались определенные биоритмы, перестройка повлечет за собой стресс и для детей, и для родителей. Дети могут путаться, когда делать уроки, а к какому времени надо собраться в школу. Многие родители учеников, которые учились во вторую смену, отмечают постоянное беспокойство. Поел ли, все ли с собой взял, как добрался до школы.
Вечерний график работы кружков и секций.
Сложно найти ребенка, который не ходит на дополнительные занятия. Спорт, иностранные языки, музыка, танцы. У многих по два-три кружка и очень загруженное расписание. Большая часть кружков и секций работает во второй половине дня, чтобы как можно больше школьников могли прийти на занятия после школы. Переход на новый график учебы в школе может все перечеркнуть.
В таком случае подойдут индивидуальные занятия. Например, английский или игра на гитаре с репетитором. Но чаще нужны групповые занятия, которые никто не будет переносить ради одного ребенка. Плюс индивидуальный формат всегда дороже групповых уроков, что не каждая семья может себе позволить. Выходов из такой ситуации три: другая школа, аналогичные занятия, но по утрам или отказ от секций. Но обычно ни один вариант не устраивает всех членов семьи в полной мере. Приходится чем-то жертвовать.
Не хватает поддержки и помощи.
Школьник, учащийся во вторую смену, по утрам предоставлен сам себе. То есть он должен обладать прекрасными навыками самоорганизации, и обычно они есть у учащихся средней и старшей школы. Но чаще вторая смена достается младшей школе. Дети 8-9 лет только учатся собираться без посторонней помощи и удерживать в голове все детали. Ребенок легко может забыть закрыть дверь или взять форму для физкультуры.
Дополнительная трудность — отсутствие помощи с домашним заданием. Ученики второй смены выполняют ее утром, когда родители на работе. Если что-то не получается, им некому помочь.
— Опыт организации обучения во вторую смену позволяет говорить о том, что образовательный процесс во вторую половину дня приводит к снижению успеваемости и качества образования в целом некоторой части учеников, — говорит Иван Калита. — И тут имеет место целый комплекс причин: общее снижение работоспособности ребенка в этот период, ослабление родительского контроля за обучением, усталость педагогов, преподающих в две смены, и многое другое.
Дорога домой в темноте.
Зимой темнеет рано, но родители не могут забрать ребенка сразу после школы, так как у них еще рабочий день. Отправить на продленку в таком случае невозможно — во второй смене ее обычно нет. Поэтому школьник идет домой. Хорошо, если по соседству живут одноклассники: дети могут добраться домой вместе. В противном случае родителям нужно держать связь с ребенком весь его путь до дома. Не каждый начальник будет такому рад.
Отдых и внешкольные планы.
Это касается и детей, и родителей. Из-за учебы во вторую смену нет возможности погулять или сходить в кино с друзьями. Родители не могут спланировать совместный поход в музей или театр. Любой досуг приходится переносить на выходные или вовсе на каникулы. Учеба без смены деятельности и новых впечатлений быстро приведет к перегрузке, а значит, и к проблемам с успеваемостью.
Во сколько начинается вторая смена в школе
Во многих школах уроки второй смены начинаются в разное время. Каждая школа разрабатывает собственное расписание. Администрация учитывает дополнительные занятия после уроков и особенности учебного плана.
Обычно учебный день начинается в 13.00 или 14:00.
— Продолжительность уроков и перемен нормативно закреплена в «Гигиенических нормативах и требованиях к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»5, где отражены общие требования, безотносительно сменности, — рассказывает Иван Калита. — Продолжительность занятий в первый классах и для детей с ОВЗ – 35-40 минут, занятия во 2-11 классах – не более 45 минут, перемены – не менее 10 минут, перерыв для приема пищи – не менее 20 минут, перерыв между сменами – не менее 20 минут.
Во сколько заканчивается вторая смена в школе
Время окончания занятий зависит от продолжительности урока, которая варьируется для младших и старших классов. Если учебный день состоит из шесть уроков, занятия заканчиваются примерно в 18:00.
Расписание звонков во второй смене
Ниже приведены примеры расписания звонков во второй смене для разных классов.
2 классы
3, 4, 6, 7, 8, 10 классы
1 урок: 13.15 – 13.55 перемена 20 минут
1 урок : 14:00 – 14:45 перемена 10 минут
2 урок: 14.15 – 14.55 перемена 10 минут
2 урок: 14:55 – 15:40 перемена 20 минут
3 урок: 15.05 – 15.45 перемена 20 минут
3 урок : 16:00 – 16:45 перемена 10 минут
4 урок: 16.05 – 16.45 перемена 10 минут
4 урок : 16:55 – 17:40 перемена 10 минут
5 урок: 16.55 – 17.35
5 урок : 17:50 – 18:35 перемена 10 минут
6 урок: –
6 урок : 18:45 – 19:30
Расписание звонков для 2–11-ых классов:
1 урок: 13:25 – 14:05, перемена 15 минут
2 урок: 14:20 – 15:05, перемена 20 минут
3 урок: 15:25 – 16:05, перемена 10 минут
4 урок: 16:15 – 16:55, перемена 10 минут
5 урок: 17:05 – 17:45, перемена 10 минут
6 урок: 17:55 – 18:35
это интересно
Школа России
Плюсы и минусы самой популярной программы для начальной школы
Некоторые школы организуют вторую смену раньше. Ниже расписание звонков второй смены в 2023 году для 7 классов.
1 урок: 11.30 – 12.10, перемена 10 минут
2 урок: 12.20 – 13.00, перемена 20 минут
3 урок: 13.20 – 14.00, перемена 10 минут
4 урок: 14.10 – 14.50, перемена 10 минут
5 урок: 15.00 – 15.40, перемена 10 минут
6 урок: 15.50 – 16.30, перемена 10 минут
— Окончательное расписание звонков закрепляется решением директора школы и может отражаться в календарном учебном графике, утвержденном на педсовете. Как видно, Гигиенические требования устанавливают максимальную продолжительность уроков. Школе не запрещается сокращать их как в первую, так и во вторую смену при сохранении ответственности за выполнение ФГОС соответствующего уровня, — объясняет эксперт.
Отзывы экспертов о второй смене в начальной школе
Иван Калита, директор ОАНО «Частная школа “Древо познаний”», призер суперфинала Всероссийского конкурса «Директор школы – 2016»:
Во вторую смену из-за плотного расписания первой крайне сложно реализовать концепцию «школы полного дня», когда ребенок, находясь в одном образовательном учреждении, получает весь комплекс основных и дополнительных образовательных программ, многоразовое питание и педагогический присмотр.
Вторая смена существенно уменьшает возможности организации интересной и разнообразной жизни ребенка после занятий в школе: вечером мало у кого получается посещать любимые кружки и секции, а утром родители не всегда могут сопроводить ребенка. Да и сами объединения дополнительного образования зачастую более доступны во второй половине дня.
Также и реализация сетевых проектов и с различными организациями, и в коллаборации с учениками из других школ становится практически невозможна во вторую смену, если большинство участников данного проекта учатся в первую.
Еще один аспект – занятость спортивных залов. Учитывая популярность спортивного направлениям в дополнительном образовании, существует серьезная потребность в спортивных площадях для различных секций. Даже если школа сама их не организовывает, обычно поступает много предложений от ДЮСШ о сотрудничестве в следующем формате: ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) предоставляет тренерский состав (а иногда и оборудование), а школа – площади для занятий. Так развивается сетевое взаимодействие образовательных и спортивных организаций. В условиях второй смены спортивные залы приоритетно отдаются под уроки физкультуры (которые не всегда можно проводить на улице из-за погодных условий), что существенно ограничивает возможность открытия спортивных секций.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Иван Калита:
Законна ли организация второй смены в школах?
Федеральное и региональное законодательство почти не регламентирует вопросы организации второй смены. Статья 29 ФЗ «Об образовании в РФ» содержит требование обеспечения информационной открытости образовательной организации, включающего в себя информирование о режиме занятий обучающихся.
Утвержденный Министерством просвещения РФ в 2021 году «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» в качестве документа, определяющего организацию образовательной деятельности, фиксирует расписание учебных занятий, которое определяется самой школой. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 в пункте 3.4.15. указывают на возможность организации образовательного процесса в две смены. В то же время устанавливается требование проводить обучение 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в первую смену. Кроме того, Санитарные правила устанавливают максимальный объем учебной нагрузки в течение дня (п.3.4.16), а также регламентируют начало учебных занятий не ранее 8 часов, а заканчивать вторую смену не позднее 19 часов.
Общий вывод таков: фактически все вопросы оснований введения второй смены отданы в компетенцию (и ответственность) самой образовательной организации.
Сменность занятий может быть отражена в локальных актах школы, утверждаемых директором и обсуждаемых на педсовете, – календарном учебном графике и расписании занятий. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ (от 14 августа 2020 г. № 831) календарный учебный график каждой школы должен быть размещен на ее официальном сайте. Более того, закон «Об образовании в РФ» (ст. 13.п 11. 10) содержит положение о том, что государственные и муниципальные органы власти «не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Во всех ли школах Москвы есть вторая смена?
Проанализировав три десятка календарных учебных графиков московских школ, размещенных на их официальных сайтах, можно отметить, что больше половины из них содержат сведения о наличии уроков во вторую смену.
Можно ли отказаться от второй смены в школе?
Школа вводит вторую смену вынужденно, из-за превышения количества обучающихся (класс-комплектов) над имеющимися образовательными возможностями здания. В этой ситуации все зависит от уровня переполненности. Если речь идет о том, что в первую смену не помещается четыре-пять классов, тогда завуч может постараться уплотнить расписание уроков за счет ущемления интересов педагогов: появления большего, чем допустимо, количества «окон» или отмены «методического дня».
В личном управленческом опыте есть практика, когда с целью разведения потоков начальной и основной школы (численностью более полутора тысяч учащихся) расписание учеников 5-11 классов начиналось на полчаса позже. Иначе пропускная способность центрального входа и турникетов школы не справлялась с потоком учащихся и сопровождающих родителей.
В опыте работы ряда школ также есть практика, когда для вхождения в первую смену школа одну-две параллели выводила на обучение в субботу, предоставляя им второй день отдыха в будни. Школа проводила опрос родителей тех параллелей, чье обучение вынужденно предполагалось организовать во вторую смену. Выбирая между обучением во вторую смену, но только по будням, или обучением в первую смену, но в субботу и с одним выходным в будние дни, родители выбирали второй вариант. То есть фактически для каждой параллели оставалась пятидневная учебная неделя, но реализовывалась она школой в шесть дней. Хотя, следует отметить, что такой вариант тоже доставлял больший дискомфорт педагогам и родителям, нежели классическая пятидневка. Другие варианты ухода от второй смены могут быть реализованы уже по непосредственной инициативе родителей и достаточно радикальны – перевод ребенка на семейную форму обучения с прикреплением для промежуточной аттестации к этой же школе или просто перевод в максимально ближайшую школу, обучающуюся в одну смену.
Источники
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212300007?pageSize=50
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200066
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011130032
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022