ВПР по русскому языку в 8 классе в 2024 году

Русский язык — один из предметов, который встречается школьникам на ВПР в 8 классе. Рассказываем о вариантах, заданиях, подготовке и критериях оценивания в 2024 году

ВПР по русскому языку. Фото: shutterstock.com
Александра Полушкина Учитель русского языка и литературы Екатерина Пятковская Автор КП

Продолжительность ВПР по русскому языку — 90 минут. За это время восьмиклассникам необходимо выполнить 17 заданий, связанных со всеми разделами современного русского языка. Школьникам, разумеется, нельзя ничем пользоваться во время написания работы. Им приходится рассчитывать только на свои знания. Принципиального отличия от тех ВПР по русскому языку, что дети писали в младших классах, нет. Тот же текст на списывание, и далее — вопросы, согласно возрасту учащихся.

Варианты

Каждая школа получает два варианта ВПР по русскому языку. Задания в них уникальны, с другими регионами не пересекаются — они формируются индивидуально для каждой школы из открытого банка заданий.

Вопросы проверочной работы предполагают разный масштаб ответов. Где-то необходима развернутая аргументация (№1-4, 6-9, 15-16), а в других достаточно краткого ответа — одного слова или словосочетания (№5, 10-14, 17). Поэтому школьникам стоит максимально внимательно вчитываться в формулировку вопроса, чтобы ответить так, как того требует регламент ВПР.

Задания (демоверсии)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отмечает, что задания, которые предлагают на ВПР по русскому языку в 8 классе, относятся к базовому уровню сложности. На самом деле, вопросы в тестировании составлены универсально, без учета образовательной программы конкретной школы и уровня подготовки конкретного класса.

— Задания в 8 классе сложны не тем, что мы это не проходим, а тем, что детям ничем нельзя пользоваться — отмечает Александра Полушкина, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы хабаровской средней общеобразовательной школы №62. — Например, им нужно сделать морфологический разбор частей речи, перечислить все постоянные и непостоянные признаки. Или провести синтаксический разбор предложения (двусоставное, простое, распространённое, полное, осложненное). Конечно, какой-то элемент из головы у детей выпадает, а из-за одной ошибки они лишаются целого балла. Такой разбор, будь то морфологический, или синтаксический разбор предложения, оценивается в три балла. То есть забыл один признак — минус балл. Не скажу, что это объективно.

Открывает ВПР по русскому языку задание на списывание текста: ученикам нужно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и вернуть на место отсутствующие знаки препинания. Некоторые слова в этом тексте отмечены цифрами, и к ним придется вернуться во время выполнения дальнейших заданий, выполнив указанный вид разбора (морфемный, морфологический или синтаксический разбор предложения).

Восьмиклассникам встретятся задания на постановку ударения: «приняли», «донизу», «вручит», «оклеить». И конечно, вопросы по поиску грамматических ошибок примерно в таких предложениях:

  • «Прочитав книгу, я заинтересовался ее автором».
  • «Мы много знаем благодаря учителя».
  • «Моя мама умная и красива».
  • «Мы надеваем сменную обувь сразу по приходе в школу».

— Самые коварные задания, — говорит Александра Игоревна, — разборы (морфологический, синтаксический) и объяснения орфограмм. То есть детям нужно выписать ряд слов с удвоенной «нн». Они делают правильно, чувствуют интуитивно, а объяснить каждый случай (например, тут у нас полное причастие) не могут.

Ко второму тексту в ВПР задания несколько иные. В этом блоке проверяют, насколько хорошо ребята умеют определять и формулировать смысл прочитанного. Кроме того, вопросы затрагивают средства языковой выразительности (указать вид тропа), работу с обособленными членами предложения, идентификацию предложения по приведенной схеме. Например, так может быть сформулированы задания:

  1. «Определите, каким средством языковой выразительности является слово «великой» в словосочетании «к великой тайне» из предложения 18. Запишите ответ».
  2. «Среди предложений 12–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления».
  3. «Среди предложений 26–28 найдите предложение, которое соответствует данной схеме».

Подготовка

Значительная часть вопросов в ВПР предполагает развернутый комментарий к ответу, поэтому ученикам нужно уметь формулировать свою точку зрения. А без знания теоретической базы довольно сложно объяснить, скажем, условия обособления обстоятельства.

— Восьмиклассники — это будущие девятиклассники, им через год сдавать ОГЭ по русскому языку. А там у нас есть задания с объяснением выбора орфограммы, — приводит пример Александра Игоревна. — Скажем, правописание «лаг/лож» в слове «предлагать». Неправильно будет ответить, что здесь безударная гласная в корне слова. Верно — чередование корней. Поэтому я посоветую родителям посадить детей учить правила. А как обычно в школе происходит: если устное домашнее задание, то оно не задано, а письменное — значит задано. Устное домашнее задание в данном случае — это выучить правило. Когда ребенок владеет теорией, ему легко даются подобные вопросы.

Практические навыки морфемных и прочих разборов отрабатываются по демоверсиям из интернета, все есть в свободном доступе. Но родителям важно понимать: мало загрузить ребенка тестовыми заданиями и успокоиться. Разговаривайте с детьми о прочитанных книгах — не обязательно из школьной программы. Задавайте им вопросы, спорьте, учите аргументировать свое мнение и выделять в прочитанном главное. Это будет отличная отработка навыков, необходимых для успешного выполнения блока заданий, связанных с текстом №2.

это интересно
ВПР по математике в 8 классе
Как формируются комплекты заданий ВПР по математике и какие задания они включают
подробнее

Критерии оценивания

Максимально на ВПР по русскому языку в 8 классе в 2024 году ставят 51 первичный балл. Задание №1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов. За задание №2 можно получить также от 0 до 9 баллов. Ответ на каждое из заданий:

№3, 4 — от 0 до 4 баллов;

№5-8, 14, 16 — от 0 до 2 баллов;

№9-10, 12-13, 17 — от 0 до 1 балла.

Задание №11 оценивается от 0 до 5 баллов, а №15 — от 0 до 3 баллов.

Полученный результат переводят в привычную школьникам пятибальную систему по такой схеме:

  • 0–25 баллов — «двойка»;
  • 26–31 балл — «тройка»;
  • 23–44 балла — «четверка»;
  • 45–51 балл — «пятерка».

Мнение эксперта

Александра Полушкина, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №62 (г. Хабаровск):

— ВПР по русскому языку не помогает улучшить знания учащихся. Определить их реальный уровень подготовки в каких-то заданиях? Возможно. Но зачем мне это, если я в восьмом классе встречаюсь с детьми на уроках шесть раз в неделю? Я и так знаю возможности каждого из учеников, в состоянии сама провести контрольные работы, которые у меня в плане, тренировочные варианты ОГЭ, демоверсии и так далее. Мне для этого еще одна работа, на которой нужно показать wow-результат, не нужна.

Работы детей приходится проверять по критериям, с которыми я не согласна. Возьмем правильно списанный текст. Мы учитываем только те моменты, где нужно вставить буквы. Если ребенок пропускает букву, которая в тексте была, или что-то еще делает не так, но в тексте это было изначально, такая ошибка оценку не снижает. Кроме того, набрав 24 балла, то есть сделав половину этой достаточно сложной работы, ребенок должен получить всего лишь оценку «два».

Конечно, учителя переживают по поводу ВПР: это дополнительная нагрузка и дополнительная проверка. Необходимо распечатать задания, детей заранее подготовить, рассказать регламент, разобрать похожие вопросы, провести саму работу (90 минут), потом проверить 30 работ в каждом классе (а у меня их два). Заполнить таблицу. Разобрать итоги с детьми, пояснить, что они сделали не так. Это отдельный вид работы, на него убиваем неделю, вместо того, чтобы заниматься темами, которые нужно пройти по программе.

Если говорить с точки зрения детей, то для них это стрессовая ситуация. Все перед ВПР начинают резко болеть, а после не приходят в школу, у них поднимается температура, потому что они переживают по этому поводу. Плюс ВПР же не по одному предмету в классе проводится, нагрузка на детей колоссальная! Когда становятся известны результаты, уже начинают нервничать родители, даже конфликтуют со школой. «Ну не может же быть «два» у всего класса?» — спрашивают они. Может! Потому что ВПР не учитывает разность классов, разность программ и уровня восприятия.

КП
Реклама О проекте