Работа с текстом, разборы слов, вопросы по орфографии и пунктуации. За 45 минут ребятам нужно выполнить 7 заданий ВПР по русскому языку в 7 классе в 2025 году. Изучаем особенности проверочной
Русский язык − основной предмет школьной программы. И в 7 классе, как и в других с 4 по 8, написание ВПР по русскому языку является обязательной проверкой знаний учащихся. Она проводится в любой из дней недели, кроме выходных, в период с 11 апреля апреля по 16 мая 2025 года. Конкретную дату проведения работы каждая школа определяет сама. В этот день остальные занятия проходят по утвержденному расписанию. Как правило, под написание работы выделяется второй или третий урок. При необходимости, если ВПР рассчитана больше чем на 45 минут, ее переносят на другое занятие.
Как ребята научились работать с текстом? Как справляются с различными видами разборов слов и предложений? Правильно ли ставят ударение в словах? Умеют ли исправлять грамматические ошибки во фразах? Понимают ли смысл устойчивых выражений? Ответы на эти вопросы и дает проводимый мониторинг в виде Всероссийских проверочных.
В 7 классе на написание ВПР по русскому языку отводится один урок или 45 минут. Ребятам нужно выполнить 7 заданий, проявив широкий круг знаний по предмету. При этом пользоваться словарями или другими справочниками нельзя. Ручка, листок с заданиями и знания − этого достаточно для проверки того, как школьники усвоили учебную программу.
В каждой школе семиклассники выполняют свой вариант ВПР по русскому языку. Он формируется из специального банка заданий, разбитого по блокам. Каждый блок посвящен определенному навыку и проверяют разные компетенции ученика. Все материалы для этого масштабного среза знаний разрабатывают в Федеральном институте оценки качества образования.
Перед началом проведения работы ребятам напоминают основные принципы ее написания. Во-первых, каждому ученику присваивают индивидуальный номер, которым он подписывает свою работу вместо фамилии. Во-вторых, ребят рассаживают по одному за партой. ВПР проводит школьный учитель, часто вместе с ним в классе находится один или два организатора. Работу проверяет тоже школьный учитель, но не тот, кто присутствовал во время написания.
ВПР по русскому языку для 7 класса состоит из заданий базового уровня сложности. Ребятам предстоит показать навыки работы с текстом. Его нужно переписать, применяя знания орфографии и расставляя знаки препинания, а затем проанализировать его со смысловой точки зрения и выполнить задания к нему.
Готовиться к выполнению ВПР по русскому языку в 7 классе можно на уроках вместе с учителем и самостоятельно. Русский язык − это правила, которые важно знать и уметь применять. Например, правописание разделительных «ъ» и «ь»; букв «ы», «и» после «ц»; неизменяемых приставок и приставок на «з (с)»; корней с безударными и чередующимися гласными; «н» и «нн» в именах прилагательных; простых и сложных предложений и многое другое. Соответственно, обязательный элемент подготовки − повторение правил.
Хорошим методом подготовки к ВПР является выполнение тренировочных вариантов работ. Это могут быть демоверсии или варианты прошлых лет. Главное − семиклассник должен научиться распределять время, понимать, какие надо дать ответы на определенные типы заданий.
Важный элемент подготовки − работа с текстом. Ученик должен уметь выделить главную мысль, ответить на вопросы по тексту. Этот навык также можно тренировать, работая с демоверсиями ВПР или любыми другими текстами.
Поскольку все задания разные, то и уровень оценки каждого из них отличается. Если семиклассник отлично справился с работой, он может набрать максимальное количество баллов − 23 балла. 9 баллов можно получить, выполняя задание №1, которое включает в себя списывание текста с раскрытием скобок и расстановку в нем запятых. За третье задание можно заработать до 3 баллов. Номера 2, 5, 6, 7 принесут по два балла за правильные ответы, №4 максимально оценивается в 3 балла.
Организаторы ВПР по русскому языку подчеркивают, что оценка за работу на успеваемость ребенка не влияет. Однако критерии оценивания проверочной существуют. Чтобы получить «пятерку», семиклассник должен набрать от 18 до 23 баллов. «Хорошо» − это 14-17 баллов. «Троечка» − 11-13 баллов. «Двойка» − 10 баллов и меньше.
Все работы обезличены. На них указан лишь индивидуальный код ребенка. На усмотрение администрации конкретной школы оценки могут быть выставлены в дневник, доведены до детей и родителей.
Олеся Куксова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №31 города Тамбова, руководитель методического объединения учителей русского языка; педагогический стаж 22 года:
− 7 класс − своеобразный экватор в изучении русского языка. Он, с одной стороны, сложен освоением правил орфографии, а с другой − является переходным к подробному изучению пунктуации. Поэтому программа получается перенасыщенной, и все эти темы входят в ВПР по русскому языку 7 класса.
Проанализировав прошлые результаты семиклассников на педсовете школы, заседаниях методических объединений, мы составили специальные диагностические карты. Такие карты появились по каждому ребенку, классу, параллели. Эта кропотливая аналитическая работа принесла результаты. Сразу стало понятно, какие пробелы есть у конкретного ребенка, какая тема вызывает сложности у всего класса или целой параллели.
Исходя из этих данных, мы скорректировали учебные программы. В 7 классе в школьную программу включены четыре часа русского языка. В течение второй и третьей четвертей мы добавляли в программу дополнительный разбор «западающих» тем. Отводили этому в среднем по 10 минут на каждом уроке. Ориентируясь на диагностические карты, точечно, с каждым ребенком отрабатывали материал, который больше всего вызывает трудностей.
Конечно, общие сложности в написании ВПР по русскому языку есть у всех семиклассников. Самыми проблемными темами являются правописание производных предлогов, союзов и омонимичных им частей речи, выделение запятыми причастных и деепричастных оборотов. Но мы над этим работаем, и ребята со всеми особенностями орфографии и пунктуации русского языка справляются.
Существует масса различных мнений о необходимости проведения ВПР по русскому языку в 7 классе. Я убеждена, что Всероссийские проверочные работы проводить нужно. Они помогают нам проанализировать уровень знаний ребят, увидеть их сильные и слабые стороны, подтянуть «проседающие» темы. В нашей школе за эти работы мы оценки в дневник не выставляем. Используем их результаты в качестве диагностики, которая помогает оценить качество освоения сложного программного материала по русскому языку в 7 классе.
Ирина Шиндяева, преподаватель русского языка в онлайн-школе Тетрика:
− Как показывает практика, в школах не очень серьезно относятся к этой итоговой работе. В 7 классе продолжают изучать самостоятельные части речи (причастие, деепричастие, наречие), а также более детально рассматривают служебные части речи (союзы, предлоги, частицы). За бортом остаются морфемный, морфологический и синтаксический разборы – их касаются нечасто, плюс сами ученики не понимают, для чего нужно анализировать части речи и зачем знать порядок разбора предложения. Школьники забывают многие пройденные темы, поэтому перед ВПР обязательно нужно повторять материал прошлых лет.
Самое сложное для учеников – грамотно распределить время, чтобы все успеть. За 90 минут нужно переписать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, провести разнообразные языковые разборы, отметить в тестовой части верные ответы по орфоэпии и пунктуации, проанализировать второй текст, написать его основную мысль и выполнить к нему задания. Не каждый взрослый сможет уложиться в срок. Что говорить о школьниках: им трудно сохранять внимание, концентрацию и спокойствие в условиях ограниченного времени.
Нужно ли проводить в 7 классе ВПР по русскому языку? Форма контроля знаний, безусловно, нужна, потому что учителя и ученики должны видеть результаты своей плодотворной работы. Другой вопрос: какой она должна быть? ВПР хороша тем, что есть определенный стандарт, все заранее знают количество заданий и темы, которые будут включены в эту работу. Это дает возможность подготовиться. Но из-за небольшого количества времени и объемных заданий, скорее всего, не получится увидеть полную картину успеваемости ученика.