ВПР по русскому языку в 6 классе проходит каждый год. Расказываем, нужна ли детям подготовка, чем помогут демоверсии, в которых есть варианты и задания, а также каковы критерии оценивания в 2024 году
Для подготовки к будущим ОГЭ и ЕГЭ все школьники начиная с 4 класса ежегодно пишут Всероссийские проверочные работы. В 2024 году всем шестиклассникам предстоит написать ВПР по русскому языку и математике. Также федеральный организатор на основе случайного выбора назначит каждому шестому классу ВПР еще по двум предметам на основе. Это могут быть история, биология, география или обществознание. Пройдут проверочные работы в период с 19 марта по 17 мая. В этой статье поговорим об обязательной для всех ВПР по русскому языку.
На выполнение работы шестиклассникам дается 90 минут, то есть ВПР займет два урока. Причем в разные дни. Эксперты отмечают, что сильно волноваться из-за проверочной работы не стоит. Ее результат не влияет на годовую оценку, а сама ВПР по любому предмету проводится, чтобы получить контрольный срез знаний и понять, какие темы вызывают у учеников наибольшие сложности. Такая информация поможет учителю скорректировать учебный план и подтянуть у ребят «проседающие» темы до 9 и 11 классов, когда ученикам придется сдавать более серьезные экзамены – ОГЭ и ЕГЭ.
Чтобы не было соблазна заранее раздобыть задания, каждая школа получит по два варианта работы по русскому языку для шестикассников, которые распределит среди учеников. При этом самих вариантов очень много – они различаются не только по регионам, но и районам в субъекте РФ.
Проверочная работа содержит 14 заданий, все они относятся к базовому уровню сложности. Задания №1-3, №7-12 и №14 предполагают развернутый ответ, в остальных заданиях (№4-6 и №13) нужно записать краткий ответ в виде слова или сочетания слов.
Ученикам предстоит списать текст, вставив пропущенные орфограммы, провести морфемный, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы, расставить ударения, определить основную мысль текста и выполнить другие задания.
Для подготовки можно пользоваться демоверсиями заданий, которых очень много в интернете и специальных сборниках.
– Некоторые задания можно отнести к традиционным. Например, задания №2, 3, 5, 7, 8. Навык по их выполнению отрабатывается в начале каждого урока: учитель предлагает записать предложение и сделать разные виды разбора. К традиционным можно отнести и задание №1: грамотное списывание текста – это основная часть домашней работы, – отмечает учитель высшей категории, эксперт по русскому языку и литературе с 2005 года Ольга Реховская.
– Облегчить процесс запоминания может и мнемонический прием «Рифмованные строчки»: «Долго ели тОрты, не залезли в шорты»; «СрЕдства для детства»; «Чтоб от боли не страдать, нужно зуб пломбировАть», – советует Ольга Реховская.
Эксперты отмечают, что особой подготовки к ВПР по русскому языку не требуется. Если ученик внимательно занимается на уроках, выполняет домашние задания, то проблем с написанием проверочной работы быть не должно. При этом определенные навыки отрабатывать можно.
Например, научиться внимательно списывать текст поможет такая практика – ежедневно записывать 5-7 любых предложений. Для этого можно завести специальную тетрадку «Для списывания» и записывать туда тексты, диктуя себе по слогам вслух. Занимает упражнение 15-20 минут, при этом отлично тренирует зрительную память.
– Сложно даются ребятам морфологические разборы, многие также затрудняются в объяснении значения фразеологизмов и составлении предложений с ними. Поэтому я бы посоветовала обратить внимание на эти задания, – говорит учитель русского языка и литературы Лилия Шарапова.
У многих учеников также вызывает сложности задание №4, где нужно правильно поставить ударение. Можно развесить по дому карточки с правильными ударениями в словах или устраивать семейную игру, соревнуясь, кто лучше знает орфоэпические нормы.
За первое задание можно получить от 0 до 9 баллов, за второе – до 12. За №3, 4, 6, 7, 9, 11 и 13 можно заработать максимум 2 балла, за задания №5, 8, 10 и 12 – максимум 3 бала. За задание 14 начисляется от 0 до 4 баллов. Таким образом, за всю работу можно получить максимум 51 первичный балл.
При пересчете на привычные школьные оценки картина выглядит так: от 0 до 24 баллов – «двойка», от 25 до 34 – «тройка», «четвёрка» ставится, если ученик набрал от 35 до 44 баллов, и «пятёрка» – от 45 до 51 балла.
Ольга Реховская, учитель высшей квалификационной категории, эксперт по русскому языку и литературе с 2005 года:
– Я считаю, что ВПР нужны, многие задания являются неким «мостиком» к заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Причем успешное прохождение испытания, на мой взгляд, зависит на 50% от учителя, его методистской грамотности, умения составить план комплексной подготовки к ВПР. Но при этом ученикам не стоит уповать только на учителя, 50% – это кропотливая и систематическая работа самого ученика, его желание быть грамотным.
Лилия Шарапова, учитель русского языка и литературы:
– Учителям ВПР помогает подкорректировать учебный план и понять, кто из учеников нуждается в индивидуальном подходе. Ученикам – проверить свои знания. Если ученик не пропускал занятия, выполнял все задания, которые ему предлагались, то полученных знаний для успешного решения ВПР ему будет достаточно. Хочется отметить, что нынешние школьники воспринимают ВПР как обычную контрольную работу, гораздо больше волнуются родители.