ВПР по русскому языку — одна из обязательных проверочных, которые пишут ученики 4 класса. Считается, что особая подготовка к ней не нужна: варианты, задания и демоверсии помогут разобраться в критериях оценивания в 2024 году
ВПР, или Всероссийская проверочная работа по русскому языку проводится не только для четвероклассников, но именно в 4 классе школьники впервые сталкиваются с такой формой проверки знаний, которая по своей структуре напоминает ОГЭ или ЕГЭ. Помимо работы по русскому языку, выпускники начальной школы пишут работу по математике и окружающему миру, то есть всего знания проверяются по трем предметам.
Впервые ВПР была написана в 2015 году, а начиная с 2017 года ее проведение в 4 классе стало обязательным. Аттестация проходит без отрыва от учебного процесса, чаще всего в апреле. Точную дату выбирает сама учебная организация из того временного интервала, который утвержден Рособрнадзором. В 2024 году – с 19 марта по 17 мая. ВПР рекомендуется проводить на втором, третьем или четвертом уроке.
Проверочная по русскому состоит из двух частей, каждую из которых ребята пишут в разные дни. На выполнение и первой, и второй части отводится по 45 минут, то есть вся работа занимает 90 минут.
Как в случае с ЕГЭ или ОГЭ, все варианты ВПР построены одинаково (различаются только содержание заданий), а ответы необходимо записывать на специальных бланках. Примечательно, что бланки подписываются не фамилией, как мы привыкли, а четырехзначным кодом, который заранее присваивается каждому ученику. Сделано это для большей объективности оценки работы и непредвзятого отношения проверяющего. Пользоваться словарями, справочниками или переговариваться ребятам запрещается. Рассаживают школьников также по одному за парту.
В отличие от ЕГЭ или ОГЭ, проверочная работа проводится учителем, преподающим в классе, в стенах родной школы. Помимо учителя в классе должны присутствовать еще два организатора.
До 2020 года на каждый регион давались общие варианты заданий. С 2021 для каждой школы по каждому предмету формируются свои варианты. Теперь на весь класс будет всего четыре варианта заданий. Они генерируются автоматически, поэтому обмениваться ответами или выкладывать их в интернет не имеет никакого смысла – шансы, что в двух школах варианты совпадут, близки к нулю. Зато отследить недобросовестных учеников, которые ответы все же выкладывают, стало гораздо проще.
Как уже было сказано, ВПР по русскому языку в 4 классе состоит из двух частей и пятнадцати заданий. Первая часть включает в себя три задания, а вторая – двенадцать.
Все три задания первой части нацелены на работу с текстом. В первом нужно записать текст под диктовку – проще говоря, написать небольшой диктант, а в оставшихся двух выполнить задания по этому тексту. Эта часть проверяет знание орфографических и пунктуационных норм, а также умение выделять члены предложения и распознавать части речи.
Задания второй части проверяют знание классификации звуков, частей речи, склонений и родов, умение правильно расставлять ударения и делать морфемный разбор слова по составу. Но в большей степени они также направлены на работу с текстом – понимание основной мысли и умение делать анализ.
В интернете доступна демоверсия работы на текущий год с ответами и подробным разъяснением, сколько баллов и за что можно получить. Кроме того, можно найти базу заданий за прошлые годы с ответами.
Важно отметить, что если учеником допущена ошибка на не предусмотренную программой начальных классов тему, то баллы за нее не снимаются.
В случае с четвероклассниками часть ответственности за подготовку к ВПР так или иначе придется взять на себя родителям. В начальной школе ребятам еще трудно разобраться с критериями оценивания, а порой и самими формулировками заданий. К тому же это их первая серьезная работа.
Поэтому подготовку нужно начать именно с совместного разбора формы заданий и системы оценивания. Поскольку большая часть заданий направлена на работу с текстом, понимание общего смысла и отдельных слов, стоит читать небольшие рассказы и просить ребенка пересказать их или порассуждать на затронутую тему. Для успешного написания диктанта можно заняться аудированием, чтобы ученик привыкал к восприятию речи на слух. А еще обязательно потренируйте красивый или как минимум разборчивый почерк – будет обидно, если учитель не поймет, какая буква написана, и снимет балл. Перед самой работой можно вспомнить написание словарных слов и повторить пословицы, немного потренироваться с синонимами и ударениями. Не лишним будет сделать упражнения на звуко-буквенный разбор слов и на разбор по членам предложения. Подготовку можно и нужно превратить в некую игру – тогда и вам, и вашим детям будет гораздо проще.
И конечно, основная задача родителей и учителей – создать психологически комфортную обстановку. Четвероклассники и так будут нервничать, поэтому им важно знать, что даже при не самых лучших результатах, мама не расстроится, а папа не накажет.
За правильное выполнение всех заданий школьник может заработать максимум 38 баллов. Первое задание – написание диктанта – является самым «дорогим», поскольку за него можно получить сразу 7 баллов. Только при его выполнении обязательно нужно помнить, что за исправление одного и того же слова более пяти раз автоматически будет снят балл, даже если итоговое написание верно.
За остальные задания баллы распределяются следующим образом:
№ задания ВПР по русскому языку | Максимальное количество первичных баллов |
---|---|
3.1, 5, 9, 10, 14 | 1 балл |
4, 6, 8, 11 | 2 балла |
2, 3.2, 7, 12, 13, 15 | 3 балла |
На проверку работы уходит в среднем три дня, а на публикацию результатов в свободном доступе отводится две недели. Первичные баллы для большего удобства учеников, учителей и родителей переводятся в привычные оценки по пятибалльной системе следующим образом:
Выставлять оценки за ВПР в журнал или дневник запрещается. На итоговую оценку за четверть и год итоги ВПР также не влияют.
Нина Киосе, старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок», участник экспертной комиссии ВПР:
– Анализируя структуру ВПР для 4 класса, хочется сказать, что все задания можно разделить на три группы:
1. Понимание соотношения устной и письменной речи (звуки и буквы);
2. Понимание «жизни» слова в языке (части слова и части речи);
3. Использование слов в нашей речи при общении с другими людьми.
Предлагаемые задания соответствуют основным программам по русскому языку начальной школы и содержат материал, который есть в учебных пособиях. Задания повышенного уровня и предполагающие опережающее обучение отсутствуют. Я считаю, что правильно выстроенная учителем логика занятий на уроках позволяет без ущерба для здоровья ребенка и без дополнительных специальных занятий сформировать те навыки, которые будут необходимы ученику, чтобы успешно справиться с заданиями ВПР. Конечно, при условии, что ученик выполняет задания учителя самостоятельно, иногда ошибаясь, но добиваясь понимания.
Хорошо, что уже в 4 классе ученику предлагается не только проявить навык написания слов – диктант, но и осмыслить «жизнь» слова в языке. Но больше всего мне по душе, что ученик может показать умение понимать текст: понимать смысл высказывания (определи главную мысль), понимать, как развивается текст (составь план текста), понимать значения слов, уметь заменять слово близким по смыслу и рассуждать. Последнее задание предлагает именно это – составить небольшой текст-рассуждение. Перечисленные выше умения просто необходимы в современной жизни, наполненной огромным количеством информации, ежедневно обрушивающейся на детей.
Очень часто возникает вопрос: нужен ли ВПР? В масштабах страны, наверное, да. Но только в том случае, если итоги этой работы будут ежегодно подвергаться глубокому и серьезному анализу специалистов, становиться основой для переобучения учителей и изменения подхода к преподаванию. К сожалению, на сегодняшний день из-за постоянно меняющейся формы работы, условий проведения и системы оценивания этого пока нет.