Русский язык – один из предметов, по которым 10-классники в конце учебного года пишут Всероссийскую проверочную работу. Рассказываем, что ждет ребят в заданиях ВПР по русскому языку в 10 классе в 2025 году
Всероссийские проверочные работы впервые прошли в 2015 году. ВПР созданы, чтобы проверить общий уровень владения материалом по каждому из участвующих в программе предметов. Результаты ВПР не влияют на итоговую оценку по предмету, а также на баллы ЕГЭ. Однако они призваны показать ученикам и учителям, на какие аспекты изучения предмета стоит обратить особое внимание.
В 10 классе учеников ждут ВПР по четырем предметам. Два из них – обязательно по русскому и математике. Другие два – по общеобразовательным предметам: физике, химии, обществознанию, биологии, географии, литературе или иностранному языку. В этом материале поговорим о ВПР по русскому языку в 10 классе в 2025 году.
Все задания ВПР по русскому языку в 10 классе соответствуют школьной программе и рассчитаны на среднего ученика. Работа состоит из двух частей. Первая часть включает восемь заданий, вторая часть – шесть заданий.
Работа выполняется на специальном бланке. При выполнении нельзя пользоваться учебником, словарем и другими пособиями и справочными материалами в печатном или электронном виде. Можно использовать черновик, но сделанные в нем записи никак не оцениваются.
Коротко ответим на главные вопросы о ВПР по русскому языку в 10 классе.
Вопрос о ВПР по русскому языку в 10 классе | Короткий ответ |
---|---|
Время на выполнение | 90 минут (2 урока по 45 минут) |
Даты проведения | В период с 11 апреля по 16 мая |
Максимальное количество баллов | 27 баллов |
Варианты составляются для каждой школы индивидуально, задания с ответами берутся из сформированного банка заданий. На одно учебное заведение готовятся два варианта. Каждый из них включает задания разного уровня сложности, но в пределах базового курса русского языка в 10 классе.
В каждой из двух частей ВПР дается текст, с которым нужно работать при выполнении заданий. Задания с №1 по №8 относятся к первому тексту, а с №9 по №14 – ко второму.
В заданиях под номерами 1, 5, 7, 8, 9, 12, 13 нужно дать краткий ответ – вписать правильное слово (сочетание слов) в пустую строку. Они проверяют знания ученика о лексическом и морфологическом анализе слова, правилах орфографии, а также признаках и структуре текста, выразительных средствах лексики.
Например, в одном из вариантов задания №7 нужно выписать слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне. Выбрать их нужно из следующего списка словосочетаний:
«Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет».
Задания №2 и №14 требуют развернутого ответа, где будут кратко представлены личные размышления и выводы учащегося. Они проверяют знание норм современного литературного русского языка, а также умение создавать тексты различных жанров.
В задании №3 нужно поставить ударение в словах. А в заданиях под номерами 4, 6, 10, 11 дается несколько вариантов ответов и нужно выбрать правильный. Они проверяют способность учащегося анализировать высказывания и видеть логические связи в тексте.
Максимальный балл, который можно получить за ВПР по русскому языку в 10 классе, – 27.
В первой части работы верное выполнение заданий под номерами 1, 3, 4, 5, 6 принесет по одному баллу. За задания №7 и №8 можно получить максимум два балла, а за задание №2 – четыре балла.
Во второй части задания №10, №11 и №12 также оцениваются в один балл, задание №9 – в два балла, №13 – в четыре балла, а №14 – в пять баллов.
После проверки работы баллы суммируются. На основе полученного результата выставляется отметка от двойки до пятерки. При переводе первичных баллов в 5-балльную шкалу получаются следующие оценки:
При выполнении работы ученику нужно быть очень внимательным и аккуратным. Если записанный ответ кажется неправильным, лучше зачеркнуть его и написать правильный рядом: если верный ответ записан поверх неверного, его не зачтут.
В заданиях, требующих краткого ответа, ответ должен быть записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению. Иначе его могут не зачесть.
В заданиях №2 и №14, требующих развернутого ответа, проверяющие обращают внимание на умение ученика делать верные выводы и объяснять свой выбор, подкрепляя его примерами. Если примеры не имеют отношения к выводу, ответ не зачтут.
Чтобы проверить свои знания, увидеть слабые места и подтянуть их до ВПР, можно воспользоваться демоверсиями проверочной работы.
В школьной программе не предусмотрено отдельных занятий по подготовке к ВПР. Учителя могут проводить ее, однако этот вопрос остается на их рассмотрение.
ВПР рассчитана на среднего ученика и основана на материалах базового школьного курса русского языка. Поэтому считается, что специальная подготовка к работе и не нужна: ученики и так справятся с заданиями, если в течение учебного года посещали уроки и выполняли домашние задания. Тем не менее, как и перед любой другой работой, проверяющей знания, перед ВПР стоит повторить темы, особенно те, которые вызывают сложности.
Проанализировав задания и описание ВПР по русскому языку для 10-х классов, можно сделать вывод, что особое внимание при подготовке стоит повторить тему правописания гласных в корне слова, все виды разборов слов и предложений, освежить в памяти характеристики членов предложения и частей речи, потренироваться в анализе текста. Важно также не забывать проводить орфоэпическую работу (разучивать правильные ударения). В конце большинства учебников есть словарь, нужно им пользоваться.
Наталья Любезнова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и культура речи» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова:
Учителя не готовят к ВПР. Считается, что этот материал ученики должны уже знать и написать работу сами собой. Проблема в том, что старшеклассники иногда подходят к этой работе легкомысленно: считают, что это проверка учителей, а не детей.
Больше всего трудностей вызывают задания, где нужно дать развернутый ответ. Например, в задании №14, где нужно поработать с текстом, проанализировать его и написать мини-сочинение. Это следствие того, что дети у нас не читающие.
Когда в задании сказано раскрыть тему: «К чему может привести трусливый поступок?», дети пишут, что такое трусость и какие поступки можно назвать трусливыми, но к чему они приводят – не пишут. Тут можно посоветовать только больше читать, это поможет научиться выстраивать логические связи.
Отвечает Наталья Любезнова: