ВПР по окружающему миру в 4 классе в 2025 году

Окружающий мир — один из трех предметов, по которым школьники пишут ВПР в 4 классе в 2025 году. Об особенностях проведения и структуре работы мы поговорили с педагогом-экспертом

ВПР по окружающему миру 4 класс. Фото: Алексей Булатов, Архив КП
Анна Устинова Автор КП Светлана Поморова Учитель начальных классов

Проверочная работа по окружающему миру проводится в единый день для школьников по всей стране. Ребята пишут ВПР в родной школе под присмотром классного руководителя параллельного класса. Время на выполнение всех заданий составляет 45 минут. Результаты тестирования используются для оценки качества общеобразовательной подготовки обучающихся и на годовую оценку по предмету не влияют.

Варианты

Ежегодно разрабатывается несколько комплектов ВПР по окружающему миру. Каждый комплект содержит два варианта работы. В 2025 году школьникам предлагается 10 комплектов проверочной работы, то есть 20 вариантов в общей сложности.

Задания

Проверочная работа по окружающему миру состоит из 10 заданий, которые различны по содержанию. В номерах 1 и 4 понадобится выделить и подписать определенные элементы с изображений. Задания под номерами 2, 3, 5 и 6 (6.1 и 6.2) требуют краткого ответа в виде слов, словосочетаний или цифр. Задания с №6.3 по №10 предполагают развернутый ответ с объяснением.

ВПР по окружающему миру проверят знания ребят о человеке и его здоровье, явлениях природы, особенностях своего региона, правилах безопасности жизнедеятельности. Заранее ознакомиться с примерами ВПР по окружающему миру для 4 класса можно с помощью демоверсий, которые есть в открытом доступе.

это интересно
ВПР по русскому языку 4 класс
Изучаем варианты, задания и демоверсии, а также разбираемся в критериях
Подробнее

Подготовка

К ВПР ученики готовятся на школьных уроках. Чтобы лучше подготовить ребенка к первому серьезному испытанию, стоит потренироваться на демоверсии, а также научить его пользоваться бланками ВПР.

Затруднение обычно вызывает задание №6. Оно содержит описание опыта. Например, в демоверсии ВПР ребятам предлагают понаблюдать за прорастанием семян гороха. Как правило, подобные опыты не проводятся на уроках в школе, ученики лишь смотрят их описания в учебниках. Из-за этого ребятам сложно представить процесс в реальности и описать его результат. Чтобы подготовиться к этому заданию, можно провести несколько простых опытов дома и потренироваться описывать их устно и письменно.

Сложность вызывают и задания, связанные с краеведением. Чтобы подготовить к нему ребенка, расскажите об основных крупных городах и достопримечательностях вашего региона, а также о местных производствах.

Критерии оценивания

ВПР по окружающему миру оценивается 32 первичными баллами, которые после переводятся в оценки. За задания №3.1, 5, 6.1, и 6.2 при правильном ответе присваивается 1 балл. Правильный ответ на задания №2 и №3.2 оценивается 2 баллами. За вопрос №3.3 ученик может получить максимум 3 балла.

По критериям оцениваются задания №1, 4 и с №6.3 по №10. Если ответ правильный, за задания №1, 4 и 6.3 присваивается 2 балла, за задания с 7 по 9 — 3 балла, а за 10 — 6 баллов.

После проверки результат ВПР переводится в привычную школьную оценку. «2» школьники получат, если от 0 до 7 баллов, «3» — от 8 до 17, «4» — от 18 до 26, а 27-32 баллов — это уже твердая «пятерка».

Проверка работ занимает около трех дней, а уже в течение двух недель результаты публикуются в открытом доступе. Создатели ВПР не рекомендуют школьным учителям ориентироваться на результат проверочной работы при выставлении оценок. Поэтому результат ВПР не влияет на итоговые оценки за год.

это интересно
ВПР по математике 4 класс
Какие варианты и задания ждут ребят, каковы критерии оценивания и как подготовиться к работе
Подробнее

Мнение эксперта

Светлана Анатольевна Поморова, учитель начальных классов в средней общеобразовательной школе №5 Мурманской области (г. Североморск); педагогический стаж 15,5 лет:

— Я считаю, что ВПР в 4 классе не нужна, более того, не нужна эта работа и в остальных классах. Раньше были итоговые контрольные, и все было как надо. А сейчас от одного слова «ВПР» детям становится не по себе: сразу волнуются и нервничают.

Учителям ВПР тоже не кажется медом. Работы приходится проверять допоздна, да еще в школах не всегда с техникой все в порядке. У нас вот в школе постоянно барахлят компьютеры, принтеры, да и скорость интернета низкая.

Ученикам для ответа на большинство вопросов из ВПР по окружающему миру хватает знаний со школьных уроков. Для ответа на некоторые вопросы, например, где нужно описать какой-то культурный памятник своего родного города, нужно изучить дополнительную литературу. В нашей школе, например, есть предмет «Краеведение», поэтому нашим ребятам проще.

Если ребенок занимался усердно все четыре года, изучал дополнительные материалы, то он подготовлен. А если он плохо все выполнял четыре года, учился абы как, то, естественно, у него возникают трудности при написании работы.

Кругом такая информация: к ВПР детей готовить не надо, они с ней справятся. Вопрос: как не готовить? Надо же хотя бы научить ребят подписывать свои работы, объяснить, как визуально выглядят работы, как писать ответы, рассказать, какое количество баллов будет набрано за тот или иной вопрос.

Могу выделить два существенных минуса работы. Первый — это нехватка времени. Как показывает мой опыт, отведенных 45 минут недостаточно. Ребята нервничают, из-за чего практически всем не хватает 5-10 минут, чтобы завершить работу. Второй минус — это обстановка. Учитель, пусть и классный руководитель параллельного класса, ведет себя строже, чем на обычных уроках. Кроме того, в классе во время ВПР присутствует завуч, а это тоже давит на учеников.

В целом, ВПР по окружающему миру сдать несложно, основной материал дается на школьных уроках. Но вот психологическое давление на учеников 4 класса — это минус. Да и не все школы достаточно подготовлены для проведения подобных работ.

КП
Реклама О проекте