Во всех школах страны ученики 7-х классов пишут ВПР по обществознанию. Разберем, какие варианты и задания содержит работа и каковы критерии ее оценивания
Точной даты проведения единой ВПР по обществознанию нет, ее каждая школа устанавливает сама в рамках отведенного периода – в 2024 году это с 19 марта по 17 мая.
Несмотря на то что школам предоставляют определенную самостоятельность в вопросах организации и проведения ВПР, есть ряд требований, которые обязаны соблюдать все общеобразовательные учреждения. ВПР стоит проводить на 2-4 уроках, соблюдая все рекомендации Рособрнадзора для школ в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции. Это маски и перчатки, измерение температуры на входе, дезинфекция помещений, использование санитайзеров.
В 2024 году для проведения ВПР по обществознанию в 7 классе для каждой школы подготовлено 2 варианта заданий. В каждом – по 9 вопросов. Все варианты разные по содержанию, но единые по уровню сложности. Свои комплекты заданий школа получает в личном кабинете на сайте ФИОКО и распределяет в параллели.
Для выполнения всех заданий ВПР отводится 45 минут. Среди них есть вопросы по отдельным статьям Конституции РФ, нормам права, экономическим и социальным темам. Также семиклассникам необходимо проанализировать высказывание известного человека, дать свою оценку и отношение либо собственное понимание цитаты классика или вопроса. Есть задания, где нужно составить связный рассказ, используя предложенные слова и выражения. Школьникам предлагается изучить диаграммы или графики какого-то опроса, после чего написать, какие группы опрошенных представлены на рисунке и в каком процентном соотношении. Необходимо прокомментировать в поле «Ответы» то, какие у них могут быть цели, задачи либо интересы.
Какие же навыки и умения проверяют задания по ВПР? Разработчики тестов от Рособрнадзора в пояснительных записках к вариантам по обществознанию отмечают следующее. Уметь оценивать свое собственное поведение, анализировать поступки других людей и соотносить их с теми нравственными ценностями или нормами поведения, которые прописаны в Конституции РФ и других законодательных актах – выявляется в задании №1. Необходимо уметь давать характеристику определенным понятиям, а также применять знания из обществоведения. Этому посвящены задания №2 и №6.
В 7 классе школьники должны уметь работать и со статистической информацией, а также участвовать в опросах общественного мнения. Разработчики включили в задания три различные диаграммы, по которым необходимо выяснить, какая из точек зрения поддерживается наибольшим или наименьшим числом голос и обосновать свою позицию. 4-е задание выявляет навыки классифицировать различные объекты, умение находить соответствия между изученными понятиями и социальными явлениями.
Современный школьник должен уметь анализировать различные социальные ситуации, о которых он читает в произведениях литературы. Для этого очень важно знать значения отдельных слов или выражений. Именно на оценку этих знаний направлены задание №5. Кроме понимания текстов различной сложности, к седьмому классу обучающийся умеет также анализировать фото- или видеоизображение – это задание №7. Чтобы решать социальные задачи, ученику необходимо уметь анализировать поступающую извне информацию. Для проверки этих знаний и того, насколько они соответствуют возрасту 7-классника, разработано 8-е задание. Последнее 9-е задание выявляет умение школьников правильно говорить и мыслить, строить фразы, которые включают определенные слова и выражения.
Конкретные примеры заданий ВПР по обществознанию для 7 класса представлены в демоверсии.
Итак, день Х или ВПР по обществознанию наступил. Учитель объявил о дате проведения проверки. Что делать школьнику и его родителям, как правильно подготовиться? Если до ВПР еще есть в запасе несколько дней, готовиться, конечно, проще. В этом случае само время играет на руку школьникам, можно спокойно подготовиться к проверочной работе, прочитать материалы по темам ВПР, а также дополнительную литературу, выяснить у старших родственников или в поисковых системах все, что непонятно (термины, фразы, выражения). Многие педагоги и родители советуют во время подготовки делать себе краткий конспект из прочитанного, отмечая важные темы, которые помогут при ответе на вопросы. В конспекте можно просто записывать выдержки из учебника или статьи из интернета, можно обозначать ее для наглядности графически в виде рисунков или схем. При подготовке к ВПР, когда есть запас времени, какую-то информацию можно и нужно заучивать наизусть, что-то можно несколько раз перечитать, чтобы было понимание сути вопроса и умение потом объяснять термины своими словами.
Если начать готовиться к ВПР заранее, то есть все шансы, что проверочная работа будет написана на хорошую или даже отличную оценку, а сам школьник будет испытывать меньше стресса и волнений во время написания работы.
Рассмотрим другой вариант. По каким-то причинам у школьника на подготовку к ВПР остается всего один день или даже вечер. Такое очень редко, но все-таки случается в жизни. Могли в школе в последний момент согласовать день проведения ВПР, мог и сам ученик забыть или, что чаще бывает, «забить» на подготовку. До ВПР остается слишком мало времени, а оценку хорошую хочется.
В этом случае педагоги и родители рекомендуют изучить все возможные доступные варианты ВПР за 2024 год и за предыдущие годы, выписать кратко определения для терминов, которые могут встретиться в заданиях, нарисовать отдельные понятные схемы к вопросам и все, что можно, заучивать.
Привычка вести конспекты, причем не на планшете или компьютере, а в тетради и от руки помогает, по мнению педагогов и психологов, намного лучше запоминать информацию. В интернете есть много статей и материалов на эту тему. Важно другое. Сами российские педагоги отмечают колоссальную разницу в результатах и объеме освоенных знаний у тех, кто записывал все исключительно на диктофон или компьютер, и у школьников, которые продолжают учиться традиционным способом, используя ручку и тетрадку. Считается, что, делая записи от руки, ученик задействует оба полушария головного мозга, а также мелкую моторику.
Каждое задание оценивается педагогами по нескольким критериям: полнота и содержательность ответа, количество вопросов внутри одного задания, на которые даны ответы, правильность этих ответов, связность, корректность использованных понятий, понимание терминов. Каждое задание оценивается от 0 до 5 баллов. Чем полнее и содержательнее ответ, тем больше баллов за задание можно заработать.
Проверочную работу оценивают первичными баллами. Всего 7-классник может получить 23 балла максимум. Затем результат проверки переводят в привычную ребятам 5-балльную систему, где:
Обычно оценки за ВПР не выставляют в журнал и не учитывают при выведении итогов за год или четверть.
Катерина Углева, член Ассоциации репетиторов, специалист по работе с одаренными детьми негосударственного образовательного учреждения «Умка», историк, политолог, учитель истории и обществознания, эксперт региональных образовательных программ, специалист по профориентации, репетитор, педагог:
– Формат ВПР был введен Рособрнадзором для того, чтобы проверять, как ученики усваивают школьную программу. По сути, это проверка качества введения ФГОС. С помощью ВПР проводят мониторинг уровня подготовки школьников, проверяют общий срез знаний у ребят, насколько он соответствует федеральному образовательному стандарту. Все материалы для ВПР разрабатывает и предоставляет Рособрнадзор, однако сами задания по ВПР составляют приглашенные эксперты, чаще всего это авторы школьных учебников. Насколько мне известно, авторы-составители заданий по ВПР подписывают документ о неразглашении, поэтому даже нам педагогам и репетиторам бывает очень непросто понять принцип, по которому составляют задания. Ясно одно: ВПР составляют на основе школьных учебников за 7 класс.
Для подготовки к ВПР по обществознанию в домашних условиях нужно, в первую очередь, выучить термины. В основе любого экзамена по обществознанию – термины и терминология. Очень полезно собирать материал в схемы и таблицы. Это помогает лучше проанализировать и запоминать материал.
Ставить ли оценки за ВПР в журнал, решают в каждой конкретной школе. Чаще всего оценки за ВПР не ставят в журнал и они не влияют на годовые оценки.