ВПР по обществознанию в 6 классе в 2024 году

Каждый год проходит ВПР по обществознанию в 6 классе. При этом варианты, задания и демоверсии всегда разные. Да и критерии оценивания могут меняться. Разбираемся, каковы они в 2024 году

ВПР по обществознанию в 6 классе. Архив КП
Алина Фаизова Автор КП Руслан Кондрашук Преподаватель обществознания

Весна – время написания школьниками Всероссийских проверочных работ. Главной целью их проведения специалисты называют оценку уровня подготовки учащихся по разным дисциплинам. В 6 классах в перечень предметов, по которым ребята пишут ВПР, входит обществознание.

Проверочная работа длится 45 минут и включает в себя 8 заданий, два из которых предполагают краткий ответ, и шесть – развернутый. Задания посвящены темам межличностных отношений, социальных ролей и поведения людей в современной информационной среде.

Варианты

В 2024 году, чтобы избежать утечки данных в сеть, каждая школа получит специально сформированный для нее комплект вариантов с заданиями ВПР по обществознанию. Учебные заведения смогут получают свои контрольные измерительные материалы накануне проведения работ в личном кабинете на сайте Федеральной системы оценки качества образования.

Задания (демоверсии)

ВПР по обществознанию для учащихся 6 классов состоит из 8 заданий. Задание №1 проверяет умение анализировать собственную деятельность и ее результаты. В рамках задания нужно ответить на несколько вопросов об одном виде деятельности с опорой на личный социальный опыт. Например, рассказать о своих любимых и нелюбимых школьных предметах.

В задании №2 необходимо выбрать из списка верные суждения, то есть оно нацелено на проверку знания разных понятий и терминов.

Задание №3 состоит из двух частей проверяет навык искать информацию на графике или диаграмме. В первой части требуется проанализировать статистические данные и определить наиболее или наименее популярное мнение по заданной тематике. Во второй части надо дать свой ответ на вопрос, поставленный в ходе социологического исследования. Например, предположить, сколько времени в день проводят в интернете совершеннолетние граждане России.

Задание №4 проверяет умение шестиклассников устанавливать соответствия между терминами и признаками различных социальных явлений. К примеру, нужно выбрать действия, относящиеся к правам, и действия, относящиеся к обязанностям человека.

Суть 5-го задания состоит в способности проанализировать социальную ситуацию, описанную в формате цитаты какого-то известного ученого, писателя или общественного деятеля. В качестве ответа нужно объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а также смысл всего высказывания.

Задание №6 проверяет умение использовать знания в области социальных отношений. Здесь надо провести анализ определенной ситуации и сделать выводы из нее.

В задании №7 требуется найти на изображении информацию социального значения, а затем ответить на вопросы, связанные с этим изображением.

Последнее задание оценивает способности школьников кратко и осознанно выражать свои мысли в письменной форме. Так, в 8-м задании надо написать 5-7 предложений на заданную тему с использованием шести предложенных понятий. Тема касается страны или региона проживания школьников.

это интересно
ВПР по русскому языку в 6 классе
Задания, варианты, критерии оценивания и советы по подготовке к контрольной работе
Подробнее

Подготовка

В описании ВПР по обществознанию в 2024 году сказано, что специальной подготовки к проверочной работе не требуется, однако многие эксперты не согласны с этим утверждением. Некоторые задания предполагают знание довольно сложных терминов и понимания серьезных процессов, поэтому уделить время на повторение или освоение материалов по предмету все-таки нужно.

Для этого сначала следует проштудировать учебники и школьные тетради. Чтобы закрепить пройденный материал, можно регулярно использовать официальные демоверсии ВПР по обществознанию за 6 класс для тренировки.

В качестве подготовки можно написать небольшие рассказы на подобные темы:

  • роль творчества в жизни человека;
  • личное отношение к различным общешкольным мероприятиям;
  • роль компьютерных технологий в современном образовании;
  • личное отношение к волонтерской деятельности;
  • игра, как вид деятельности;
  • значение свободы слова для демократии;
  • мнение о различных школьных предметах;
  • важно ли сохранять окружающую среду;
  • значение развития науки и новых технологий в повседневной жизни.

Во время подготовки рассказов на эти темы школьник, во-первых, повторит и запомнит все, что изучил, а во-вторых, потренируется в анализе и рассуждении. Это поможет чувствовать себя увереннее во время ВПР и не растеряться, когда в задании от него потребуется проанализировать информацию, поразмышлять на какой-то вопрос или высказать свое мнение.

Не менее важно выучить различные ключевые понятия. Но нужно не просто зазубрить определения, а действительно понимать, что означает тот или иной термин.

Критерии оценивания

Разберемся, как оценивается ВПР по обществознанию в 6 классах.

За задание №1 максимально можно получить 4 балла. Правильное выполнение задания №2 оценивается в 1 балл, а задания №3 – в 3 балла. Верный ответ на 4-е задание даст 1 балл.

Задания №5 и №6 дадут по 2 балла, а задание №7 3 балла. Задание №8 повышенной сложности и суммарно оценивается в 5 баллов.

Максимальный первичный балл за эту проверочную работу – 21. Рособрнадзор рекомендует переводить первичные баллы в привычные оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 6 баллов – оценка «2»;
  • от 7 до 12 баллов – оценка «3»;
  • от 13 до 17 баллов – оценка «4»;
  • от 18 до 21 баллов – оценка «5».

Мнение эксперта

Руслан Кондрашук, преподаватель обществознания в онлайн-школе Тетрика:

– Обществознание стали преподавать с 6 класса не так давно, поэтому и соответствующая ВПР выглядит пока довольно сырой. Во многом она напоминает упрощенный вариант работ для 7 и 8 классов. Возможно, это вызвано тем, что сама программа по обществознанию строится на ежегодном повторении одних и тех же тем, но на более глубоком уровне.

Программа 6 класса нацелена на изучение базовых понятий обществознания, а также четырех сфер жизни общества: социальной, экономической, политической и духовной. Вместе с этим, одни из самых популярных в стране учебников по обществознанию – под редакцией Боголюбова – не отвечает этим требованиям: там почти отсутствует информация о политике и экономике.

Сама ВПР по обществознанию для 6 класса страдает от тех же недостатков, что и другие работы. Желание выработать четкие и единые критерии проверки приводит к стандартизации ответов на многие вопросы. Учитель, который заинтересован в том, чтобы ученик хорошо сдал ВПР, будет скорее обучать его успешным шаблонам решения задач, а не самому материалу.

В последнее время в ВПР и ОГЭ по обществознанию все чаще встречаются попытки адаптировать задания под жизненные реалии. Однако это начинание снова упирается в излишне стандартизированный формат ответов, что вызывает трудности у детей, которым сложно теоретизировать особенности повседневной жизни и сформулировать ответ в специализированных терминах. Кроме того, проверочная работа перегружена сложными для шестиклассников терминами и понятиями, такими как «инвестиционный климат», «реформа налоговой системы». С одной стороны, в заданиях не требуют прояснить их смысл, а только определить сферы жизни общества, к которой они относятся. С другой стороны, ученики привыкают просто подбирать необходимые слова, а не вникать в суть задачи.

КП
Реклама О проекте