Один из предметов, по которым семиклассникам предстоит писать ВПР в 2025 году, — математика. Рассказываем, какие задания ожидают учеников, как правильно подготовиться и для чего вообще нужна такая форма проверки
ВПР по математике в 7 классе проходит, как и остальные Всероссийские проверочные работы, в период с 11 апреля по 16 мая. Точную дату определяет каждая школа самостоятельно. Такая итоговая работа позволяет оценить, насколько семиклассники освоили учебный курс по предмету, и отчасти подготовиться к будущим ОГЭ и ЕГЭ.
ВПР по математике бывает базового и углубленного уровня. И та и другая работа содержит 17 заданий, на выполнение отводится 90 минут. Как правило, работу проводят на 2-м и 3-м уроках, все остальные занятия проходят в этот день по обычному расписанию.
Учебники, рабочие тетради, справочники и калькулятор – под запретом. Ребятам разрешается иметь при себе лишь ручку, карандаш и листок для черновых записей. Эксперты отмечают, что, несмотря на строгие правила, паниковать не стоит: ВПР нужна, в первую очередь, чтобы понять, насколько хорошо школьники освоили курс математики и на какие темы стоит обратить особое внимание, чтобы подтянуть слабые места до сдачи более важных ОГЭ и ЕГЭ. На оценку за год результаты ВПР не влияют.
Материалы для ВПР разрабатывает Федеральный институт оценки качества образования. Он же распределяет по школам варианты работ, которые составляются из общего банка заданий для каждой образовательной организации индивидуально. Все задания распределены по блокам, проверяющим тот или иной навык, который должен был освоить ученик к концу 7 класса.
Вероятность заранее добыть ответы на задания практически сведена к нулю, поскольку варианты разнятся не только от региона к региону, но и внутри конкретного города и даже школы. Списать тоже вряд ли получится: учеников рассаживают по одному, каждый получает индивидуальный номер, которым и подписывает работу вместо фамилии и имени. В классе с ребятами находится школьный учитель и иногда кто-то из организаторов ВПР. Проверяет работу также педагог из школы, но не тот, что присутствовал на экзамене. Кроме того, обезличенные (подписанные номерами) работы не дают проверяющим педагогам относиться к работам субъективно – занизить или завысить оценку конкретным ученикам.
Всего ученикам 7-х классов предлагают решить 17 заданий по математике.
В первом задании ребятам предстоит решить пример на сложение и вычитание дробных чисел. Во втором – ознакомиться с данными таблицы или графика и ответить на поставленный вопрос. В нем также проверяется умение извлекать информацию из графиков и диаграмм. Например, дана диаграмма питательных веществ овсяного печенья, и ученикам необходимо определить содержание жиров в 100 гр этого продукта.
Задания №3, 4, 13, 15 и 17 – это решение задач. В 5-м, 10-м и 12-м предстоит решить уравнение. Задание №11 – на внимательность: надо прочитать текст и провести необходимые расчеты.
В 6-м задании надо отметить числа на числовой прямой, при этом необходимо продемонстрировать умение сравнивать обыкновенные и десятичные дроби, а также смешанные числа. Задания №8, №14 и №16 посвящены курсу геометрии. Девятое задание проверяет умение работать с графиком функции.
– Я бы разделила задания на 3 уровня сложности. Первый – это вычисления, поиск данных по таблице, задачи с процентами, уравнения, обозначение чисел на координатной прямой, занесение данных в таблицу или диаграмму, – говорит учитель математики Светлана Крылова. – Для решения этих заданий даже не нужны знания программы 7 класса, это все повторение изученного в 5-6 классах. Чтобы решить задание №14 достаточно базовых знаний по геометрии. Сложнее, на мой взгляд, задание №9, где нужно не только знать, что такое, например, скорость, в каких единицах она измеряется, но и уметь переводить километры в метры или часы в минуты. Также ко второму уровню сложности я бы отнесла задание №2, где нужно работать с круговыми диаграммами.
Эксперты советуют для начала хорошо проработать все темы, которые содержатся в заданиях ВПР, а затем уже переходить к решению вариантов.
– Взять прорешать различные линейные уравнения, потом проработать обычные дроби, потом действия с десятичными и так далее. Тогда у ребенка выстроится система, и закрепится тема, – советует репетитор по математике Дарима Арьянова. – После систематизации знаний можно переходить к решению вариантов, тогда они будут даваться легко.
Важно, чтобы задания по одной теме были разнообразными, чтобы измененная формулировка не ввела в ступор.
– Не стоит недооценивать даже самые простые задания. Часто ошибки допускают именно из-за того, что задание показалось слишком легким, его быстро решили, но либо не дочитали условие или вопрос, либо допустили глупую, несвойственную для себя ошибку, – комментирует Светлана Крылова.
В целом же, как отмечают эксперты, никакой «волшебной таблетки» нет. Главное – систематические занятия и тренировка.
За правильное решение заданий №1-11 ученик получает 1 балл. Задания №12-17 дадут от 0 до 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимум за работу можно получить 25 первичных баллов. В переводе на привычные школьные оценки картина выглядит так: от 0 до 6 первичных баллов – оценка «два», 7-12 баллов – «тройка», 13-18 баллов – «четверка» и от 19 до 25 баллов – оценка «пять».
Светлана Крылова, учитель математики, автор научных статей:
– Я считаю, что такая форма проверки нужна, чтобы ученики были морально готовы к ОГЭ и ЕГЭ. Дополнительная нагрузка на учителей несущественна, если относиться к этому спокойно. Многие же педагоги нервничают, заражая своим волнением родителей и детей. При этом задания в большинстве своем несложные, система оценивания лояльная. Если потихоньку решать задания для подготовки к ВПР в течение года, а не вспомнить за неделю до даты проведения работы и в панике начинать готовиться, то проблем с написанием работы не будет (учителям тоже стоит помнить об этом). При этом репетитор исключительно для подготовки к ВПР точно не нужен. Не так значима и трудна эта работа, чтобы вкладывать деньги в подготовку. Вполне реально подготовиться самостоятельно.
Дарима Арьямова, репетитор математического центра «Интеграл», преподаватель математики и ментальной арифметики:
– Я считаю, что такая форма проверки нужна, но не в том ключе, в котором ее преподносят. Загоняют ребенка в стрессовую ситуацию, еще и родители нагнетают. Я считаю, что ВПР для ребенка нужно преподносить как возможность повторять и закреплять пройденные темы. Задания основываются на базовых знаниях, которые нужны для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. К ВПР вполне можно подготовиться самостоятельно. Репетитор нужен только в случаях, когда совсем не усваивается школьная программа.