Оценить и проверить уровень знаний школьников позволяют Всероссийский проверочные работы. Рассмотрим, какие задания встречаются, как они оцениваются и на что влияют результаты ВПР по математике в 10 классе в 2025 году
Всероссийские проверочные работы проводятся ежегодно по разным предметам. С 2025 года ВПР по ряду общеобразовательных предметов включили в программу 10-х классов. Среди обязательных проверочных работ – по русскому языку и математике. Кроме них, случайным порядком определяются еще два предмета, по которым старшеклассники пишут ВПР. В этой статье поговорим о ВПР по математике в 10 классе в 2025 году.
По своему содержанию ВПР похожи на итоговые контрольные работы, так как задания опираются на программный материал за текущий год. Отличие состоит в структуре и форме проведения. В привычной всем контрольной бывает 4-5 заданий, а ВПР имеет две части и 17 заданий.
Процедура написания ВПР не меняется из года в год. Как правило, на втором или третьем уроке ученики получают бланки с заданиями, где заполняют информационное поле. Ответственный в аудитории зачитывает инструктаж и школьники приступают к работе. На выполнение отводится два урока. На парте допускается иметь ручку, линейку, карандаш и черновик. По истечении времени учитель собирает бланки с ответами, и они передаются эксперту на проверку.
В таблице ниже вы найдете краткую информацию о ВПР по математике.
Параметр | Информация о ВПР по математике в 10 классе |
---|---|
Сроки проведения | С 11 апреля по 16 мая. Точную дату выбирает школа и прописывает ее в плане-графике проведения ВПР |
Место проведения | ВПР учащиеся пишут в своих школах |
Время на выполнение | 2 урока (не более 45 минут каждый) |
Сроки проверки работ | Эксперт должен проверить работу в день написания или на следующий день |
Структура ВПР | 2 части, 17 заданий |
Максимальный балл | 22 |
Школа получает от координатора два варианта работ. Наполнение каждого уникально и не совпадает с вариантами в других школах и даже в школах другого региона, но структура и уровень сложности идентичны. Работа состоит из разноуровневых заданий, на которые нужно дать краткий или развернутый ответ с решением. Чтобы детям было привычно, формулировки заданий схожи с теми, что даны в учебниках.
Каждый вариант ВПР по математике состоит из двух блоков и содержит 17 разноуровневых заданий, 16 из которых базового уровня, одно – повышенного. Первая часть состоит из заданий №1-12, где требуется записать только ответ. Развернутый ответ не является объектом мониторинга. Во второй части – задания №13-17. Задания №13, №14, №16, №17 нацелены на проверку аргументированного решения – последовательность действий и рассуждений школьников. В номере 15 необходимо построить график функций и ответить на вопрос.
Рассмотрим примеры заданий №1 из первой части и №13 из второй. Так, задание №1 проверяет, насколько школьник умеет находить процент или долю от числа, решать текстовые задачи, применяя этот навык. При верном ответе можно заработать только 1 балл. Формулировка задания:
«В некотором городе 40% населения интересуется футболом. Остальные горожане футболом не интересуются и футбольные матчи не смотрят. Среди тех, кто интересуется футболом, финальный матч чемпионата России смотрели 70%. Сколько процентов горожан смотрели финальный матч?»
Чтобы верно выполнить задание №13, нужно уметь преобразовывать тригонометрические выражения и решать тригонометрические уравнения. Максимум за обоснованное решение — 2 балла. Формулировка задания:
Задания №1-12 из первой части оцениваются в 1 балл и принесут всего 12 баллов. В зависимости от полноты и правильности решения «стоимость» каждого задания во второй части варьируется от 0 до 2 баллов. Максимум за выполнение заданий второй части можно набрать 10 баллов. Максимально за все правильно выполненные задания можно получить 22 балла. Баллы переводятся в оценки по 5-балльной шкале следующим образом:
Участнику перед выполнением ВПР следует внимательно прослушать инструкцию организатора, а при выполнении – вчитываться в условия. Задания принимаются в качестве выполненных, если школьник дает верный ответ на поставленный вопрос. Бывают случаи, когда в ходе решения ученик логически описывает правильное суждение, но по какой-то причине в поле ответа записывает иной ответ. Проверяющий вправе не снижать балл, а выставить максимальный. Также если верный ответ был зачеркнут участником и исправлен на неверный, задание считается невыполненным. При наличии в ответе нескольких вариантов – правильный и неправильный, решение также не принимается.
Каждое задание второй части оценивается максимум в 2 балла. Снизиться показатель может в нескольких случаях:
Понять структуру и формат контрольной работы помогают образцы ВПР. Используйте демоверсии работы, чтобы оценить сложность заданий и попробовать свои силы в решении за четко отведенное время. Но нужно помнить, что демоверсии не являются точными копиями работ, которые попадутся в реальности.
Эксперты подчеркивают, что Всероссийские проверочные работы основаны исключительно на учебной программе и особая подготовка к ним не нужна. Если внимательно слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания и разбирать сложные темы по мере их изучения, а не оставлять на потом, сложностей в выполнении заданий возникнуть не должно. Но, конечно, это не значит, что можно пустить все на самотек. Незадолго до даты проведения проверочной работы повторите учебный материал, порешайте задачи из демоверсии, обратитесь к учителю за помощью, если что-то из пройденного материала осталось непонятым.
Аминат Семенова, заместитель директора по учебной работе, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Образовательный центр “Вершина”», член экспертной группы по аттестации учителей математики Московской области:
Основываясь на целях и задачах ВПР, можно уверенно сказать, что вреда никакого они не наносят. Такие работы позволяют проверить уровень знаний учащихся в конкретной области, получить объективную оценку качества образования и отыскать слабые стороны в преподавании предмета, чтобы вовремя их отрегулировать. Я воспринимаю ВПР как обычные итоговые годовые контрольные работы, которые мы всегда писали. Бесспорно, есть стороны, за которые ВПР недолюбливают. Это напряженная обстановка, наличие независимых наблюдателей в кабинете, работа под камерами. Здесь важна грамотная и планомерная работа со стороны учителей, которые должны правильно объяснить не только детям, но и родителям, что такое ВПР, для чего они нужны и что проверочные работы – это итоговые годовые контрольные работы только в другом формате.
Стоит помнить, что ВПР школьники начинают писать с 4 класса. Каждый последующий год, зная регламент проведения, формат и приблизительную структуру, детям дается легче. В этом можно рассмотреть своеобразную тренировку быть ответственным, стрессоустойчивым в разных ситуациях и уметь ориентироваться в заданиях. Таким образом, ВПР – это своеобразный старт, который находит продолжение в ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс). А в 10 классе формат ВПР максимально приближен к ЕГЭ.
Если говорить о сложностях, то в моей практике геометрические задания даются 10-классникам тяжелее, нежели алгебраические. В старших классах изучается стереометрия – изучение фигур в пространстве. Если с пространственным мышлением у ребят все отлично, то риски невыполнения минимальны.
Отвечает Аминат Семенова: