Разберемся, из чего состоит, на что нацелена и как оценивается ВПР по литературе в 10 классе в 2025 году
Всероссийская проверочная работа по литературе – серьезная проверка знаний учеников, где учитывается не только то, все ли произведения школьной программы прочитаны, но и как школьники умеют с ними работать. Это и правильное определение темы и идеи, и полноценный анализ, и умение строить рассуждение на основе текста, и ответы на проблемные вопросы различного объема. Кажется, что подготовиться и написать ВПР по литературе в 10 классе в 2025 году очень сложно. Многих пугает структура и задания разного формата, между которыми нужно переключаться. На деле же структура ВПР вполне логична, а требования вполне выполнимы.
Всероссийская проверочная работа по литературе призвана оценить подготовку учеников 10 класса по предмету, определить качество знаний и их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и программам. Это комбинированная работа, в ней есть тестовая часть и задания, на которые нужно дать развернутый ответ.
В таблице ниже кратко перечислены данные о ВПР по литературе в 10 классе.
Вопрос о ВПР по литературе в 10 классе | Короткий ответ |
---|---|
Сколько заданий | 9 |
Время на выполнение | 2 урока по 45 минут |
Максимальное количество баллов | 29 |
Варианты ВПР по литературе в 10 классе составляются индивидуально для каждой школы. Но в каждый включены задания на проверку определенных навыков и знаний. Среди них – умение анализировать и структурировать информацию, вычленять основные элементы в большом тексте, умение самостоятельно выстраивать ответ, а также владение русским литературным языком. Последнее оценивают по связности развернутых ответов, отсутствию речевых ошибок и прочем. Материал, на котором проверяются навыки учеников, – основные произведения школьной программы за 9 и 10 классы. Например, «Слово о полку Игореве», «Преступление и наказание», «Кому на Руси жить хорошо» и другие.
Часть заданий проверяет основные теоретические знания о направлениях, стилях и внутреннем развитии литературного процесса в России.
ВПР по литературе в 10 классе состоит из двух частей. Первая часть включает в себя задания №1-5, вторая – №6-9.
Первые четыре задания проверяют умение анализировать эпический (или лиро-эпический) текст и знание литературных терминов и определений. Это тестовые вопросы, ответами на которые должны быть слова или словосочетания.
На пятое задание надо дать развернутый ответ. Это покажет, как ученик структурирует и классифицирует информацию. Ответом на это задание должен быть тезисный план для сочинения.
Чтобы выполнить задание №6, нужно уметь анализировать стихотворение, понимать и правильно интерпретировать слова различной окраски с учетом контекста. В качестве ответа нужно привести слово или словосочетание.
Задание №7 – это тоже стихотворение, только в этом случае цель анализа – соотнесение содержания и формы, где средство художественной выразительности должно быть соотнесено с отрывком из того или иного произведения. Ответом здесь будет порядок цифр.
Задание №8 предполагает развернутый ответ-размышление объемом не менее 50 слов. Это развернутый анализ стихотворения, который призван проверить построение рассуждения с опорой на текст и умение выстроить связное высказывание.
Задание №9 подразумевает еще более объемный ответ – не менее 80 слов. Это должен быть связный текст, в котором ученик сможет привести весомые аргументы к заданному тезису. Чаще всего он связан с важностью чтения, ролью литературы в мире или в жизни человека. Это задание проверяет умение читать и анализировать художественный текст в предложенном контексте.
За каждое верно выполненное задание можно получить от 1 до 10 баллов. Так, задания №1-4 и №6 оцениваются в 1 балл. Если в ответах допущены ошибки, они оцениваются в 0 баллов. За задание №7 можно получить 2 балла, если оно выполнено без ошибок, и 1 балл, если, например, вместо «124» ученик проставил «125». То есть за одну ошибку внутри ответа снимается половина баллов. Если допущено две и более ошибки, ставится 0 баллов.
Задания с развернутым ответом (№5, №8 и №9) оцениваются экспертами по соответствию критериям, о которых ниже. За задание №5 можно получить от 0 до 10 баллов, за №8 – от 0 до 5 баллов, а за 9-е – от 0 до 7 баллов.
Минимальный балл, который можно получить за ВПР по литературе в 10 классе, – 17, максимальный – 29.
Полученные баллы переводятся в привычную школьную оценку по шкале:
Задания №1-4 и №6-7 проверяются по ключам по принципу «верно-неверно». А в заданиях с развернутым ответом оценивается каждый элемент ответа.
Так, в задании №5 оценивается каждая часть тезисного плана, который нужно составить. Например, вступление должно соответствовать теме и не содержать фактических ошибок. Особым критерием является речевое оформление: эксперты проверяют, есть ли речевые или грамматические ошибки и насколько связный и логичный получился текст.
При выполнении задания №8 важно продемонстрировать понимание текста – оно не должно быть упрощено или искажено. Текст, части которого нужно приводить в качестве аргументов, должен быть использован уместно и логично.
В ответе к 9-му заданию эксперты оценивают, как ученик опирается на текст предложенного произведения и умеет его интерпретировать. Здесь важно показать умение строить рассуждение и приводить верные аргументы.
Ежегодно Федеральный институт оценки качества образования готовит демоверсии ВПР для всех классов по всем предметам. Их можно скачать и потренироваться в выполнении заданий.
Несмотря на то что ВПР по литературе не является экзаменом, многие ученики стараются к нему подготовиться. В первую очередь, в подготовке поможет сайт ФИОКО. Там есть демоверсии, описание работы и требования к ней, где обозначен полный список литературных произведений, которые школьники должны знать. Познакомьтесь со структурой работы, с описанием навыков, которые она проверяет и которыми должен обладать 10-классник.
Не пренебрегайте демоверсиями. Выполняя задания демонстрационного варианта, вы на деле, а не из описания увидите, как составлены вопросы, какие термины нужно выучить и какие произведения предлагается проанализировать. Кроме того, выполняя задания, вы поймете, с чем у вас есть трудности и где слабые места. Сформулируйте список тем и задач, которые вызывают у вас сложности, и обсудите его с учителем. Возможно, педагог порекомендует вам дополнительную литературу или задания, с помощью которых вы проработаете сложные темы.
Выполнение ВПР регламентировано по времени – ровно 90 минут. Это может показаться много для девяти заданий, но попробуйте выполнить демоверсию за это время. Успеваете или застопорились на паре вопросов – и время вышло? Чтобы не переоценить свои силы или наоборот не переживать, что не уложитесь, засеките, сколько минут у вас ушло на каждый вопрос. После отработки проблемных тем выполните демовариант еще раз, включив таймер на 90 минут. Наверняка справитесь!
Светлана Баранова, учитель русского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №103 имени Сергея Козлова» г. Ростова-на-Дону:
Несмотря на то что ВПР по литературе в 10 классе нацелен, прежде всего, на проверку школьных знаний, многие ученики испытывают трудности. Причина проста и, видимо, кроется далеко не только в школьной системе. Современные дети не любят читать, в особенности классическую литературу. Мы не говорим сейчас об исключениях, они встречаются везде, но скорее о «средней температуре по больнице». Современный школьник с большим удовольствием играет в мобильные игры, чем читает книги.
Однако ВПР по литературе очень полезен тем детям, которые собираются сдавать ЕГЭ по этому предмету. Такая очень своеобразная версия аттестации помогает определить слабые места и пробелы в знаниях ученика, приводит его в готовность перед процедурой экзамена, дисциплинирует в подготовке и в определенном роде настраивает на работу.
Основные трудности ребята испытывают, прежде всего, при выполнении заданий с развернутыми ответами. Кому-то не хватает времени, кто-то не может быстро соотнести задание с текстом.
Тем не менее литература – важнейший предмет, который вводит ребенка и в историю культуры, и в историю родной страны, учит его тому самому креативному мышлению, которое требуют многие работодатели. А главное – раскрывает всю красоту и силу родного языка.
Отвечает Татьяна Калиманова, учитель русского языка первой квалификационной категории МБОУ «Лицей №103 имени Сергея Козлова» г. Ростова-на-Дону: