ВПР по истории — это итоговая работа длительностью 45 минут, которую пишут в 5 классе. Узнаем, каковы варианты, задания и критерии оценивания в 2024 году и помогут ли демоверсии при подготовки
В 2024 году ВПР по истории в 5 классе пройдет с 19 марта по 17 мая. Точную дату в течение этого периода каждая образовательная организация устанавливает самостоятельно. ВПР по истории в 5 классе — первая работа, которая проверяет исторические знания школьников.
Ответы на задания записываются в специальные поля на листе с вопросами, а проверку осуществляет школьный учитель.
С 2020 года в силу вступили новые правила, касающиеся ВПР. Раньше эксперты разрабатывали 20 вариантов работы, которые направлялись в школы. Теперь варианты по составу вопросов формируются из банка заданий. Благодаря этому каждая школа получает свой собственный комплект контрольных измерительных материалов. При этом в каждую школу направляют 4 варианта ВПР по истории для 5 класса. Поэтому шансы, что у кого-то из одноклассников или даже у учеников другой школы совпадут вопросы, минимальны.
ВПР по истории в 5 классе содержит семь заданий, которые представлены в двух частях. В первой части шесть заданий, которые проверяют знания школьников об истории Древнего мира. Например, в первом задании предлагается установить соответствие между иллюстрацией и древней цивилизацией, которую она описывает.
Задание №7 из второй части предлагает рассказать о значимой личности и о событии из истории родного края.
Школьнику во время ВПР по истории также предстоит поработать с текстом исторического источника и с контурной картой. На последней нужно заштриховать область, в которой расположена указанная в вопросе страна.
Всего в работе два задания с кратким ответом (вопросы №1 и №2), четыре задания с развернутым ответом (вопросы №3-4 и №6-7) и одно задание с контурной картой (вопрос №5).
Полное представление о структуре ВПР по истории в 5 классе в 2024 году дает демоверсия — она есть в открытом доступе.
При подготовке полезно вспомнить уроки, посвященные истории Древнего мира. Обратить внимание стоит на детали: географические особенности стран Древнего мира, культуру, особенности ведения хозяйства. Для качественной подготовки придется поработать с источниками. В этом поможет хрестоматия по истории для 5 класса.
Чтобы написать вторую часть ВПР, нужно знать историю своего края. Школьнику следует заранее изучить несколько исторических личностей и событий, которые оказали влияние на развитие населенного пункта, региона или страны в целом.
Задания №1 и №6 оцениваются двумя баллами, задания №2 и №5 одним баллом, а задания №3, №4 и №7 оцениваются 3 баллами за правильный ответ.
Максимально за ВПР по истории можно набрать 15 первичных баллов. В школьные оценки баллы переводятся следующим образом. От 0 до 3 баллов — оценка «2», от 4 до 7 баллов — «3», от 8 до 11 — «4», от 12 до 15 — «5».
Проверяют работы школьные педагоги в день их написания. Далее в течение двух недель результаты публикуются в открытом доступе.
Татьяна Суворова, преподаватель истории онлайн-школы Тетрика, учитель истории 1 квалификационной категории; педагогический стаж 7 лет:
— Школьное обучение по истории в основном направлено на освоение учебной программы. Конечно же, у учителя есть план по подготовке к ВПР. Данный план предусматривает повторение школьной программы, освоенной в течение года, но с ориентиром на подготовку к ВПР. К сожалению, школьных уроков не достаточно, так как материала много. Самое главное — научить учеников успешно применять теоретические знания для решения практических заданий по ВПР. Имеется ввиду работа с изображениями, текстами, определениями, событиями и картами.
Опыт подготовки школьников к ВПР показывает, что именно для 5 класса будет важно повторить материал следующим образом.
1) Разбить весь школьный материал на блоки по государствам: Древний Египет, Западная Азия, Индия и Китай в древности, Древняя Греция, Древний Рим.
2) По каждому государству повторить материал в следующем порядке: дата основания, географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
3) Обязательно обратить внимание на термины и события по каждому государству.
4) Важно подготовить материал для второй части ВПР, где задания предусматривают знания учениками истории родного края. Это могут быть задания на исторические события родного края или же личность, которая знаменита своим историческим вкладом.
Структура работы выстроена грамотно. Школьники довольно быстро привыкают к решению заданий, выстроенных по данной структуре. Достаточно решить пару, тройку вариантов ВПР по истории со школьниками, и ребята быстро осваивают структуру. Дальше ученикам остается только применять имеющиеся знания по истории для выполнения работы.
Работы проверяют учителя школы в день написания, а результаты объявляют в течение двух недель. Администрация школы вносит результаты проверки в Единую информационную систему.
Я считаю, что ВПР в школе нужны. Это первый шаг для сдачи сначала ОГЭ и в будущем ЕГЭ. Единственное, важно создать комфортные условия подготовки для учеников. Например, начать подготовку заранее, а не за день или неделю до сдачи ВПР. Иначе для школьника это будет стрессовая ситуация. Когда мои ученики начинают подготовку заранее, я вижу, что они становятся увереннее в своих знаниях, их не пугают задания, они знают, как их выполнять, уверенно работают с картами.