Варианты, задания и демоверсии ВПР по истории в 11 классе, критерии оценивания работ в 2025 году и советы по подготовке. Рассказываем все, что нужно знать о итоговой проверочной в выпускном классе
В 2024 году директор Федерального института оценки качества образования Владимир Старичков сообщил, что в 11 классе ВПР больше проводиться не будет.
Всероссийские проверочные работы в 11 классах проводились не в качестве аналога ЕГЭ. Они были нужны для оценки уровня подготовки учеников по каждому предмету в конкретной школе. Выпускники обычно сами выбирали профильные предметы для сдачи ЕГЭ, а знания по остальным дисциплинам не проверялись. ВПР как раз должны были решать эту проблему. В 2025 году ВПР по истории в 11 классе не проводится.
Принцип проведения проверочных работ в 11 классе был довольно прост: сначала учебное заведение принимало решение о проведении ВПР в 11 классах (школа могла и отказаться от них), после чего назначала даты с учетом рекомендаций Рособрнадзора. Что касается дисциплин, то одиннадцатиклассники могли писать ВПР только по тем предметам, которые они не сдавали в рамках ЕГЭ.
Проверочная работа по истории базировалась на школьной программе за 5-11 классы. Каждый вариант состоял из 12 вопросов, для ответа на которые старшеклассникам давалось 1,5 часа. Чтобы подготовиться к этой итоговой работе, было важно не только повторить пройденный за годы обучения материал, но и внимательно ознакомиться с типом каждого ее задания и критериями оценивания.
ВПР по истории в 11 классе в 2024 году провели в период с 1 по 22 марта. Конкретную дату школы выбирали самостоятельно.
В 2024 году каждая школа получала несколько созданных индивидуально для нее вариантов ВПР по истории для 11 класса. Они формировались специалистами Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) из банка заданий и поступали в учебное заведение накануне проведения проверочной работы. Школа выгружала архив с материалами из личного кабинета на сайте ФИОКО и равномерно распределяла их между классами одной параллели.
Задание №1 проверяло старшеклассников на знание исторических терминов. Например, нужно было записать понятие незаконного присвоения чужого имени или звания, которое получило большую известность в истории в связи с событиями Смутного времени.
Для выполнения заданий №2-4 необходимо было сначала изучить отрывок сочинения историка, а затем ответить на вопросы по нему. К примеру, вставить пропущенные даты и имена, указать причины различных исторических событий, назвать исторические аналогии с описанным ранее эпизодом.
В 5-м задании ученикам требовалось заполнить девять пустых ячеек таблицы пропущенными элементами: историческими событиями, процессами и датами.
Задания №6 и №7 выполнялись с использованием исторической карты. В 6-м нужно было назвать дату битвы, а в 7-м – ее название.
Задания №8 и №9 – работа с фотографией или картинкой. Здесь надо было установить время создания изображения, а также город или страну, которые имеют к нему отношение. Далее требовалось ответить на вопрос – к примеру, назвать причины исторического события, изображенного на картинке.
Задание №10 было нацелено на проверку знания истории и культуры родного края. Нужно было написать небольшой рассказ в свободной форме с упоминанием нескольких исторических фактов.
Задания №11 и №12 подразумевало использование одной из двух моделей: работу со списком событий или процессов либо с информацией, представленной в заданиях. В работе школьнику попадалась одна из них. В первой модели необходимо было выбрать из списка одно внутриполитическое событие, назвать его участников и значение в истории. Вторая модель была аналогична первой, только в ней приводились внешнеполитические события и процессы.
Начать подготовку к ВПР по истории стоило с запоминания основных событий и понятий истории России и зарубежных стран, которые проходят в 8-11 классах. Для удобства можно было выписать в хронологическом порядке все ключевые даты с небольшими пояснениями. Термины также стоило записать в так называемый словарь. Этот совет мог помочь для заучивания и регулярного повторения материала.
Чтобы подготовиться к заданиям №6 и №7, стоило больше работать с историческими картами. Запомнить расположение различных территорий, выучить все условные обозначения, обращать особое внимание на пояснения к схемам. Все это позволило бы быстро и правильно определить события и процессы по картам, а также анализировать различные историко-географические объекты. Такой же совет можно было дать для подготовки к 8-му и 9-му заданиям: изучать много исторических картинок и фотографий, запоминать их авторов и происхождение.
В качестве подготовки к 10-му заданию стоило заранее выписать и выучить основные памятники культуры родного региона ученика. При желании можно было сразу составить небольшие рассказы, связанные с историей родного края, которые можно будет использовать на проверочной работе. Но не списывать, конечно, а использовать мысли и идеи.
Разберемся в системе оценивания ВПР по истории в 11 классах. В заданиях №1, 5, 6 и 7 нужно было дать ответ в виде цифр, слов или словосочетаний. За 5-е задание максимум можно было получить 4 балла, а за остальные – по 1 баллу.
Задания №2, 3, 4, 8, 9, и 10 подразумевали развернутый ответ. Баллы в них выставлялись не только за правильность, но и в зависимости от полноты ответа. Так, №2, 3 и №8 оценивались в 2 балла каждое, №4 и №9 – в 1 балл, а №10 – в 3 балла.
Два последних задания были сгруппированы в один блок. Нужно было выбрать одну из двух моделей и выполнить по ней задания. Всего за эти задания школьники зарабатывали 3 балла.
Правильное выполнение всех заданий приносило 21 первичный балл. Результат в первичных баллах переводился в оценку в соответствии со шкалой, рекомендованной Рособрнадзором:
Баллы ВПР по истории | Оценка за ВПР по истории |
---|---|
от 0 до 6 баллов | оценка «2» |
от 7 до 12 баллов | оценка «3» |
от 14 до 17 баллов | оценка «4» |
от 18 до 21 балла | оценка «5» |
Владислав Рычков, учитель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок»:
– Всероссийская проверочная работа в 11 классе – была важным этапом, подводящим итог изучению всего курса истории. Этот тип контроля знаний анализировал, насколько вы хорошо овладели азами исторического мышления по следующим параметрам:
Каждый раздел подразделялся на более подробные темы. События истории зарубежных стран проверялись только в контексте отечественной истории. За 8 заданий базового уровня можно было получить 16 баллов, за 4 задания повышенной сложности – 5 баллов. Задания повышенной сложности требовали не только внимательности, но и умения думать, делать выводы и сравнения.
Я рекомендовал решать задачи, правильно распределяя время. Задание, вызывающее затруднение, стоило отложить в сторону и продолжить решение оставшихся вопросов. Если после выполнения всей работы у вас оставались свободные минуты, вы могли вернуться к пропущенным заданиям.
Из плюсов ВПР могу отметить следующие:
В силу различных причин ученик мог столкнуться с материалами и вопросами ВПР, которые не изучались в его школе. Само проведение ВПР силами школьных же учителей создавало дополнительный стресс и для учеников, и для педагогического коллектива. Желательно было за несколько месяцев начинать систематическое повторение пройденного в 5-11 классах материала по школьной истории.
Кроме школьных учебников и пособий я рекомендовал обратиться к библиотеке видеоуроков, зайти на портал ФИПИ, где опубликованы критерии и демоверсии Всероссийских проверочных работ. Помните, что ваше будущее зависит от вашего усердия и ответственности. Желаю успехов!