ВПР по географии в 7 классе в 2024 году

ВПР по географии — одна из проверочных работ в 7 классе. Рассматриваем варианты, задания, демоверсии и критерии оценивания в 2024 году, а также даем советы по подготовке

ВПР по географии в 7 классе. Фото: Архив КП
Анна Петрушова Автор КП Ксения Ткаченко Учитель географии и информатики

Ежегодно ученики пишут всероссийские проверочные работы, которые выявляют их уровень подготовки по учебным дисциплинам, навыки логического мышления, сообразительность, начитанность, кругозор, умение самостоятельно, а не при помощи интернета находить ответы на все важные вопросы, любознательность и так далее. По мнению большинства учителей, от ВПР есть польза не только для школьников, но и для педагогов, так как они позволяют выявить слабые стороны в образовательном процессе, понять, какие темы ученики осваивают лучше и быстрее, а к каким стоит снова возвращаться и заново объяснять материал.

Один из предметов, по которому 7-классники пишут ВПР, – география.

Варианты

Варианты ВПР по географии для 7 класса формируются из общего банка заданий индивидуально для каждого учебного заведения – по 2-3 комплекта на школу, которые педагоги затем распределяют между классами и учениками одной параллели. Задания во всех вариантах раз

Задания (демоверсии)

В 2024 году, согласно методичке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, каждый вариант ВПР по географии в 7 классе включает в себя 8 заданий, разделенных на подпункты. Для ответов на них ученикам дается 45 минут. Каждое задание содержит в себе несколько вопросов.

Задания проверяют умение школьников работать с источниками географической информации. Все задания ВПР по географии в 7 классе направлены на то, чтобы выяснить, как ребенок умеет пользоваться разными географическими источниками, среди которых не только карты, графики или фотографии, но и таблицы, схемы, описания и многие другие предметы и способы навигации, в том числе помогающие ориентироваться на местности. Все вопросы и задачи составлены так, что в итоге получается комплексная проверка знаний ученика по дисциплине, его умение мыслить, а ответы на вопросы отдельных подпунктов лишь помогают педагогу лучше понять, в какой из тем у школьников больше пробелов.

Одни задания не требуют долгого раздумья, достаточно заполнить блок-схему или таблицу, правильно прописать все цифры из задания в определенной последовательности либо отметить словосочетание или отдельное слово. Для ответа на другие вопросы стоит заранее обзавестись географическими картами, чтобы рисовать или отмечать на ней выбранные варианты.

Вопросы задания №1 проверяют знания учеников истории географических открытий, имен знаменитых первооткрывателей и путешественников, а также выявляют то, насколько ученики имеют полное представление и понимание о том, что и когда было открыто на свете. Во 2-м задании от школьника требуется нарисовать рельеф того или иного материка на географической карте либо указать другую важную для конкретной части света информацию. Все 4 вопроса в 3-м задании ВПР по географии для 7 класса связаны с навыками школьника работать с климатическими данными разных регионов Земли, уметь видеть закономерности развития территории и зависимость природного разнообразия от климата в отдельной местности. Также ученикам необходимо продемонстрировать то, как у них получается делать простейшие прогнозы по изменению климата или погоды в каждом уголке Земли, опираясь на данные климатических показателей.

Вопросы 4-го задания составлены так, что школьнику необходимо показать свои познания и владение современными географическими терминами. Ему нужно рассказать о том, какой же бывает природа на материках и что на нее влияет в итоге. Все вопросы задания №5 нацелены на то, чтобы ученик показал, как он научился читать и заполнять различные графические формы, а также знает, какие специфические особенности присущи каждому материку. Задание №6 оценивает то, насколько хорошо школьники знают страны мира, понимают, из чего складывается разница во времени, как хорошо у них развиты аналитические способности и умение быстро давать ответ, глядя на предложенные рисунки или графические объекты.

Для выполнения задания №7 школьнику нужно научиться работать с различным статистическими данными, в том числе понимать цифры и информацию о населении в странах мира, уметь читать или самостоятельно составлять различные графики и диаграммы, подписывать их.

Финальное 8 — задание включает в себя вопросы, связанные с картами или фотографиями, на которых стоит отметить залежи полезных ископаемых, расположение каких-либо объектов хозяйственной деятельности, перечислить особенности климата или обозначить определенные географические объекты, а также дать подробные ответы о конкретной стране или материке.

это интересно
ВПР по физике в 7 классе
Задания, варианты, критерии оценивания и советы по подготовке к контрольной работе
Подробнее

Подготовка

Залог успеха при сдаче ВПР в том числе по географии – правильная подготовка, всестороннее развитие ребенка, а также его природная любознательность и начитанность. Недостаточно решать доступные каждому ученику демоверсии материалов, необходимо интересоваться историей, биографией известных людей.

Для написания ВПР пригодятся навыки работы с географическими картами, таблицами, климатическими данными – их можно только наработать в течение определенного времени, решая похожие задачи, но никак не за один вечер накануне сдачи ВПР по географии. К проверочной работе по этому предмету педагоги рекомендуют начать подготовку заранее. Как можно больше читать, в том числе по истории Великих географических открытий, художественной литературы, дневники и воспоминания известных путешественников, географов, например И. Д. Папанин «Жизнь на льдине» или другие похожие произведения. Они дадут общее понимание географических процессов, расскажут на простых и наглядных примерах, для чего школьнику в дальнейшем может пригодиться те или иные навыки, которые развиваются на уроках по географии.

По мнению представителей педагогического сообщества, полезно будет ежедневно, хотя бы по несколько минут в день выполнять простые задания по работе с географическими картами, данными и таблицами. Эти задания можно брать из интернета или просить родных или знакомых придумать их.

Критерии оценивания

В разработанной методичке по ВПР по географии в 7 классе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сказано, что за выполнение каждого задания начисляются определенное количество баллов. Если ученик ответил полностью на все вопросы задания, он получает максимальное количество баллов, предусмотренных для этого задания проверочной работы. Количество баллов снижается, если при ответе на вопросы были допущены пропуски в названиях, указаны не все параметры, нужные для ответа, географический объект отмечен не точно или с ошибками.

Далее все баллы по итогам ВПР суммируются, затем учитель переводит их в привычные оценки. Если за работу выставлено от 0 до 10 баллов, то считается, что ученик не сдал ее, она написана плохо, оценка «два». «Посредственно», или «тройку» получит работа ученика, набравшая от 11 до 22 баллов. Школьник, сдавший ВПР на 23-30 баллов, считается, что написал ее «хорошо», или на «четверку». Чтобы получить «пять», или «отлично», нужно написать ВПР по географии на максимальный балл 31-35.

За задание №1 максимальное количество баллов, которое могут начислить, – 6, за вопросы №1.1 и №1.2 школьник получает по 2 балла. Если один из элементов ответа записан неправильно или не записан вообще, за такие ответы ученику начисляется по 1 баллу. Также на единицу оцениваются полные ответы на вопросы №1.3 и №1.4 первого задания. За все правильные ответы на вопросы задания №2 школьник получает по 2 балла. Отвечая на задание №3, можно максимально получить 6 баллов. По 1 баллу начисляют за правильные и полные ответы на вопросы №3.1 и №3.2, по 2 – на вопросы №3.3 и №3.4. Задание №4 оценивается максимум на 4 балла, при этом все вопросы, кроме №4.2, оцениваются по 1 баллу. Вопрос №4.2 может принести ученику 2 балла за полный ответ и 1 – балл, если два объекта в ответе перепутаны местами.

Задание №5 оценивается на 5 баллов максимально. Самое больше количество баллов может принести ученику ответ без ошибок на вопрос №5.2 – его составители методички по ВПР оценили в 3 балла, тогда как ответы на вопрос №5.1 могут «стоить» от 1 до 2 баллов. По 1 баллу получает школьник за правильные ответы на все вопросы задания №6 и №7. От 0 до 5 баллов оценивается ответы на вопросы задания №8, где за вопрос №8.2 школьник получает 1 балл, а за №8.1 и №8.3 – по 2 балла, если ответы на эти пункты соответствуют выбранным критериям.

Мнение эксперта

Ксения Евгеньевна Ткаченко, учитель географии и информатики первой квалификационной категории, кадетской школы-интерната «Тимашевский казачий кадетский корпус» Краснодарского края, участник международных конференций:

– Задания для проведения ВПР составляются в Рособрнадзоре – организации, которая следит за качеством образования. Содержание и структура проверочной работы определяются на основе ФГОС основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Задания проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условно-графическими объектами). Например: 1-е задание включает в себя 4 пункта:

1) Выбрать первооткрывателя, чей путь отображен на карте,

2) Отметить на карте исследуемый объект,

3) Заполнить таблицу географических объектов, которые цифрами обозначены на карте,

4) Указать название географического объекта, указанного в тексте «записки путешественника».

В задании №3 проверяется умение работать с климатограммами, а также сопоставлять климатограммы с пунктами на карте.

Готовиться к ВПР дополнительно можно самостоятельно, главное – иметь желание! Существуют сайты в открытом доступе на просторах интернета с демоверсиями предыдущих лет – очень удобно, так как структура работы не меняется. Помимо этого сайт geo7-vpr.sdamgia.ru напрямую направлен на подготовке к ВПР. Здесь на каждый номер предоставлены возможные вопросы.

Так как ВПР ориентируется на темы, прошедшие за учебный год, то на своих уроках я уделяю должное внимание работе с картами, а также особенностям отдельных материков (рельеф, климат и внутренние воды). В начале года обязательное повторение материала 6 класса (первооткрыватели, природные процессы, расчет протяженности заданного отрезка в градусах и километрах). Должное внимание я уделяю определению географических координат, так как такой вопрос входит в структуру экзаменационной работы.

Я практикую метод запоминания географических объектов путем рассмотрения карт. На уроках мы всегда пользуемся атласами, разбирая каждый материк. Также ученикам это позволяет не бояться карт. Это умение очень важно не только для ВПР, но и для экзаменов в 9 классе, так как на экзамене есть возможность использовать атласы.

Для оценки ВПР разработаны критерии оценивания. Например, задания, включающие в себя развернутый ответ или работу с картой, оцениваются в 2-3 балла. ВПР не влияет на оценки за год. Каждая школа на педсовете решает, выставляется ли оценки за ВПР в журнал. Учительским педсоветом нашего корпуса было принято решение не выставлять оценки. Так мы видим пробелы в изучении учениками данного предмета, которые успеваем до конца года исправить.

В целом школы на высоком уровне ведут подготовку к ВПР. Мы, учителя, уделяем должное внимание подготовке не только к экзаменам, но и к ВПР. В рабочих программах у нас заложено проведение контрольных работ после каждого раздела, а также итоговой контрольной работы за весь курс. Но мы можем использовать ВПР как годовую контрольную работу, в таком случае оценки будут выставлены в журнал и повлияют на годовую отметку.

Многие ученики переживают в ходе выполнения работы, становятся более невнимательным, что отражается на выполнении этой работы. Например, забывают отметить на картах географический объект. Я считаю, что ВПР необходима для образования, так как можно оценить не только результат усвоения материала учеником, но и сравнить результат среди школ. Также, как учитель, я оцениваю свою работу: как лично я подала и отработала материал с учениками, подобрала для каждого класса нужный формат изучения отдельных тем.

КП
Реклама О проекте