ВПР по географии в 6 классе в 2024 году

В 2024 году ученики 6 класса сдают ВПР по географии. В этой статье подробно разбираемся, какие варианты, задания и демоверсии есть, каковы критерии оценивания и как построить подготовку

Алина Сотник Преподаватель географии Алина Фаизова Автор КП

В рамках Всероссийских проверочных работ 2024 года ученики 6 классов сдают два обязательных и два дополнительных предмета. Дополнительные предметы выбираются для каждого класса рандомно из четырех возможных. Одним из них является география. ВПР по географии длится 45 минут и включает в себя 9 заданий. При выполнении работы запрещается использовать учебники, справочные материалы, атласы и конспекты.

Варианты

Согласно приказу Рособрнадзора, в 2024 году варианты заданий ВПР по географии формируются для каждого учебного заведения в индивидуальном порядке. Эта мера принята для того, чтобы не допустить утечки материалов в сеть и возможности заранее подготовить ответы. Так, каждой школе направляется свой пакет контрольных измерительных материалов, состоящий из нескольких вариантов. Образовательные организации получают задания в личном кабинете на сайте Федеральной информационной системы оценки качества образования перед проверочной работой.

Задания (демоверсии)

ВПР по географии в 6 классах длится 45 минут и состоит из 9 заданий. Некоторые задания проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности, например №4, 5 и 6, а остальные – к базовому.

В заданиях №1 и №2 необходимо продемонстрировать свои умения работы с географической картой. В первом задании надо определить на карте материки и океаны, а также соотнести их с именами путешественников, вошедших в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов. Во втором задании предлагается обозначить на карте точки по заданным координатам и определить по ним географический объект.

Задание №3 направлено на проверку навыка работы с топографической картой. Например, требуется найти объекты, с использованием масштаба рассчитать расстояние или перепады высот.

Задание №4 проверяет способность школьников определять роль различных планетарных явлений в жизни людей – например, надо сопоставить время или сравнить особенности времен года в разных частях Земли.

В задании №5 нужно установить соответствия между несколькими географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны. Например, определить, какие из представленных в задании свойств относятся к тайге (устойчивый снежный покров зимой и произрастание хвойных деревьев). В некоторых вариантах проверочных работ надо распознать природную зону по картинке.

Задание №6 направлено на проверку умения анализировать графики и диаграммы показателей погоды: температуры, осадков, атмосферного давления и других явлений.

В задание №7 требуется провести анализ текста географического содержания и сделать выводы по заданному вопросу. Задание №8 состоит из двух частей и проверяет навыки учеников работать со статистическими таблицами. Здесь в зависимости от поставленной задачи необходимо проанализировать данные о населении разных стран, крупных городах мира или известных достопримечательностях.

Сутью 9-го задания является определение природных явлений по картинкам, понимание их особенностей и опасности для человека, а также описание мер поведения при их наступлении.

это интересно
ВПР по обществознанию в 6 классе
Задания, варианты, критерии оценивания и советы по подготовке к контрольной работе
Подробно

Подготовка

Задания ВПР по географии в 6 классе основаны на школьной программе, поэтому подготовку стоит начать со штудирования учебников и рабочих тетрадей. Так, при подготовке советуем:

  • повторить расположение всех материков и океанов;
  • выучить имена относящихся к ним первооткрывателей, путешественников и мореплавателей;
  • научиться определять объекты на карте по географическим координатам;
  • изучить и найти на карте интересные географические объекты;
  • запомнить географические особенности различных природных зон: степи, саванны, тайги, тундры, смешанного леса;
  • тренироваться в анализе показателей погоды: температуры воздуха, осадков, атмосферного давления, облачности, направлении и скорости ветра;
  • почитать о географии родного края.

Подготовку к проверочной работе стоит начинать со штудирования учебников и рабочих тетрадей. При этом желательно использовать учебные пособия только издательств, рекомендованных Федеральным институтом оценки качества образования.

Чтобы подготовиться к заданиям, связанным с картой, лучше купить атлас, рекомендованный Министерством просвещения. Он должен быть выпущен специально для учащихся 6 классов и издан не ранее 2020 года. Такой атлас содержит не только несколько географических карт, но и полезные схемы, описания, фотографии и таблицы. Это очень удобно: все нужное собрано в одном месте – бесценно при подготовке.

Для выполнения последнего задания нужно заранее выучить названия своего региона (республики, области, края или автономного округа), его главного города, крупных населенных пунктов, а также основные географические сведения о родном крае. Пригодятся сведения об основных географических объектах: крупных реках, озерах, растениях, полезных ископаемых и достопримечательностях, расположенных в этом регионе.

Конечно, важно много практиковаться в решении тестовых заданий. Официальные демоверсии ВПР разрабатываются специально для подготовки школьников к проверочной работе. С их помощью можно закрепить пройденный материал, понять структуру работы и набить руку в решении типовых заданий.

Критерии оценивания

Рассмотрим систему оценивания выполнения проверочной работы по географии в 6 классах. Полный правильный ответ на 1-е и 2-е задания оценивается в 3 балла каждое. За 3-е и 4-е задания максимально можно получить по 5 баллов, а за 5-е – 3 балла.

Задание 6 всего «стоит» 5 баллов. Верный ответ на 7 задание оценивается в 2 балла, а на 8 задание – в 4. При корректном выполнении 9 задания можно получить 3 балла.

Итак, максимально за эту проверочную работу можно получить 33 балла. Переводят первичных баллов в привычные школьные оценки следующим образом:

  • от 0 до 9 баллов – оценка «2»;
  • от 10 до 20 баллов – оценка «3»;
  • от 21 до 28 баллов – оценка «4»;
  • от 29 до 33 баллов – оценка «5».

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Алина Сотник, преподаватель географии онлайн-школы Тетрика, старший преподаватель кафедры гостинично-туристического сервиса, коммерции и рекламы Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Насколько ученики 6 классов готовы к ВПР по географии?

– В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что ученики просто не готовы к ВПР в 6 классе. Они рассказывают о том, что в школе к нему отказываются готовить, а тренировочные задания в классе не решаются вовсе. Особые проблемы возникают с атласом: зачастую ученики его просто не имеют, а если имеют, то боятся как огня. Тогда мы начинаем мелкими шажками двигаться на встречу к знаниям.

Сама выпускная проверочная работа достаточно интересная и логичная, нет ничего лишнего. Она включает в себя несколько блоков: Великие географические открытия, работа с географическими и топографическими картами, вычисление времени в разных частях Земли, соотношение стран и достопримечательностей и другие.

Чаще всего трудности возникают с путешественниками и с вычислением времени. Но иногда ребята проявляют смекалку и выполняют задания нестандартными способами. Например, одна из моих учениц «плавала» в теме «Великие географические открытия». И вот мы столкнулись с заданием: «С какими из перечисленных вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображенных на портретах?» На портретах были изображены М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен. Ученица не задумываясь, ответила: «Антарктида». Я поинтересовалась, знает ли она этих путешественников, на что получила честный ответ: «Нет». Тогда я спросила ее: «А как же ты определила?», а она: «Так смотрите: у Лазарева очень теплая шуба, а у Беллинсгаузена на заднем фоне снег. Материки мы определили — Австралия и Антарктида. В первой очень жарко и снега нет. Значит, остается Антарктида».

Хватает ли школьникам знаний, полученных на уроках?

– Нет, не хватает. Сейчас в школах для проведения уроков географии выделяется очень мало часов. Соответственно, тема, на которую раньше выделялось шесть часов, теперь изучается за три. Ученики физически не могут усваивать информацию так быстро.

Бывают ли сложности во время написания проверочной работы?

– К сожалению, в школе часто пугают учеников тем, что они не сдадут ВПР. И ребята, правда, в это верят. Верят и перестают бороться. Иногда из этого состояния их приходится выводить очень долго. А после ребята удивляются и не верят, что раньше не могли решить задания из ВПР.
КП
Реклама О проекте