В этой статье рассмотрим, что такое ВПР по географии в 11 классе. Варианты, задания, демоверсии и критерии оценивания помогут в подготовке тем, кто будет писать эту проверочную в 2025 году
В 2024 году директор Федерального института оценки качества образования Владимир Старичков сообщил, что в 11 классе ВПР больше проводиться не будет.
В 2024 году ВПР в 11 классах проходили по усмотрению школы. Если учебное заведение все-таки принимало решение проводить проверочные работы, то одним из сдаваемых предметов могла быть география. Для оценки полученных знаний по этой дисциплине выпускникам предлагалось за 90 минут выполнить 17 заданий на различные тематики. Тем, кто выбрал географию в качестве дополнительного ЕГЭ, писать ВПР по этому предмету не приходилось.
Варианты ВПР по географии формировались для школ в индивидуальном порядке. Как правило, для каждого образовательного учреждения создавались всего 2-3 комплекта контрольных измерительных материалов, которые распределялись между учениками. Процедура получения КИМов была довольно проста: школа заранее определяла дату проведения работы, а затем скачивала архивный файл через личный кабинет на сайте ФИОКО незадолго до ее начала.
Все задания были построены на основе школьной программы за 8-11 классы и проверяли знания о географии России и мира и умения, которые ребята должны освоить к окончанию школы.
Задание №1 было направлено на проверку знания географических особенностей природы. Здесь нужно было перечислить российские города в определенной последовательности, например в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение, или увеличения продолжительности времени воздействия солнечного света.
Задание №2 проверяло навык старшеклассников находить необходимую географическую информацию для оценки и объяснения различных социально-экономических событий. Вопрос касался особенностей природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры разных стран мира. В 3-м задании нужно было выбрать регионы России, которым присущи перечисленные географические особенности основных отраслей хозяйства.
Задания №4-6 выполнялись с использованием географической карты. Они были посвящены атмосфере, погоде и климату и умению работать с географической картой – читать условные знаки, распознавать способы картографического изображения, ориентироваться в градусной сетке. Еще одно задание, для выполнения которого требовалась карта, – №8. Здесь нужно было, используя географические знания, определить различия во времени по карте.
В 9-м задании надо было сначала прочитать текст, а затем вставить слова или словосочетания вместо пропусков. В зависимости от варианта текст посвящался географическим особенностям отраслевой и территориальной структуры хозяйства либо населению России и мира.
Задание №10 проверяло навык школьника работать со статистикой. Одиннадцатикласснику нужно было проанализировать приведенные данные и ответить на вопрос по ним.
Суть 11-го задания состояла в определении верных высказываний из пяти представленных, а 12-го – в сопоставлении стран с их характерными особенностями. В задании №13 нужно было показать способность решать географические задачи по определению ресурсообеспеченности крупнейших стран мира.
Для выполнения заданий №14-16 нужно было внимательно прочитать небольшой отрывок текста, а затем ответить на вопросы по нему. Текст содержал одну из тем курсов экономической и социальной географии России и мира.
В задании №17 требовалось провести анализ нескольких точек зрения, а затем выбрать одну из них и развернуто обосновать свой выбор. Здесь затрагивались следующие темы: «Рациональное и нерациональное природопользование» и «Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства».
Таким образом, ВПР по географии в 11 классе проверял не только теоретические знания географии, но и практические – умение читать географическую карту, рассчитывать и анализировать данные. Часть заданий были призваны показать и то, как выпускники умеют рассуждать и аргументировать свою точку зрения.
В географии картам отведена особая роль. Порой можно не знать, что написано в учебнике, но найти правильный ответ на вопрос, прочитав карты – именно так на «географическом» языке говорят об умении пользоваться ими. Поэтому не стоит их недооценивать.
Для подготовки к работе в первую очередь следовало использовать географические атласы. Можно было находить в них различные географические объекты (города, регионы, страны). Разбираться, от чего зависит продолжительность светового дня в регионах России и относительная высота расположения городов, а также принципы их определения. В этом помогали атласы с картами. Важно было запомнить, какие уникальные географические особенности и отрасли хозяйства присущи разным районам страны. Это тоже можно было увидеть на карте, проанализировав географическое положение, рельеф, отмеченные природные объекты и полезные ископаемые.
Задания 4-6 – это работа с синоптическими картами, поэтому стоило как можно больше тренироваться извлекать из них нужную информацию. Выучить все условные обозначения, с помощью которых на картах изображаются изменения погодных условий, и изучить, от чего зависит низкая и высокая температура воздуха.
Чтобы подготовиться к 8-му заданию, нужно было учиться определять по карте часовые пояса различных регионов страны. Запомнить все 11 временных зон, высчитать разницу во времени между Москвой и другими субъектами РФ.
В качестве подготовки также можно было просмотреть статистические данные (в динамике) по крупнейшим странам мира и по отдельным регионам РФ. Важно было примерно знать их численность населения и средние показатели продолжительности жизни, рождаемости, смертности. Да, все это тоже имеет прямое отношение к географии.
В последнем задании проверялось умение аргументировать точку зрения. Чтобы успешно выполнить его, важно было много тренироваться в понимании проблемы и установлении причинно-следственных связей. Стараться как можно больше рассуждать по теме, развернуто объяснять свою позицию и находить несколько весомых аргументов. В качестве аргументов хорошо подходили различные научные факты, события, явления общественной жизни, жизненные ситуации, высказывания ученых и так далее. Ответы следовало записывать на черновике, а затем проверять себя на:
Кстати, такие упражнения хорошая тренировка для другого важного навыка – критического мышления.
Задания ВПР по географии в 11 классе предполагали различные типы ответов и имели несколько уровней сложности, поэтому и оценивались они по-разному. За задания №1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 15 школьники могли получить по 1 баллу, а за задания №3, 12 – по 2 балла. Все они относились к базовым по сложности вопросам. Задания №6, 8, 13 и №16 также оценивались в 1 балл каждое. Верный ответ на задание №17 «стоил» 3 балла. Они являлись заданиями повышенной сложности.
Максимальный балл, который мог получить одиннадцатиклассник за проверочную работу, – 21. Полученная сумма баллов переводилась в привычную оценку:
Александра Сафронова, преподаватель географии Домашней школы «ИнтернетУрок»:
– Всероссийские проверочные работы проводили, чтобы оценить общие знания и качество учебной подготовки школьников. Все задания базировались на школьном курсе географии с 8 по 11 класс. ВПР в 11 классе рассматривала следующие темы:
Каждый вариант работы состоял из 17 заданий разных форм и уровней сложности. На часть заданий нужен был развернутый ответ. Другая часть вопросов тестовая. При выполнении ВПР можно было пользоваться школьными географическими атласами 8-10 классов.
Довольно легко учащиеся справлялись с заданиями, где необходимо было указать несколько правильных ответов из предложенного списка, установить правильную последовательность элементов, а также с заданиями на соответствие. Успешное выполнение подобных заданий показывает умение большинства учащихся получать информацию при сопоставлении географических карт различной тематики, применять географические знания на практике.
Наибольшие затруднения вызывали задания повышенного уровня, например из раздела «Природные ресурсы», которое проверяло умения учащихся решать географические задачи по определению ресурсообеспеченности стран. Здесь необходимо было проанализировать текст задания и привести свои объяснения и рассуждения.
Для подготовки к ВПР я рекомендовал ученикам:
1) Ознакомиться с образцами и описанием проверочных работ, которые размещены на сайте Федерального института оценки качества образования.
2) Повторить пройденный материал (ключевые темы для повторения даны в описании проверочной работы).
3) Выполнять задания демонстрационного варианта с применением географических карт.
4) Во время проверочной работы, соблюдать правила оформления бланков и не торопиться.
5) При выполнении заданий внимательно читать условия, обязательно до конца.
6) Задания лучше выполнять в той последовательности, в которой они даны, но если с каким-то вопросом возникли сложности, лучше его пропустить и перейти к следующему, а пропущенные решить в оставшееся время.
Сергей Туркенич, преподаватель географии и обществознания, репетитор в онлайн-школе TutorOnline, педагогический стаж 14 лет:
– Всероссийские проверочные работы проводятся в российских школах не так давно, поэтому и практика проведения таких работ имеет неоднозначный характер. Любой процесс нуждается в апробировании временем, что позволит выделить и скорректировать недостатки, усилить сильные стороны задуманного. Однако уже сегодня понятно, что в целом ВПР выполняют свои функции по определению уровня усвоения учащимися предметного содержания курса географии и выявлению тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения у школьников.
Поскольку сами задания весьма разнообразны и включают вопросы с разными типами ответов, то и трудности, встречающиеся у учеников, носят индивидуальный характер. Несмотря на это, пожалуй, можно выделить некоторые общие проблемные точки в ответах ребят.
Прежде всего, у массы обучающихся встречаются проблемы с применением языковых средств выражения мысли, ребятам сложно конкретно, просто и по существу раскрыть свои суждения, используя правила и нормы русского языка и соответствующую географическую терминологию. Другими словами, при необходимости дать развернутый ответ по вопросам ВПР общий смысл многими учениками передается верно, но формулируется некорректно.
Еще одним слабым звеном в подготовке школьников можно назвать затруднения при работе с основными источниками географической информации – картографическими, статистическими, текстовыми данными. Не все ученики справляются с заданиями, требующими сопоставить географические данные с их практическим применением в обыденной жизни и хозяйственной деятельности.
Для устранения этих и ряда других слабых мест в процессе подготовки к ВПР можно порекомендовать следующее.
Не игнорируйте вопросы, которые вызывают внутреннее психоэмоциональное отторжение. Как правило, такие ситуации возникают по отношении к заданиям, которые неясны, вследствие чего хуже поддаются восприятию; чаще всего это картографический, статистический и иной практический материал.
Больше читайте, смотрите передачи и видеоролики научного и научно-популярного характера (благо, сегодня в свободном доступе достаточно добротного материала). Расширение кругозора укрепит межпредметные связи, поможет усвоить конкретные географические термины и понятия в контексте других дисциплин: истории, обществознания, обыденной жизни и так далее, позволит найти применение географических знаний в разных сферах жизнедеятельности, положительно отразится на восприятии материала.
В целом, как уже отмечалось выше, ВПР – это достойный способ общего контроля знаний учащихся на территории всей Российской Федерации, а время и усилия педагогов, администрации учебных заведений и чиновников от образования, надеюсь, смогут нивелировать те шероховатости, которые имеют место быть при подготовке, проведении и подведении итогов проверочных работ.