ВПР по географии в 11 классе в 2024 году

В этой статье рассмотрим, что такое ВПР по географии в 11 классе. Варианты, задания, демоверсии и критерии оценивания помогут в подготовке тем, кто будет писать эту проверочную в 2024 году

ВПР по географии в 11 классе. Фото: shutterstock.com
Александра Сафронова Преподаватель географии Алина Фаизова Автор КП Сергей Туркенич Преподаватель географии и обществознания

В 2024 году ВПР в 11 классах проходят по усмотрению школы. Если учебное заведение все-таки приняло решение проводить проверочные работы, то одним из сдаваемых предметов может быть география. Для оценки полученных знаний по этой дисциплине выпускникам предлагается за 90 минут выполнить 17 заданий на различные тематики. Те, кто выбрали географию в качестве дополнительного ЕГЭ, писать ВПР по этому предмету не придется.

Варианты

Варианты ВПР по географии формируются для школ в индивидуальном порядке. Как правило, для каждого образовательного учреждения создаются всего 2-3 комплекта контрольных измерительных материалов, которые распределяются между учениками. Процедура получения КИМов довольно проста: школа заранее определяет дату проведения работы, а затем скачивает архивный файл через личный кабинет на сайте ФИОКО незадолго до ее начала.

Задания (демоверсии)

Все задания построены на основе школьной программы за 8-11 классы и проверяют знания о географии России и мира и умения, которые ребята должны освоить к окончанию школы.

Задание №1 направлено на проверку знания географических особенностей природы. Здесь нужно перечислить российские города в определенной последовательности, например в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение, или увеличения продолжительности времени воздействия солнечного света.

Задание №2 проверяет навык старшеклассников находить необходимую географическую информацию для оценки и объяснения различных социально-экономических событий. Вопрос касается особенностей природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры разных стран мира. В 3-м задании нужно выбрать регионы России, которым присущи перечисленные географические особенности основных отраслей хозяйства.

Задания №4-6 выполняются с использованием географической карты. Они посвящены атмосфере, погоде и климату и умению работать с географической картой – читать условные знаки, распознавать способы картографического изображения, ориентироваться в градусной сетке. Еще одно задание, для выполнения которого понадобится карта, – №8. Здесь нужно, используя географические знания, определить различия во времени по карте.

В 9-м задании надо сначала прочитать текст, а затем вставить слова или словосочетания вместо пропусков. В зависимости от варианта текст посвящен географическим особенностям отраслевой и территориальной структуры хозяйства либо населению России и мира.

Задание №10 проверяет навык школьника работать со статистикой. Одиннадцатикласснику нужно проанализировать приведенные данные и ответить на вопрос по ним.

Суть 11-го задания состоит в определении верных высказываний из пяти представленных, а 12-го – в сопоставлении стран с их характерными особенностями. В задании №13 нужно показать способность решать географические задачи по определению ресурсообеспеченности крупнейших стран мира.

Для выполнения заданий №14-16 нужно внимательно прочитать небольшой отрывок текста, а затем ответить на вопросы по нему. Текст содержит одну из тем курсов экономической и социальной географии России и мира.

В задании №17 требуется провести анализ нескольких точек зрения, а затем выбрать одну из них и развернуто обосновать свой выбор. Здесь затрагиваются следующие темы: «Рациональное и нерациональное природопользование» и «Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства».

Таким образом, ВПР по географии в 11 классе проверяет не только теоретические знания географии, но и практические – умение читать географическую карту, рассчитывать и анализировать данные. Часть заданий призваны показать и то, как выпускники умеют рассуждать и аргументировать свою точку зрения.

Подготовка

В географии картам отведена особая роль. Порой можно не знать, что написано в учебнике, но найти правильный ответ на вопрос, прочитав карты – именно так на «географическом» языке говорят об умении пользоваться ими. Поэтому не стоит их недооценивать.

Для подготовки к работе в первую очередь используйте географические атласы. Находите в них различные географические объекты (города, регионы, страны). Разберитесь, от чего зависит продолжительность светового дня в регионах России и относительная высота расположения городов, а также принципы их определения. В этом помогут атласы с картами. Важно запомнить, какие уникальные географические особенности и отрасли хозяйства присущи разным районам страны. Это тоже можно увидеть на карте, проанализировав географическое положение, рельеф, отмеченные природные объекты и полезные ископаемые.

Задания 4-6 – это работа с синоптическими картами, поэтому как можно больше тренируйтесь извлекать из них нужную информацию. Выучите все условные обозначения, с помощью которых на картах изображаются изменения погодных условий, и изучите, от чего зависит низкая и высокая температура воздуха.

Чтобы подготовиться к 8-му заданию, учитесь определять по карте часовые пояса различных регионов страны. Запомните все 11 временных зон, высчитайте разницу во времени между Москвой и другими субъектами РФ.

В качестве подготовки также можно просмотреть статистические данные (в динамике) по крупнейшим странам мира и по отдельным регионам РФ. Важно примерно знать их численность населения и средние показатели продолжительности жизни, рождаемости, смертности. Да, все это тоже имеет прямое отношение к географии.

В последнем задании проверяется ваше умение аргументировать точку зрения. Чтобы успешно выполнить его, важно много тренироваться в понимании проблемы и установлении причинно-следственных связей. Старайтесь как можно больше рассуждать по теме, развернуто объяснять свою позицию и находить несколько весомых аргументов. В качестве аргументов хорошо подойдут различные научные факты, события, явления общественной жизни, жизненные ситуации, высказывания ученых и так далее. Ответы расписывайте на черновике, а затем проверяйте себя на:

  • наличие личного мнения о проблеме;
  • достаточность и убедительность приведенных аргументов;
  • отсутствие грамматических и орфографических ошибок в тексте.

Кстати, такие упражнения хорошая тренировка для другого важного навыка – критического мышления.

Критерии оценивания

Задания ВПР по географии в 11 классе предполагают различные типы ответов и имеют несколько уровней сложности, поэтому и оцениваются они по-разному. За задания №1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 15 школьники могут получить по 1 баллу, а за задания №3, 12 – по 2 балла. Все они относятся к базовым по сложности вопросам. Задания №6, 8, 13 и №16 также оцениваются в 1 балл каждое. Верный ответ на задание №17 «стоит» 3 балла. Они являются заданиями повышенной сложности.

Максимальный балл, который может получить одиннадцатиклассник за проверочную работу, – 21. Полученная сумма баллов переводится в привычную оценку:

  • от 0 до 6 баллов – оценка «2»;
  • от 7 до 12 баллов – оценка «3»;
  • от 13 до 17 баллов – оценка «4»;
  • от 18 до 21 баллов – оценка «5».

Мнения экспертов

Александра Сафронова, преподаватель географии Домашней школы «ИнтернетУрок»:

– Всероссийские проверочные работы проводят, чтобы оценить общие знания и качество учебной подготовки школьников. Все задания базируются на школьном курсе географии с 8 по 11 класс. ВПР в 11 классе рассматривает следующие темы:

  • источники географической информации;
  • мировое хозяйство;
  • природопользование и геоэкология;
  • регионы и страны мира;
  • география России.

Каждый вариант работы состоит из 17 заданий разных форм и уровней сложности. На часть заданий нужен развернутый ответ. Другая часть вопросов тестовая. При выполнении ВПР можно пользоваться школьными географическими атласами 8-10 классов.

Довольно легко учащиеся справляются с заданиями, где необходимо указать несколько правильных ответов из предложенного списка, установить правильную последовательность элементов, а также с заданиями на соответствие. Успешное выполнение подобных заданий показывает умение большинства учащихся получать информацию при сопоставлении географических карт различной тематики, применять географические знания на практике.

Наибольшие затруднения вызывают задания повышенного уровня, например из раздела «Природные ресурсы», которое проверяет умения учащихся решать географические задачи по определению ресурсообеспеченности стран. Здесь необходимо проанализировать текст задания и привести свои объяснения и рассуждения.

Для подготовки к ВПР я рекомендую ученикам:

1) Ознакомиться с образцами и описанием проверочных работ, которые размещены на сайте Федерального института оценки качества образования.
2) Повторить пройденный материал (ключевые темы для повторения даны в описании проверочной работы).
3) Выполнять задания демонстрационного варианта с применением географических карт.
4) Во время проверочной работы, соблюдать правила оформления бланков и не торопиться.
5) При выполнении заданий внимательно читать условия, обязательно до конца.
6) Задания лучше выполнять в той последовательности, в которой они даны, но если с каким-то вопросом возникли сложности, лучше его пропустить и перейти к следующему, а пропущенные решить в оставшееся время.

Будьте уверены в своих силах и знаниях, вы обязательно справитесь с заданиями проверочной работы!

это интересно
ВПР по истории в 11 классе
Задания, варианты, критерии оценивания и советы по подготовке к контрольной работе
Подробнее

Сергей Туркенич, преподаватель географии и обществознания, репетитор в онлайн-школе TutorOnline, педагогический стаж 14 лет:

– Всероссийские проверочные работы проводятся в российских школах не так давно, поэтому и практика проведения таких работ имеет неоднозначный характер. Любой процесс нуждается в апробировании временем, что позволит выделить и скорректировать недостатки, усилить сильные стороны задуманного. Однако уже сегодня понятно, что в целом ВПР выполняют свои функции по определению уровня усвоения учащимися предметного содержания курса географии и выявлению тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения у школьников.

Поскольку сами задания весьма разнообразны и включают вопросы с разными типами ответов, то и трудности, встречающиеся у учеников, носят индивидуальный характер. Несмотря на это, пожалуй, можно выделить некоторые общие проблемные точки в ответах ребят.

Прежде всего, у массы обучающихся встречаются проблемы с применением языковых средств выражения мысли, ребятам сложно конкретно, просто и по существу раскрыть свои суждения, используя правила и нормы русского языка и соответствующую географическую терминологию. Другими словами, при необходимости дать развернутый ответ по вопросам ВПР общий смысл многими учениками передается верно, но формулируется некорректно.

Еще одним слабым звеном в подготовке школьников можно назвать затруднения при работе с основными источниками географической информации – картографическими, статистическими, текстовыми данными. Не все ученики справляются с заданиями, требующими сопоставить географические данные с их практическим применением в обыденной жизни и хозяйственной деятельности.

Для устранения этих и ряда других слабых мест в процессе подготовки к ВПР можно порекомендовать следующее.

Не игнорируйте вопросы, которые вызывают внутреннее психоэмоциональное отторжение. Как правило, такие ситуации возникают по отношении к заданиям, которые неясны, вследствие чего хуже поддаются восприятию; чаще всего это картографический, статистический и иной практический материал.

Больше читайте, смотрите передачи и видеоролики научного и научно-популярного характера (благо, сегодня в свободном доступе достаточно добротного материала). Расширение кругозора укрепит межпредметные связи, поможет усвоить конкретные географические термины и понятия в контексте других дисциплин: истории, обществознания, обыденной жизни и так далее, позволит найти применение географических знаний в разных сферах жизнедеятельности, положительно отразится на восприятии материала.

В целом, как уже отмечалось выше, ВПР – это достойный способ общего контроля знаний учащихся на территории всей Российской Федерации, а время и усилия педагогов, администрации учебных заведений и чиновников от образования, надеюсь, смогут нивелировать те шероховатости, которые имеют место быть при подготовке, проведении и подведении итогов проверочных работ.

КП
Реклама О проекте