Варианты, задания и демоверсии ВПР по физике в 11 классе, критерии оценивания работ в 2025 году и советы по подготовке. Рассказываем все, что нужно было знать о проверочной в выпускном классе
В 2024 году директор Федерального института оценки качества образования Владимир Старичков сообщил, что в 11 классе ВПР больше проводиться не будет.
Всероссийские проверочные работы в 11 классах не являлись аналогом ЕГЭ. Они проводились по усмотрению каждой школы для того, чтобы оценить уровень знаний выпускников по разным предметам. В список дисциплин, которые одиннадцатиклассники сдавали в рамках ВПР, входили физика, химия, история, география, биология и иностранный язык. При этом выпускники могли писать проверочную работу только по предметам, которые они не сдавали на Едином государственном экзамене.
С 2025 года ВПР для одиннадцатиклассников больше не проводятся. Рассказываем, как это было в прошлые годы.
ВПР по физике была основана на школьной программе за 5-11 классы. Она состояла из 18 типовых заданий, различных по уровню сложности. На выполнение проверочной работы ученикам 11 классов давалось 90 минут.
ВПР по физике в 11 классе в 2024 году провели в период с 1 по 22 марта. Конкретную дату школы выбирали самостоятельно.
Варианты ВПР по каждому предмету формировались индивидуально для каждой школы из общего банка заданий. Как правило, их было несколько на параллель, поэтому посчитать общее количество вариантов, с которыми сталкивались ученики по всей стране, невозможно.
Каждое учебное заведение получало архив с контрольными измерительными материалами накануне проведения работ через личный кабинет на сайте Федерального института оценки качества образования.
В рамках ВПР по физике в 11 классах школьникам предстояло выполнить 18 заданий за 90 минут. Подробно рассмотрим каждое задание проверочной работы.
Вопросы №1-9 были направлены на проверку знания терминов, величин, явлений и законов физики. В 1-м задании нужно было сгруппировать понятия, которые встречались в курсе физики, на две группы по выбранным признакам. Во 2-м надо было выбрать два верных утверждения о физических величинах, явлениях и закономерностях. В 3-м задании требовалось написать название описанного явления, а в 4-м – выбрать один из четырех металлических брусков, имеющий определенную температуру. Задание №5 – это определение направления стрелки компаса после поднесения к нему магнита. Для выполнения 6-го задания нужно было использовать фрагмент таблицы Менделеева: найти элемент, который образуется в процессе реакции. В задании №7 необходимо было определить для каждой физической величины соответствующий характер изменения, например ответить, как будет изменяться концентрация молекул воздуха и давление воздуха в цилиндре по мере охлаждения. Задание №8 – это выбор верных утверждений, которые описывают движение мотоциклиста, представленного на графике. В 9-м задании требовалось определить сопротивление нагревательного элемента утюга.
Задания №10-12 – на методологические умения: работа с таблицами, графиками, описанными опытами, показаниями приборов. В 10-м задании необходимо было правильно снять показания амперметра, изображенного на рисунке, с учетом погрешности измерений. Суть задания №11 заключалась в определении цели проведенного опыта, а задания №12 – в описании экспериментальной установки на рисунке и порядка действий при проведении исследования.
Задания №13-15 проверяли насколько старшеклассники знают устройство и принципы действия технических объектов. В задании №13 нужно было сопоставить физические явления с примерами их проявления. Для выполнения 14-го и 15-го заданий надо было сначала изучить фрагмент технического описания прибора, например проточного электрического водонагревателя, а затем ответить на вопросы по тексту.
Задания №16-18 – это работа с текстом физического содержания, после прочтения которого одиннадцатикласснику нужно было вставить в предложение пропущенные слова и ответить на вопросы, используя информацию из текста.
Первое, что нужно было сделать для подготовки к ВПР по физике, – это выучить основной перечень терминов, которые встречаются в курсе физики. Можно было предварительно разделить понятия на группы по разным признакам, например единицы измерения, физические величины, физические явления, ученые, измерительные приборы, космические объекты и так далее. Также надо было в обязательном порядке знать физические законы и теоремы: три закона Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Ома, теорема о кинетической энергии, закон сохранения механической энергии, правило Ленца и другие. Это могло помочь справиться с первыми заданиями проверочной работы.
Чтобы подготовиться к заданиям на методы научного познания, необходимо было практиковаться в определении показаний приборов: амперметра, барометра, вольтметра, динамометра. Также нужно было запомнить, для измерения чего их используют, и в каких единицах измеряются физические величины. Для этого хорошо подходили различные лабораторные работы по физике. Не обязательно было иметь неограниченный доступ в школьную лабораторию с настоящим оборудование. В учебной программе есть лабораторные работы с изображенными на рисунках показателями приборов, поэтому для их проведения не нужно использовать какие-либо устройства. Выполнять такие «лабораторки» можно даже дома. Как правило, они состоят из теоретической и практической частей. В практической части может быть работа с оборудованием, проведение экспериментов или вычисления. К некоторым лабораторным работам прилагаются подробные описания, порядок проведения и ответы, которые могли помочь при подготовке к ВПР.
Также преподаватели обычно рекомендовали потренироваться на актуальных демоверсиях ВПР, в которых подробно описывались требования к работе, давались типовые задания и ответы к ним. Такая тренировка помогала привыкнуть к заданиям, выявить пробелы в знаниях и со временем обрести уверенность в своих силах.
Разобравшись со структурой проверочной работы по физике, важно узнать критерии ее оценивания. Это нужно для того, чтобы иметь представление о требованиях к каждому заданию, понимать, за что ставили те или иные баллы.
Задания №2, 7, 8 и 13 оценивались в 2 балла каждое при условии, что все элементы ответа указаны правильно. Если в задании допущена одна ошибка, то за него можно было получить 1 балл.
Задания №3, 4, 5, 6, 10, 16 и 17 оценивались всего в 1 балл. Остальные задания (№1, 9, 11, 12, 14, 15 и 18) требовали развернутого ответа и оценивались с учетом его правильности и полноты. Максимальный балл за задания №1, 9, 12, 18 – составлял 2 за каждое, а за №11, 14, 15 – 1.
Полученные за каждое задание баллы суммировались. При правильном выполнении всей работы старшеклассник получал 26 баллов. Сумма баллов переводилась в привычную оценку по рекомендованной Рособрнадзором шкале:
Иван Яковлев, преподаватель физики в Домашней школе «ИнтернетУрок»:
– Всероссийская проверочная работа по физике в 11 классе предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне. Другими словами, ВПР – это хорошая возможность для школьников еще раз проверить свои знания и выявить пробелы, если они имеются.
Каждый вариант ВПР включал 18 заданий, относящиеся ко всем разделам курса физики базового уровня:
Как показывает практика, наиболее высокие результаты учащиеся демонстрировали при решении заданий с выбором ответа, связанных с узнаванием явлений или условий их протекания. Эти задания выполнялись в среднем на 75-95%. Больше всего сложностей у ребят вызывали задания, требовавшие подробного письменного ответа. Их решаемость составляла от 30% до 50%.
Большинство ошибок возникало в анализе предложенных «экспериментальных» ситуаций. Также встречались проблемы с пониманием условия задач и предложенной для анализа физической ситуацией. При решении заданий с развернутым ответом ошибки зачастую обусловлены невнимательностью участников, особенно в части прочтения задачи. Непонимание условия задачи влечет неправильность физических моделей, которые пытаются построить участники для решения.
Чтобы успешно подготовиться к ВПР, я бы рекомендовал следующие простые действия.
Во время написания ВПР: