Варианты, задания и демоверсии ВПР по физике в 11 классе, критерии оценивания работ в 2025 году и советы по подготовке. Рассказываем все, что нужно знать о проверочной в выпускном классе
Всероссийские проверочные работы в 11 классах не являются аналогом ЕГЭ. Они проводятся по усмотрению каждой школы для того, чтобы оценить уровень знаний выпускников по разным предметам. В список дисциплин, которые одиннадцатиклассники сдают в рамках ВПР, входят физика, химия, история, география, биология и иностранный язык. При этом выпускники могут писать проверочную работу только по предметам, которые они не сдают на Едином государственном экзамене.
ВПР по физике основана на школьной программе за 5-11 классы. Она состоит из 18 типовых заданий, различных по уровню сложности. На выполнение проверочной работы ученикам 11 классов дается 90 минут.
ВПР по физике в 11 классе в 2024 году проведут в период с 1 по 22 марта. Конкретную дату школы выбирают самостоятельно. Существует вероятность отмены этих проверочных работ для выпускников в 2024 году.
Варианты ВПР по каждому предмету формируются индивидуально для каждой школы из общего банка заданий. Как правило, их несколько на параллель, поэтому посчитать общее количество вариантов, с которыми столкнутся ученики по всей стране, невозможно.
Каждое учебное заведение получает архив с контрольными измерительными материалами накануне проведения работ через личный кабинет на сайте Федерального института оценки качества образования.
В рамках ВПР по физике в 11 классах школьникам предстоит выполнить 18 заданий за 90 минут. Подробно рассмотрим каждое задание проверочной работы.
Вопросы №1-9 направлены на проверку знания терминов, величин, явлений и законов физики. В 1-м задании нужно сгруппировать понятия, которые встречались в курсе физики, на две группы по выбранным признакам. Во 2-м надо выбрать два верных утверждения о физических величинах, явлениях и закономерностях. В 3-м задании требуется написать название описанного явления, а в 4-м – выбрать один из четырех металлических брусков, имеющий определенную температуру. Задание №5 – это определение направления стрелки компаса после поднесения к нему магнита. Для выполнения 6-го задания нужно использовать фрагмент таблицы Менделеева: нужно найти элемент, который образуется в процессе реакции. В задании №7 необходимо определить для каждой физической величины соответствующий характер изменения, например ответить, как будет изменяться концентрация молекул воздуха и давление воздуха в цилиндре по мере охлаждения. Задание №8 – это выбор верных утверждений, которые описывают движение мотоциклиста, представленного на графике. В 9-м задании требуется определить сопротивление нагревательного элемента утюга.
Задания №10-12 – на методологические умения: работа с таблицами, графиками, описанными опытами, показаниями приборов. В 10-м задании необходимо правильно снять показания амперметра, изображенного на рисунке, с учетом погрешности измерений. Суть задания №11 заключается в определении цели проведенного опыта, а задания №12 – в описании экспериментальной установки на рисунке и порядка действий при проведении исследования.
Задания №13-15 проверяют, насколько старшеклассники знают устройство и принципы действия технических объектов. В задании №13 нужно сопоставить физические явления с примерами их проявления. Для выполнения 14-го и 15-го заданий надо сначала изучить фрагмент технического описания прибора, например проточного электрического водонагревателя, а затем ответить на вопросы по тексту.
Задания №16-18 – это работа с текстом физического содержания, после прочтения которого одиннадцатикласснику нужно вставить в предложение пропущенные слова и ответить на вопросы, используя информацию из текста.
Первое, что нужно сделать для подготовки к ВПР по физике, – это выучить основной перечень терминов, которые встречаются в курсе физики. Можно предварительно разделить понятия на группы по разным признакам, например единицы измерения, физические величины, физические явления, ученые, измерительные приборы, космические объекты и так далее. Также надо в обязательном порядке знать физические законы и теоремы: три закона Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Ома, теорема о кинетической энергии, закон сохранения механической энергии, правило Ленца и другие. Это поможет справиться с первыми заданиями проверочной работы.
Чтобы подготовиться к заданиям на методы научного познания, необходимо практиковаться в определении показаний приборов: амперметра, барометра, вольтметра, динамометра. Также нужно запомнить, для измерения чего их используют, и в каких единицах измеряются физические величины. Для этого хорошо подходят различные лабораторные работы по физике. Не обязательно иметь неограниченный доступ в школьную лабораторию с настоящим оборудование. Сейчас в учебной программе есть лабораторные работы с изображенными на рисунках показателями приборов, поэтому для их проведения не нужно использовать какие-либо устройства. Выполнять такие «лабораторки» можно даже дома. Как правило, они состоят из теоретической и практической частей. В практической части может быть работа с оборудованием, проведение экспериментов или вычисления. К некоторым лабораторным работам прилагаются подробные описания, порядок проведения и ответы, которые помогут при подготовке к ВПР.
Также преподаватели обычно рекомендуют потренироваться на актуальных демоверсиях ВПР, в которых подробно описаны требования к работе, даны типовые задания и ответы к ним. Такая тренировка поможет привыкнуть к заданиям, выявить пробелы в знаниях и со временем обрести уверенность в своих силах.
Разобравшись со структурой проверочной работы по физике, важно узнать критерии ее оценивания. Это нужно для того, чтобы иметь представление о требованиях к каждому заданию, понимать, за что ставятся те или иные баллы, и уметь примерно прогнозировать свои результаты.
Задания №2, 7, 8 и 13 оцениваются в 2 балла каждое при условии, что все элементы ответа указаны правильно. Если в задании допущена одна ошибка, то за него можно получить 1 балл.
Задания №3, 4, 5, 6, 10, 16 и 17 оцениваются всего в 1 балл. Остальные задания (№1, 9, 11, 12, 14, 15 и 18) требуют развернутого ответа и оцениваются с учетом его правильности и полноты. Максимальный балл за задания №1, 9, 12, 18 – 2 за каждое, а за №11, 14, 15 – 1.
Полученные за каждое задание баллы суммируются. При правильном выполнении все работы старшеклассник получит 26 баллов. Сумма баллов переводится в привычную оценку по рекомендованной Рособрнадзором шкале:
Иван Яковлев, преподаватель физики в Домашней школе «ИнтернетУрок»:
– Всероссийская проверочная работа по физике в 11 классе предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне. Другими словами, ВПР – это хорошая возможность для школьников еще раз проверить свои знания и выявить пробелы, если они имеются.
Каждый вариант ВПР включает 18 заданий, относящиеся ко всем разделам курса физики базового уровня:
Как показывает практика, наиболее высокие результаты учащиеся демонстрируют при решении заданий с выбором ответа, связанных с узнаванием явлений или условий их протекания. Эти задания выполняются в среднем на 75-95%. Больше всего сложностей у ребят вызывают задания, которые требуют подробного письменного ответа. Их решаемость составляет от 30% до 50%.
Большинство ошибок возникает в анализе предложенных «экспериментальных» ситуаций. Также встречаются проблемы с пониманием условия задач и предложенной для анализа физической ситуацией. При решении заданий с развернутым ответом ошибки зачастую обусловлены невнимательностью участников, особенно в части прочтения задачи. Непонимание условия задачи влечет неправильность физических моделей, которые пытаются построить участники для решения.
Чтобы успешно подготовиться к ВПР, я бы рекомендовал следующие простые действия.
Во время написания ВПР: