В 11 классе выпускников ожидают Всероссийские проверочные работы по нескольким предметам. Один из них — биология. Разбираемся, кто будет писать ВПР по биологии в 11 классе в году и что это за работа
ВПР по биологии в 11 классе предназначена для итоговой оценки знаний учеников, которые прошли весь школьный курс по дисциплине. Проверочная имеет свою специфику: школа сама принимает решение о проведении работы для выпускников. Образовательная организация может отменить ВПР для школьников-инвалидов, а может полностью освободить всех выпускников от проверочной работы. При этом если ученик сдает ЕГЭ по биологии, ВПР по этому предмету ему писать не придется.
ВПР по биологии в 11 классе в 2025 году проведут в период с 1 по 22 марта. Конкретную дату школы выбирают самостоятельно. Существует вероятность отмены этих проверочных работ для выпускников в 2025 году.
Варианты ВПР по биологии формируются индивидуально для каждой школы из общего банка заданий. Это означает, что каждая школа получит свой уникальный комплект заданий в нескольких вариантах, которые распределит между школьниками.
За 90 минут, которые отводятся на проведение работы, школьникам предстоит решить 14 заданий. Некоторые из них включают в себя 2-3 подпункта. Среди этих 14 заданий 11 относятся к базовому уровню сложности и 3 к повышенному.
ВПР в 11 классе проверяет знания по всему школьному курсу биологии. Так в задании №2 нужно познакомиться со схемой пищевой цепочки и ответить на вопросы по ней. В задании №3 из демоверсии 2024 года предстоит найти недостающий элемент в схеме круговорота углерода в природе, а задание №4 подразумевает описание приведенного опыта.
Задание №6 может содержать таблицу или текст и вопрос по ним. Например, может потребоваться рассчитать количество белков, которые употребил человек за один прием пищи. Задание №7 подразумевает знание заболеваний человека: предстоит соотнести заболевание и его происхождение. В заданиях №8-10 выпускники столкнуться с генеалогией. Например, в демоверсии 2024 года в 10-м задании предлагается по таблице определить группу крови отца, если известны группы крови ребенка и матери.
ВПР также проверяет знание органоидов клетки в задании №11, кодов ДНК в задании №12, нюансов эволюционной теории в задании №13 и геологических эр в 14-м вопросе.
Чтобы подготовиться к ВПР по биологии в 11 классе, нужно повторить все, что было пройдено в школе начиная с 5 класса. Стоит уделить внимание терминам, научиться определять объекты живой природы по описанию и рисункам, не лишними будут и навыки работы с таблицей.
Чтобы успешно подготовиться к ВПР по биологии, читайте учебник. Перечитывайте непонятные и сложные места по нескольку раз, запоминайте термины. Проговаривайте все самое важное вслух, так вы сможете лучше запомнить написанное. После прочтения каждой главы выпишите основные тезисы. Это могут быть определения терминов, основная суть, ключевые фразы или все, что кажется важным и нужным. По каждой главе сделайте 5-10 тезисов в зависимости от размера текста. При подготовке вам будет достаточно пробежать глазами по записям, чтобы вспомнить важную информацию.
Потренируйтесь в описании опытов. Вы можете провести опыт в домашних условиях и сразу описать его. Либо найдите описание биологического опыта в интернете и попытайтесь пересказать написанное своими словами. Это поможет справиться с 4-м заданием ВПР.
Чтобы морально подготовить себя к ВПР, тренируйтесь на вариантах работы прошлых лет. Это позволит познакомиться со структурой и не волноваться во время ВПР. Найти варианты работы прошлых лет, а также демоверсии, можно в интернете.
Максимальный балл за ВПР по биологии в 11 классе составляет 32. За задания №1-4, 6.1-6.2, 8, 10.1-11.1, 12.1-12.3 выставляется по 1 баллу при правильном ответе.
Задания №2.1-2.3, 5, 7, 9, 11.2, 14 оцениваются максимум 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл. Наконец, задание №13 оценивается 3 баллами.
Баллы, полученные на ВПР, можно перевести в школьную оценку. Так, результат от 0 до 10 баллов соответствует оценке «2», от 11 до 17 – оценке «3», от 18 до 24 – оценке «4» и от 25 до 32 – оценке «5».
Елена Мугер, преподаватель биологии Домашней школы «ИнтернетУрок»:
— ВПР по биологии — это итоговая контрольная работа, которая проверяет степень усвоения материала учениками, позволяет оценить качество полученных знаний и скорректировать образовательную траекторию. Важно понимать, что выпускные проверочные работы — это проверка не только учеников, но и учителей, методов обучения и выбранных для изучения предмета программ. Как правило, такие работы не влияют на итоговые оценки и аттестаты, а потому бояться их не стоит даже в 11 классе.
Задания ВПР разработаны с учетом структуры базового биологического образования и проверяют степень владения предметом, умение ориентироваться в базовых биологических понятиях и процессах, а также оценивают сформированность практико-ориентированной биологической компетентности выпускников.
В 11 классе ученикам предстоит ответить на вопросы по следующим базовым разделам биологии: биология как наука и методы научного познания, клетка, организм, вид, экосистемы, организм человека и его здоровье.
Особый упор в ВПР по биологии в 11 классе сделан на общебиологические и практико-ориентированные задания, проверяющие знания учеников о здоровом образе жизни человека. Чтобы успешно справиться с такими заданиями, нужно уметь оперировать основными понятиями из школьного курса биологии, применять знания при объяснении биологических явлений и процессов и решать биологические задачи. Кроме того, важно, чтобы ученик умел анализировать и комментировать информацию, представленную в виде схем, графиков, рисунков, таблиц и диаграмм.
В 11 классе Всероссийская проверочная работа состоит из 14 заданий, распределенных по 6 блокам разных форматов и уровней сложности. В заданиях №1, 2, 4, 11, 14 ученикам предлагается дать ответ на основании представленного изображения. В номерах №6, 8, 9, 10, 12 ученикам нужно решить элементарные биологические задачи. Кроме того, ученикам предстоит выбрать или сформулировать верное суждение, а также найти ответ на поставленный вопрос с помощью данных графиков или таблиц.
Как правило, наибольшие сложности у учеников вызывают задачи на генетику, так как многим не хватает практических навыков их решения. Чтобы успешно решать генетические задачи, необходимо знать законы наследственности и изменчивости, строение и функции хромосом, значение постоянства их числа и формы, основные законы генетики, уметь читать генетический код по таблице, а также составлять элементарные схемы скрещивания, уметь разбираться в структуре родословных.
Не менее сложной ученикам кажется и цитология, поэтому я советую повторить строение клетки, химический состав, органоиды клетки и их функции, процессы, происходящие внутри клетки, и ее деление, а также отличия прокариотических клеток от эукариотических, особенности строения вирусов – неклеточных форм.
Повторить следует и эволюционную теорию, вспомнить, чем отличается первая эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка от теории Ч. Дарвина. В эволюции обратите внимание на видообразование, существование гомологичных и аналогичных органов, видов-эндемиков и реликтов.
При повторении экологии уделите внимание трофическим уровням в сообществах и компонентам экосистемы. Необходимо вспомнить правило 10% передачи энергии с одного трофического уровня на другой, так как в заданиях учащимся придется встретиться с составлением схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).
Уделите особое внимание теме негативного влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Если вы достаточно хорошо занимались весь год, то сложностей возникнуть не должно, ведь задания рассчитаны на базовый уровень подготовки школьника.