ВПР по биологии в 11 классе в 2025 году

В 11 классе выпускников ожидали Всероссийские проверочные работы по нескольким предметам. Один из них — биология. Разбираемся, кто писал ВПР по биологии в 11 классе в году и что это за работа

ВПР по биологии в 11 классе. Фото: shutterstock.com
Анна Устинова Автор КП Елена Мугер Преподаватель биологии

В 2024 году директор Федерального института оценки качества образования Владимир Старичков сообщил, что в 11 классе ВПР больше проводиться не будет.

ВПР по биологии в 11 классе была предназначена для итоговой оценки знаний учеников, которые прошли весь школьный курс по дисциплине. Проверочная имела свою специфику: школа сама принимала решение о проведении работы для выпускников. Образовательная организация могла отменить ВПР для школьников-инвалидов, а могла полностью освободить всех выпускников от проверочной работы. При этом если ученик сдавал ЕГЭ по биологии, ВПР по этому предмету ему писать не приходилось.

ВПР по биологии в 11 классе в 2024 году провели в период с 1 по 22 марта. Конкретную дату школы выбирали самостоятельно.

Варианты

Варианты ВПР по биологии формировались индивидуально для каждой школы из общего банка заданий. Это означает, что каждая школа получала свой уникальный комплект заданий в нескольких вариантах, которые распределяла между школьниками.

Задания (демоверсии)

За 90 минут, которые отводились на проведение работы, школьникам предстояло решить 14 заданий. Некоторые из них включали в себя 2-3 подпункта. Среди этих 14 заданий 11 относились к базовому уровню сложности и 3 к повышенному.

ВПР в 11 классе проверяло знания по всему школьному курсу биологии. Так в задании №2 нужно было познакомиться со схемой пищевой цепочки и ответить на вопросы по ней. В задании №3 из демоверсии 2024 года предстояло найти недостающий элемент в схеме круговорота углерода в природе, а задание №4 подразумевало описание приведенного опыта.

Задание №6 могло содержать таблицу или текст и вопрос по ним. Например, могло потребоваться рассчитать количество белков, которые употребил человек за один прием пищи. Задание №7 подразумевало знание заболеваний человека: предстояло соотнести заболевание и его происхождение. В заданиях №8-10 выпускники сталкивались с генеалогией. Например, в демоверсии 2024 года в 10-м задании предлагалось по таблице определить группу крови отца, если известны группы крови ребенка и матери.

ВПР также проверяло знание органоидов клетки в задании №11, кодов ДНК в задании №12, нюансов эволюционной теории в задании №13 и геологических эр в 14-м вопросе.

Подготовка

Чтобы подготовиться к ВПР по биологии в 11 классе, нужно было повторить все, что изучалось в школе начиная с 5 класса. Стоило уделить внимание терминам, научиться определять объекты живой природы по описанию и рисункам, не лишними были и навыки работы с таблицей.

Чтобы успешно подготовиться к ВПР по биологии, стоило читать учебник. Перечитывать непонятные и сложные места по нескольку раз, запоминать термины. Проговаривать все самое важное вслух, так можно было лучше запомнить написанное. После прочтения каждой главы выписывать основные тезисы. Это могли быть определения терминов, основная суть, ключевые фразы или все, что кажется важным и нужным. По каждой главе следовало составить 5-10 тезисов в зависимости от размера текста. При подготовке было достаточно пробежать глазами по записям, чтобы вспомнить важную информацию.

Стоило тренироваться в описании опытов. Школьник мог провести опыт в домашних условиях и сразу описать его. Либо найти описание биологического опыта в интернете и попытаться пересказать написанное своими словами. Это помогло бы справиться с 4-м заданием ВПР.

Чтобы морально подготовить себя к ВПР, следовало тренироваться на вариантах работы прошлых лет. Это позволило бы познакомиться со структурой и не волноваться во время ВПР. Найти варианты работы прошлых лет, а также демоверсии, можно в интернете.

Критерии оценивания

Максимальный балл за ВПР по биологии в 11 классе составлял 32. За задания №1-4, 6.1-6.2, 8, 10.1-11.1, 12.1-12.3 выставлялось по 1 баллу при правильном ответе.

Задания №2.1-2.3, 5, 7, 9, 11.2, 14 оценивались максимум 2 баллами. Если в ответе была допущена одна ошибка, выставлялся 1 балл. Наконец, задание №13 оценивалось 3 баллами.

Баллы, полученные на ВПР, можно было перевести в школьную оценку. Так, результат от 0 до 10 баллов соответствовал оценке «2», от 11 до 17 – оценке «3», от 18 до 24 – оценке «4» и от 25 до 32 – оценке «5».

Мнение эксперта

Елена Мугер, преподаватель биологии Домашней школы «ИнтернетУрок»:

— ВПР по биологии — это итоговая контрольная работа, которая проверяет степень усвоения материала учениками, позволяет оценить качество полученных знаний и скорректировать образовательную траекторию. Важно понимать, что выпускные проверочные работы — это проверка не только учеников, но и учителей, методов обучения и выбранных для изучения предмета программ. Как правило, такие работы не влияли на итоговые оценки и аттестаты, а потому бояться их в 11 классе не стоило.

Задания ВПР разработаны с учетом структуры базового биологического образования и проверяют степень владения предметом, умение ориентироваться в базовых биологических понятиях и процессах, а также оценивают сформированность практико-ориентированной биологической компетентности выпускников.

В 11 классе ученикам предстояло ответить на вопросы по следующим базовым разделам биологии: биология как наука и методы научного познания, клетка, организм, вид, экосистемы, организм человека и его здоровье.

Особый упор в ВПР по биологии в 11 классе был сделан на общебиологические и практико-ориентированные задания, проверяющие знания учеников о здоровом образе жизни человека. Чтобы успешно справиться с такими заданиями, нужно было уметь оперировать основными понятиями из школьного курса биологии, применять знания при объяснении биологических явлений и процессов и решать биологические задачи. Кроме того, важно, чтобы ученик умел анализировать и комментировать информацию, представленную в виде схем, графиков, рисунков, таблиц и диаграмм.

В 11 классе Всероссийская проверочная работа состояла из 14 заданий, распределенных по 6 блокам разных форматов и уровней сложности. В заданиях №1, 2, 4, 11, 14 ученикам предлагалось дать ответ на основании представленного изображения. В номерах №6, 8, 9, 10, 12 ученикам нужно было решить элементарные биологические задачи. Кроме того, ученикам предстояло выбрать или сформулировать верное суждение, а также найти ответ на поставленный вопрос с помощью данных графиков или таблиц.

Как правило, наибольшие сложности у учеников вызывали задачи на генетику, так как многим не хватало практических навыков их решения. Чтобы успешно решать генетические задачи, необходимо было знать законы наследственности и изменчивости, строение и функции хромосом, значение постоянства их числа и формы, основные законы генетики, уметь читать генетический код по таблице, а также составлять элементарные схемы скрещивания, уметь разбираться в структуре родословных.

это интересно
ВПР по географии в 11 классе
Каковы варианты, задания и критерии оценивания и помогут ли демоверсии при подготовке к работе
Подробнее

Не менее сложной ученикам казалась и цитология, поэтому я советовала повторить строение клетки, химический состав, органоиды клетки и их функции, процессы, происходящие внутри клетки, и ее деление, а также отличия прокариотических клеток от эукариотических, особенности строения вирусов – неклеточных форм.

Повторить следовало и эволюционную теорию, вспомнить, чем отличается первая эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка от теории Ч. Дарвина. В эволюции обратить внимание на видообразование, существование гомологичных и аналогичных органов, видов-эндемиков и реликтов.

При повторении экологии следовало уделить внимание трофическим уровням в сообществах и компонентам экосистемы. Необходимо было вспомнить правило 10% передачи энергии с одного трофического уровня на другой, так как в заданиях учащимся приходилось встретиться с составлением схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

Следовало уделить особое внимание теме негативного влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Если вы достаточно хорошо занимались весь год, то сложностей возникнуть не должно было, ведь задания были рассчитаны на базовый уровень подготовки школьника.

КП
Реклама О проекте