Эту тему изучают еще в начальной школе, но она так важна, что встречается в течение всего школьного обучения и затем на выпускных экзаменах. Разбираемся, что такое виды связи в словосочетаниях и какими они бывают
Словосочетание – это сочетание двух и более слов, одно из которых является главным, другие – зависимыми. В состав словосочетания могут входить подлежащее или сказуемое, но только по отдельности. В случаях, когда подлежащее и сказуемое используются вместе, мы имеем дело с предложением.
Слова в словосочетании делятся на главное и зависимые, которые связываются между собой различными способами.
Есть три вида связи между словами в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание. Поговорим о каждом подробнее и рассмотрим на примерах.
Рассмотрим основные факты о видах связи в словосочетаниях.
Факт о видах связи в словосочетаниях | Подробности |
---|---|
В словосочетаниях есть главное и зависимые слова | От главного слова можно задать вопросы к остальным |
Виды связей в словосочетаниях начинают изучать в 4 классе | В дальнейшем знания по теме дополняются. Умение разбираться в теме – необходимое условие освоения школьной программы по русскому языку |
Определение видов связей в словосочетаниях – один из важнейших навыков в русском языке | Задания, связанные с этой темой, встречаются в выпускных экзаменах, олимпиадах |
Сочетание подлежащего и сказуемого – это предложение, а не словосочетание | Грамматическая основа не может быть словосочетанием, потому что оба слова в сочетании – самостоятельные, среди них нельзя выделить главное и зависимое |
При такой связи в словосочетании зависимое слово полностью «подстраивается» под главное: оно берет тот же падеж, число и род. Обычно главное слово при такой связи выражено существительным, а зависимое – прилагательным. Но также зависимое слово может быть числительным, местоимением, причастием, существительным.
Приведем примеры словосочетаний, в которых согласованы главное и зависимое слова: ранним утром, весенним днем, вторую шубу, с моей мамой, сделанные уроки, мальчика-помощника.
В этих словосочетаниях зависимые слова представлены разными частями речи, перечисленными выше.
При управлении главное слово «руководит» зависимым: оно диктует ему, какой падеж необходим. При этом в отличие от согласования падежи слов не совпадают, то есть зависимое слово при управлении не копирует главное, а просто выполняет его «команды». Главное слово при этом виде связи обычно бывает выражено глаголом, существительным, прилагательным или количественным числительным. Зависимое слово – существительное или другая часть речи, выполняющая функции существительного.
В этих словосочетаниях вид связи – управление. Попробуйте задать вопрос от главного слова к зависимому: делал уроки, подготовка праздника, довольный итогом, пять кошек.
Это вид связи, при котором зависимое слово «присоединяется» к главному по смыслу, но при этом не меняет свои морфологические признаки. Главное слово при этом выражено глаголом, существительным, прилагательным или наречием. Зависимое может быть наречием, деепричастием, инфинитивом или прилагательным.
Вот несколько примеров таких словосочетаний: говорить громко, очень серьезный, сотрудники помоложе, слишком трудно.
Закрепим полученные знания, выполнив несколько упражнений по теме.
Упражнение 1
Выберите «лишнее» словосочетание. Объясните свой выбор.
а) большие глаза; синие краски; тапочки брата
б) мой талисман; персиковый компот; урок рисования
в) слишком близко; бежать быстро; рисовал карандашами
г) семь гномов; болгарский перец; постельное белье
Упражнение 2
Перефразируйте словосочетания, чтобы вид связи в них из согласования перешел в управление:
а) зимний вечер
б) цветочная клумба
в) апельсиновый сок
Упражнение 3
Переделайте словосочетания, чтобы вид связи в них из управления перешел в согласование:
а) блинчики от мамы
б) задание на дом
в) выпуск новостей
Ответы помогут проверить себя и понять, насколько удалось закрепить тему.
Упражнение 1
а) тапочки брата, так как вид связи в этом словосочетании – управление, а в остальных – согласование
б) персиковый компот, так как здесь вид связи – согласование, а в остальные – управление
в) рисовал карандашами, так как здесь вид связи управление, а в остальных – примыкание
г) семь гномов, так как это словосочетание с видом связи управление, тогда как остальные – с видом связи согласование
Упражнение 2
Переделайте словосочетания из согласования в управление:
а) зимний вечер – вечер зимы;
б) цветочная клумба – клумба цветов;
в) апельсиновый сок – сок из апельсинов.
Упражнение 3
Переделайте словосочетания из управления в согласование:
а) блинчики от мамы – мамины блинчики;
б) задание на дом – домашнее задание;
в) выпуск новостей – новостной выпуск.
Отвечает Марина Бохиева, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Бурятского государственного университета, кандидат филологических наук: