В школах появились уроки профориентации. Разбираемся вместе с экспертом, зачем нужны такие занятия, кто их будет проводить и какими они должны быть в 2024 — 2025 году
Министерство просвещения подготовило для российских образовательных учреждений рекомендации, как организовать уроки профориентации. Занятия будут проходить раз в неделю по четвергам. Предполагается, что в 6-7 классах школьники смогут определиться, какие предметы понадобятся им в жизни. На следующей ступени — в 8-9 классах выберут дисциплины для своего профильного образования, а в старшей школе, то есть в 10-11 классах станут готовиться по ним к ЕГЭ.
Каждая школа сама вправе выбрать, на каком уровне профессионального минимума вести новые уроки – базовом, основном или продвинутом. С сентября 2024 года одного базового уровня будет недостаточно. Чтобы заинтересовать детей и привлечь их внимание к разным специальностям, уроки профориентации должны проводиться нескучно, в игровой форме, с использованием дискуссий и интерактивных методов.
Уроки профориентации «Моя Россия — новые горизонты» будут знакомить школьников с самыми значимыми производствами нашей страны и миром профессий, которые востребованы в современной экономике. В основу системы профессиональной ориентации положен проект «Билет в будущее» — единая модель, которая подходит для всех типов образовательных учреждений, в том числе для школ, где учатся дети с ограниченными возможностями.
Документ, который регламентирует новые уроки в школах | Письмо Минпросвещения России от 03.04.2023 № ДГ-617/05 |
Когда начнут проводить профориентационные занятия | С 1 сентября 2023 года |
Сколько уровней профессионального минимума предлагают школьникам | Базовый (от 40 часов в год), основной (от 60 часов в год) и продвинутый (от 80 часов в год) |
Для детей какого возраста | С 6 по 11 класс |
Конечно, одним четвергом дело не ограничится. Профориентация в российских школах будет проходить по семи направлениям. Расскажем о каждом из них подробнее.
Ученикам 6-11 классов предлагают 100 учебных часов для углубленного изучения физики, математики, химии и технологии. Фонд гуманитарных проектов разработал надстройку к программе, которая приближает учеников к основам профессий.
Один раз в неделю на классном часе будут проходить профориентационные программы, диагностические тесты и проектная деятельность. Дети смогут посмотреть онлайн-уроки о профессиях, поиграть в коммуникативные и деловые игры, побеседовать с психологами, педагогами и представителями разных специальностей. Отдельное место отводится мастер-классам, экскурсиям на производство, тематическим ярмарками и выставкам, дням открытых дверей в колледжах и вузах, конкурсами и чемпионатам по профессиональному мастерству.
Педагогов, которые будут вести профориентационную работу, нацеливают на индивидуальный подход к каждому ученику. Их задача — чтобы дети не просто знали о профессиях, востребованных на рынке труда, но и понимали суть дела, которому мечтают посвятить свою жизнь. Важно воспитать культуру труда, чтобы выпускники стремились реализоваться в выбранной специальности и получали удовольствие от работы на благо общества.
Если школьники уже определились с профессиональными наклонностями, они могут посещать дополнительные образовательные занятия, кружки, секции и клубы.
Старшеклассникам доступны программы подготовки по разным специальностям в учебно-производственных комбинатах.
Важное направление — открытие в образовательных учреждениях профильных классов инженерной, космической, медицинской, педагогической, предпринимательской или информационно-технологической направленности. Для этого Минобрнауки рекомендует школам заключать партнерские соглашения с заинтересованными вузами, компаниями-работодателями и учебно-производственными комплексами. В работе профильных классов могут принимать участие представители кадровых агентств, негосударственных служб занятости, профессиональных объединений разных профилей и волонтерских организаций.
Программа предусматривает не менее двух родительских собраний в год с участием специалистов разных профессий.
Профориентация для ребенка — это открытая дверь в мир взрослых. Сегодняшний школьник станет профессионалом через 10-15 лет, а прогнозировать развитие рынка труда на такую долгосрочную перспективу очень сложно. Цели уроков профориентации зависят от места проживания детей. Очевидно, что ученики из мегаполисов и небольших деревень имеют разные возможности для профессионального самоопределения. На цели влияет также состояние здоровья. Детям с ограниченными возможностями здоровья предлагается особая программа профориентации.
Александра Калинина, продюсер образовательного и профориентационного контента онлайн-школы для детей и подростков Skysmart:
Такие программы действительно важны для детей, мы видим интерес ребят к поиску себя и своего места в огромном количестве профессий. Многие подростки не готовы ждать окончания школы и стремятся получить азы, например, IT-профессий с помощью курсов. Это подтверждает, что детям действительно интересно узнавать про свои перспективы и готовиться к будущей работе еще до выпуска из школы.
В уроках профориентации важно открыть школьникам удивительный и разнообразный мир профессий, услышать каждого и помочь сориентироваться. Эффективность и успешность программы будет зависеть от педагогов, которые возьмутся за ее реализацию в школах. Однако здесь существует риск-фактор — высокая загрузка школьных учителей. У них появится непростая задача — погрузиться в новый методический материал, который нужно будет подавать детям в увлекательном и доступном для них формате.
Отвечает Александра Калинина: