Турнир имени М.В. Ломоносова 2024

Узнайте, как проходит необычная мультипредметная олимпиада России — Турнир имени М. В. Ломоносова, которая открывает победителям двери в лучшие вузы страны

Турнир имени М. В. Ломоносова. Фото: shutterstock.com
Алексей Ноян Преподаватель курса «Олимпиадный физический практикум» Сергей Огородников Кандидат биологических наук Юлия Козлова Автор КП

Впервые Турнир провели в 1978 году по инициативе известного российского математика и педагога Николая Николаевича Константинова. В 2008 году автор идеи Турнира был награжден премией Правительства РФ в области образования. Задания имеют естественнонаучную направленность и включает некоторые смежные гуманитарные дисциплины. Школьники могут участвовать в испытаниях без предварительного отбора совершенно бесплатно.

Что такое Турнир имени М. В. Ломоносова

Интеллектуальное соревнование для учеников 6-11 классов проводится ежегодно с целью дать участникам пищу для размышлений и подтолкнуть их к серьезным занятиям. В многопредметном состязании оценивают знания по математике, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, литературе и лингвистике. Победители определяются по предметным конкурсам и в «многоборье» — сумме достижений в отдельных турнирах.

Полезная информация о Турнире имени М. В. Ломоносова

Сроки проведенияОдин раз в учебном году
Кто принимает участиеУчащиеся 6-11 классов 
Форма проведенияПервый этап онлайн, на платформе «Сириус». Заключительный этап — очно
Как выполняются заданияСамостоятельно, письменно, по одному или нескольким предметам
Сколько длится испытание5 астрономических часов

Этапы проведения Турнира имени М. В. Ломоносова

По традиции первый этап Турнира проводят в первое воскресенье октября каждого учебного года. В 2024 учебном году это 6 октября. Турнир проводится в онлайн-режиме с доступом через платформу «Сириус». Для выполнения заданий можно пользоваться бумажными источниками и информацией из интернета.

Второй этап, или заключительный тур проходит очно для учеников 10-11 классов, которые стали обладателями грамот на первом этапе Турнира. Для участия в заключительном туре нужно пройти предварительную регистрацию, распечатать титульные листы и бланки для письменных работ. Участники должны прийти на заключительный тур с паспортом и справкой из школы. Испытания по всем предметам проходят в одной аудитории. При этом школьникам нельзя брать с собой любые электронные устройства, но можно пользоваться непрограммируемыми калькуляторами.

Для исключения возможных ошибок при проверке работ в положении о Турнире предусмотрена возможность подать апелляцию. Участник, не согласный с оценкой его работы, подает заявку на рассмотрение апелляции через форму на сайте Единой системы регистрации.

Турнир имени М. В. Ломоносова по математике

Задания по математике ориентированы на школьников 6-11 классов. У учеников 6-х классов три задачи, а у школьников 7-11-х классов – четыре задачи. Результаты учитываются по сумме баллов по всем задачам. За верное решение тестовых задач участники получают один балл, за задания с развернутым ответом — два балла, а в последней задаче — по два балла за каждый пункт. Перед каждой задачей в скобках указан класс, для которого рекомендована задача, а также проверяется ли все решение или только ответ. 

Задания

Задача для шестиклассников проверяет, насколько ребята умеют абстрактно мыслить и владеет понятиями «радиус» и «длина». За ответ 11/5 дается 1 балл, за ответ 5/11 — 0,5 баллов.

Турнир имени М. В. Ломоносова по физике

В олимпиаде принимают участие ученики 7-11 классов. Задания по физике оценивают в баллах — целым положительным числом или 0. При награждении учитываются задачи своего и более старших классов.

Задания

За задачу для учеников 5-7 классов можно получить 5 баллов, если найдено верное решение или участник привел верный пример деления расписания поездов на интервалы. Если попытка построить пример неверная, но приведен интервал и разумный подбор времени, решение оценивается в 2 балла.

Турнир имени М. В. Ломоносова по астрономии и наукам о Земле

Эта часть олимпиады рассчитана на учеников 8-11 классов. В 2022-2023 году в работе — девять заданий. Часть — тестовые, а другие требуют развернутого ответа. При награждении в расчет берется сумма набранных баллов и класс.

Задания

За выполненные задания дается положительное число баллов либо 0 баллов. В конце все баллы суммируются.

Турнир имени М. В. Ломоносова по химии

Вопросы по химии ориентированы на учащихся 8-11 классов. Участникам турнира предлагают несколько заданий. Баллы перечисляются в строчку. Если задание не выполнено, при оценке ставят знак «-». При награждении учитываются задачи своего и более старших классов.

Задания

Задача для восьмиклассников проверяет умение пользоваться законом Архимеда. Для ее решения необходимо уметь пользоваться понятиями объема и плотности. 

Турнир имени М. В. Ломоносова по биологии

В работе по биологии ученикам 6-8 классов предлагается решить четыре задачи, а учащимся 9-11 класса — три задачи. Кроме того, в распоряжении участников Турнира дополнительные иллюстративные материалы. Ответы оценивались в баллах.

Задания

Задача про белку для школьников 6-8 классов проверяет, что ученик знает о растениях леса, какие плоды дают деревья, кустарники и травы. Участник должен понимать, что служит, а что не может служить кормом для белок, а также какие конкуренты в питании живут с белками по соседству. 

Турнир имени М. В. Ломоносова по истории

В турнире по истории принимают участие школьники 5-11 классов. В онлайн-этапе шесть заданий, требующих развернутого ответа, также нужно проверить один текст по истории с фактическими ошибками.

Задания

Задача с известной поговоркой проверяет знание истории Средних веков. Участникам нужно вспомнить древнее название денег и обычаи, связанные с ними в разных странах.

Турнир имени М. В. Ломоносова по лингвистике

В профильном конкурсе могут участвовать ученики 5-11 классов. В работе четыре лингвистические задачи, посвященные малоизвестным языкам или системам письма. При ответе участникам надо пояснить свое решение. Проверяющие лингвистический конкурс уделяют основное внимание выводам, как устроены языковые данные, представленные в условии. Для помощи в подготовке на сайте Турнира есть подробные видеоразборы лингвистических задач.

Задания

Задание прочитать незнакомые слова на хваршинском языке, на котором говорят всего 2000 человек в Дагестане, кажется запредельно сложным. Однако если логически проанализировать материал, данный в условии, можно понять, как все устроено.

Турнир имени М. В. Ломоносова по литературе

В очном этапе турнира по литературе пять заданий для школьников 5-11 классов. Они требуют развернутых ответов на вопросы. Ответы без пояснений не получают максимального количества баллов. За оригинальные наблюдения, комментарии и особо удачные формулировки жюри начисляет дополнительные баллы — до трех за каждое задание.

Задания

В задаче ученикам 6-9 классов предлагают сравнить два стихотворения, найти различия и озаглавить произведения поэтов. Дополнительные баллы можно набрать, если написать собственное стихотворение, начинающееся со слов «Вот я вижу».

Результаты 

Согласно регламенту проведения Турнира, окончательные результаты проверки отдельно по каждой задаче по каждому предмету публикуются на официальном сайте Турнира не позднее чем через 180 календарных дней после даты окончания первого этапа Турнира. Участники, которые выполнили критерии и не допустили нарушений, награждаются грамотами за успешные результаты в одном предмете или за заметные продвижения в многоборье. Они считаются призерами Турнира.

Результаты второго, очного этапа появляются на сайте Турнира через три недели после его проведения.

Как подготовиться к Турниру имени М. В. Ломоносова

Сергей Огородников, кандидат биологических наук, выпускник МГУ, старший преподаватель МАИ, а также многократный победитель Турнира дал несколько советов, как подготовиться к олимпиаде:

Для меня Турнир имени М.В. Ломоносова, или, как его называют, ТурЛом — самая любимая олимпиада. Школьником я участвовал в Турнире каждый год и стал победителем по множеству дисциплин: истории, биологии, литературе, астрономии. В студенческие годы организовал проведение Турнира в деревне Ивановка, Куркинского района Тульской области, чтобы сельские школьники могли участвовать и получить льготы для поступления в вуз. Сегодня первый этап олимпиады проходит онлайн, а я помогаю школьникам подготовиться и достойно выступить.

Эта олимпиада для тех ребят, интересы которых не ограничены одним предметом, таких называют «мультипотенциалы». На ТурЛоме они могут проявить свою эрудицию и неординарное мышление.

это интересно
Отраслевая олимпиада школьников «Газпром»
Примеры заданий с ответами и советы по подготовке к олимпиаде
подробнее

Хочу поделиться советами, которые использую на практике при подготовке школьников.

1. Распределяйте время. На олимпиаду дается пять часов, нужно заранее подумать над тем, в каких предметах вы будете принимать участие и в какой последовательности. К концу накапливается усталость. Используйте все отведенное время, не уходите раньше, даже если кажется, что идеи закончились. Отвлекитесь и посидите минут десять, что-нибудь обязательно придумаете.

2. Изучите задания прошлых лет и критерии оценки. Например, одно из заданий по истории — поиск ошибок в тексте. Причем плотность ошибок очень большая — по 2-4 в предложении. Неподготовленный участник находит несколько и на этом останавливается, а нужно выписать имена, даты, титулы, всю фактологию и внимательно обдумать, где могут быть спрятаны неточности.

3. Прежде чем бросаться отвечать на вопросы, внимательно прочитайте все задания. Выберите то, в котором направление решения понятно, и начинайте с него. Если за полчаса прогресса нет, лучше попробовать свои силы в другом предмете — возможно, там повезет с вопросами.

4. Часто задания могут быть связаны с какими-то событиями, поэтому перед олимпиадой посмотрите, какие памятные даты, значимые события и юбилеи отмечаются в этом году. Это касается не только истории, но и других наук — от астрономии до литературы.   

5. Помните, что олимпиада проверяет не столько знания, сколько умение мыслить. Старайтесь придумать объяснения, стройте предположения, не бойтесь написать ответ, если в нем не уверены, — баллы за ошибки не вычитаются.

Отзывы экспертов о Турнире имени М. В. Ломоносова

Алексей Ноян, преподаватель курса «Олимпиадный физический практикум» в Высшей школе экономики, руководитель компании NoyanLab:

Родители часто спрашивают специалистов по детской одаренности: «Как определить способности ребенка?» Просто посмотрите, что ему нравится. К чему он способен, то и получается. Что получается, то и доставляет ему удовольствие. Радость интеллектуального открытия — не пустой звук. Для этого нужно, чтобы ребенок мог попробовать себя в разных видах деятельности. Турнир имени М.В. Ломоносова — то самое место, где это можно сделать. Он стоит особняком среди других олимпиад и конкурсов именно потому, что придуман прежде всего, чтобы школьники нашли себя, попробовали, что могут, а что нет. Для этого одновременно проводится олимпиада по многим предметам. 

Дети сами решают, какой предмет выбрать. Могут, например, порешать задачи по математике, а потом перейти к физике или истории или даже написать сонет — бывали и такие задания. Все это в одно время и в одном месте. Результат будет виден сразу. Конечно, победители турнира в старших классах получают преференции при поступлении в вузы, и это важно. Но ученикам средних классов я определенно рекомендовал бы поучаствовать в Турнире Ломоносова, чтобы понять, куда двигаться дальше, к чему стремиться. Конечно, можно участвовать в отдельных предметных олимпиадах, их сейчас немало, но конкурсы по разным предметам могут совпадать по времени и не всегда удобно организовать участие школьника во всех, а на Турнире Ломоносова можно попробовать все сразу. 

Что еще привлекает в Турнире Ломоносова? Методическая организация. Эту олимпиаду придумал и до недавнего времени курировал Николай Николаевич Константинов, создатель системы школьного математического образования в России, лауреат премии Пола Эрдёша за выдающийся вклад в развитие математического образования. Николай Николаевич был легендарной личностью. Многие ученики продвинутых математических школ хорошо знают его «систему листков». 

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Сергей Огородников

Нужно ли регистрироваться в личном кабинете для участия в Турнире имени М. В. Ломоносова?

Да, это необходимо. Личная регистрация под индивидуальным логином – обязательное условие участия. Зарегистрироваться нужно не позднее чем за 36 часов до начала Турнира на платформе «Сириус». 

В день начала Турнира в личный кабинет приходит ссылка с логином и паролем, которые нужны для прохождения авторизации.

Выдают ли диплом участникам Турнира имени М. В. Ломоносова?

Нет.

Есть ли льготы при поступлении в вуз для участников Турнира имени М. В. Ломоносова?

Турнир имени М. В. Ломоносова входит в Перечень олимпиад школьников, утвержденных Министерством науки и высшего образования. Ученики 11 класса, ставшие победителями и призерами, получают льготы при поступлении в вузы.

Читайте также

КП
Реклама О проекте