Типы речи

В русском языке существует три типа речи, каждый из которых имеет свои особенности. Сегодня мы расскажем о них, разберем их отличия и покажем примеры использования в тексте

Типы речи. Фото: freepik.com
Екатерина Романова Автор КП Ольга Голубева Учитель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе

Умение различать типы речи помогает автору или рассказчику правильно строить структуру письменного текста, корректно излагать мысли или сообщать информацию в устной речи, а читателю или слушателю позволяет правильно интерпретировать информацию.

Каждый тип речи предназначен для своих целей: повествование – для пересказа событий, описание – для передачи различных характеристик предметов или явлений, а рассуждение – для анализа и аргументации. 

Что такое типы речи в русском языке

Тип речи – это способ передачи информации, обладающий характерной для него структурой, языковыми особенностями. Несмотря на сложность и многообразие русского языка, в нем принято выделять только три типа речи: повествование, описание и рассуждение. 

Повествование – последовательное изложение событий, рассказ о случившемся. 

Описание – это способ передачи признаков и особенностей предметов и явлений материального мира, а также чувств, переживаний и ощущений.

Рассуждение – совокупность языковых приемов, используемых для объяснения мыслей, поступков, доводов, выражения собственного мнения.

Далее поговорим о каждом из типов подробнее.

Полезная информация о типах речи

Для каждого типа речи можно выделить характерные вопросы, ответы на которые заключаются в тексте. Так, например, в повествовании есть сообщение о том, что происходит, когда и где. Рассмотрим характерные вопросы и примеры в таблице.  

Типы речиПримеры
Повествование (что? где? когда?)Сегодня утром была гроза. 
Описание (какой? какая? какое? какие?)Елка была приземистая и пушистая. На ее ветках лежали нерастаявшие комочки снега, а от иголок приятно пахло смолой.
Рассуждение (почему? зачем)Я пропустил занятия, потому что у меня была высокая температура и сильный кашель.

Характеристика повествования как типа речи

Повествование – тип изложения информации, который чаще всего встречается как в литературе, так и в устной речи. Мы используем повествовательный тип речи, когда хотим рассказать о событиях, передать их в определенной последовательности и логической взаимосвязи. 

Цель повествования

Данный тип речи мы используем, чтобы отобразить ход событий, их хронологическую последовательность, переход предмета или явления из одного состояния в другое. Иными словами, повествование имеет в своей основе сюжет.

Композиция повествования

Повествовательный текст состоит из нескольких частей.

  • Завязка – начало событий с указанием времени или места, сообщение о действующем лице и об инициированных им действиях.
  • Развитие, то есть последовательное изложение сюжета.
  • Кульминация – наиболее напряженный, эмоционально выразительный момент в развитии событий, переломная часть сюжета.
  • Развязка – завершение действий.

Языковые особенности повествования 

Для повествовательного текста характерно наличие большого количества отглагольных форм, а также слов, характеризующих динамику событий (сначала, затем, вскоре и другие).

Пример текста-повествования

Примером повествовательного текста может служить устный рассказ о каком-либо событии или отрывок художественного произведения. Приведем следующий текст:

«Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: 
— Мяу!» (В. Сутеев «Кто сказал “мяу”?»)

Проанализировав этот короткий фрагмент известной сказки, можно увидеть характерные для повествования вопросы, о которых мы сказали выше: кто – щенок, что делал – спал и так далее. 

это интересно
Стили речи
Какими бывают стили речи, где и когда уместно использовать каждый из них
Подробнее

Характеристика описания как типа речи

Описательный тип подразумевает такой способ передачи информации, при котором рассказчик сообщает о признаках и особенностях предметов и явлений. Если повествование отличается движением и динамичной сменой событий и действий, то в описании действий практически нет. Этот тип речи можно сравнить с наблюдением, созерцанием.

Цель описания 

Описание используется, когда мы хотим рассказать о предметах, явлениях, живых существах, эмоциях, мысленных образах через выделение характерных признаков и качеств. Этот тип речи необходим для воссоздания в представлении читателя или слушателя целостной картины с помощью перечисления отдельных свойств и характеристик описываемых объектов.

Композиция описания

В тексте-описании нет четко выделенных частей. Условно можно обозначить следующие элементы: знакомство с предметом (общее представление), перечисление отдельных его признаков (основная часть); заключительный вывод (авторская оценка, мнение о предмете).

Языковые особенности описания

Для описательного текста, устного или письменного, характерно использование сравнительных оборотов, метафор, аллегорий и других средств выразительности. Наиболее используемые части речи для описания — существительные, прилагательные и наречия. 

Пример текста-описания

Прочитайте отрывок из произведения Константина Паустовского. Попробуйте представить все, что описывает автор: жару, облака, небо. Это яркий пример описательного текста.

«Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба» (К. Паустовский «Заячьи лапы»).

Характеристика рассуждения как типа речи

Рассуждением называют такой тип речи, для которого характерны анализ и логическое осмысление фактов, мнений и суждений, логические цепочки и причинно-следственные связи, приведение обоснований и составление выводов. 

Цель рассуждения

Этот тип речи необходимо использовать для изложения аргументов по определенному вопросу, детального раскрытия заданной тематики, донесения до слушателя или собеседника логически структурированной информации, передачи фактов в причинно-следственной взаимосвязи. 

Композиция рассуждения

Условно в тексте-рассуждении можно выделить следующую структуру: тезис (вступление), аргументы (основная часть), вывод (заключение).

Языковые особенности рассуждения

Для рассуждения характерно наличие сложноподчиненных предложений, вводных слов, помогающих передать последовательность раскрытия темы (во-первых, во-вторых…) и изложить выводы (следовательно, таким образом и так далее). В тексте-рассуждении обычно присутствуют абстрактные понятия, оценочные суждения, риторические вопросы. Этот тип речи легко узнать по конструкциям: «Я считаю, что… », «По мнению ученых…», «Мне представляется, что…»

Пример текста-рассуждения

Этот тип речи используется в сочинениях, эссе и научных работах. Но и в художественной литературе немало примеров рассуждений. Прочитайте этот отрывок:

«Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать, лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался». (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

В этом небольшом фрагменте можно увидеть и выражение мнения рассказчика, и его оценочные суждения, и выводы.

Упражнения на тему «Типы речи»

Давайте выполним несложные упражнения и закрепим пройденный материал.

Упражнение 1

Назовите тип речи приведенного ниже текста. Расскажите, по каким языковым особенностям его можно определить.

Утро было хмурым и непогожим. Бурный ветер раздувал опавшие листья, беспощадно сгибал тонкие стволы деревьев, словно заставляя их кланяться в безмолвном повиновении. Не лучшее время для прогулки»

Упражнение 2

Составьте предложение, используя следующие слова: звонок, и, ребята, школьный, урок, прозвенел, заторопились, на.

К какому типу речи относится получившееся предложение?

Ответы к упражнениям

Проверьте себя с помощью приведенных ниже ответов

Упражнение 1

Тип речи представленного текста – описание. Это видно по его композиции: автор сообщает, что утро было непогожим (дает общее представление); приводит детальное описание (перечисляет отдельные признаки); делает заключение (высказывает мнение). В тексте использовано большое количество прилагательных, присутствует сравнительный оборот.

Упражнение 2

Из заданных слов получится предложение: «Прозвенел школьный звонок, и ребята заторопились на урок». Тип речи: повествование. 

Популярные вопросы и ответы 

Отвечает Ольга Голубева, учитель русского языка и литературы МБУ «Гимназия №77» (г. Тольятти, Самарская область), эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе:

Как отличить тип речи повествование от рассуждения?

В русском языке выделяют три типа речи: описание, повествование, рассуждение. Когда мы читаем тексты, то, безусловно, фантазируем, воображаем, рисуем какие-то картины.

Обычно своим ученикам говорю, что повествование представлено в сказке «Репка». Если бы вы иллюстрировали сказку, то создали бы много рисунков. На первом дед репку сажает, на втором выросла большая репка, на третьем дед тянет репку и так далее.

Описание – всего лишь одна фотография или иллюстрация. Выгляните в окно. Перед вами одна статичная картинка, которую вы с легкостью можете описать.

А вот с текстом-рассуждением у вас ничего не получится. Не создадите ни одной иллюстрации.

Почему тему «Типы речи» изучают в 5-м классе?

Думаю, что о типах речи говорят и в начальной школе. В 5-м классе мы расширяем представление о типах речи, говорим о языковых средствах, о правилах построения текстов того или иного типа речи. Но самое главное – учим строить устное или письменное высказывание: пишем сочинения и изложения, отвечаем подробно на вопросы учителя (и это умение нужно не только на уроках русского языка).
 
Таким образом, получив основные представления о типах речи в начальной школе, пятиклассник углубляет свои знания, учится на практике применять их. Учащиеся обычно успешно справляются с сочинениями-повествованиями, описаниями, рассуждениями, особенно если даются интересные темы.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Типы речи»

​​​​​​​«Типы речи» – одна из самых непростых тем в курсе русского языка. Вопросы в экзаменационных материалах присутствуют. Девятиклассники на экзамене по русскому языку пишут сочинение-рассуждение, которое должно быть построено по четкой схеме: тезис – аргументы – вывод. Одиннадцатиклассники тоже пишут сочинение-рассуждение, но уже по более сложной композиционной схеме. Кроме того, нужно уметь отличать типы речи для успешного выполнения заданий №3 и №23 ЕГЭ.
КП
Реклама О проекте