Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали самые распространенные ошибки на ЕГЭ прошлого года и составили рекомендации для учителей, на какие темы стоит обратить внимание в 2025 году
Выпускники показали неожиданные результаты по русскому языку: наибольшие затруднения вызвала орфография. Большое количество ошибок школьники допустили в заданиях, связанных с чередующимися гласными и безударными гласными в корне слова, с согласными на стыке приставки и корня.
Как и в прошлом году, затруднения вызвали задания, направленные на функционально-смысловой анализ текста и на определение средств связи предложений в тексте. Последнее, кстати, влечет за собой возникновение проблем в сочинении, ведь выпускник, который не понимает, как связаны предложения, не сможет построить свой текст.
Самое сложное задание — это по-прежнему сочинение. Здесь ученики часто уходят в собственные размышления без опоры на приведенный текст или просто делают пересказ. Кроме того, выпускники часто забывают привести два обязательных примера для иллюстрации своих мыслей. По мнению экспертов, основной проблемой школьников в сочинении является снижение интереса к чтению, поскольку на формирование грамотности у учеников влияют не только школьные уроки, но и количество и качество прочитанных книг. К счастью, картина пока не совсем печальна.
Как сдали по русскому языку:
0-20 баллов | 0,37% |
21-40 баллов | 1,72% |
41-60 баллов | 19,67% |
61-80 баллов | 49,87% |
81-100 баллов | 28,36% |
ЕГЭ по математике бывает двух видов – базового и профильного. Первые задания в ЕГЭ профильного уровня несложные. Их выполняет от 80% выпускников. Основные проблемы начинаются с 8 задания.
Наибольшие затруднения вызвали задания, содержащие иррациональные выражения, и задания на вычисления производных. Кроме того, проверяющие столкнулись с тем, что подавляющее большинство школьников плохо решают неравенства любого типа – от дробно-рациональных до тригонометрических, от логарифмических до квадратных.
Традиционно геометрия является камнем преткновения для многих выпускников. Задания по геометрии повышенного уровня сложности имеют крайне низкий процент выполнения – всего 2,5% выпускников решают их верно.
Вызвала затруднение и экономическая задача. Причем часто из-за того, что невнимательно прочитали условие и требования к ответу и начали решать по отработанному шаблону. Видимо, пока вживую не столкнешься с кредитом, проценты правильно не посчитаешь.
Как сдали ЕГЭ по математике:
0-20 баллов | 4,62% |
21-40 баллов | 25,91% |
41-60 баллов | 25,38% |
61-80 баллов | 37,48% |
81-100 баллов | 6,60% |
Больше всего типичных ошибок ЕГЭ – в вопросах по зарубежной истории. Но и с нашей не всегда идеально. В истории России школьникам тяжело даются задания на знания деятельности исторических личностей. Если какие-то ключевые фигуры типа Дмитрия Донского, Ивана Грозного или Иосифа Сталина вопросов не вызывают, то про Даниила Галицкого или Всеволода Большое Гнездо школьники помнят только то, что они жили когда-то давно. А Александра Невского выпускники вернули в прошлое и заставили не одерживать победу над шведами в Невской битве, а биться не на жизнь, а на смерть на реке Калке.
К сожалению, у выпускников на обе ноги хромает хронология. Расположить главные операции в Великой Отечественной войне – задание кажется крепким орешком. С большим трудом школьники определяют города по географическому положению на картах прошлых веков.
Как сдали по истории:
0-20 баллов | 3,11% |
21-40 баллов | 17,94% |
41-60 баллов | 37,96% |
61-80 баллов | 27,20% |
81-100 баллов | 13,87% |
Основные ошибки связаны с деталями. Дети часто путают имена персонажей и места, где разворачивались события, забывают нюансы повествования, не могут соотнести произведения с автором, а литературных героев — с их известными репликами.
Суровая действительность нашего времени – дети не читают книг. В связи с этим они боятся в сочинении поднимать проблему: когда под ногами нет твердого покрытия в виде знания материала, очень сложно не допустить фактических ошибок. Основная масса выпускников выбирают для своего сочинения тексты первой половины XIX века или первой половины XX века. Однако 10,5% школьников не приступали к написанию сочинения. Этот печальный факт показывает, что они либо не читают совсем, либо не умеют анализировать текст.
Проблема школьного литературного образования — низкий уровень читательской культуры, узкий литературный кругозор, неглубокое понимание текстов. Выпускники недостаточно владеют культурой речи, а это затрудняет написание качественного сочинения. Нередко школьники вместо полного текста читают краткий пересказ или же смотрят экранизации и театральные постановки. Сегодня это общекультурная проблема, констатируют эксперты.
Как сдали ЕГЭ по литературе:
0-40 баллов | 9% |
41-60 баллов | 29% |
61-80 баллов | 42% |
81-100 баллов | 20% |
Нас ждет поколение юристов и экономистов – выпускники прекрасно справились с ЕГЭ по обществознанию. Базовые задания не вызвали затруднений у подавляющего большинства школьников: по сравнению со своими предшественниками ребята лучше выполняют задания на права и свободы человека и гражданина, на поиск социальной информации, на экономические системы, религию, мораль и искусство.
Однако экзамен показывает также то, что школьники выходят во взрослую жизнь абсолютно не социализированными и не готовыми к связям с обществом: они плохо понимают суть системы налогообложения, не знают правил установления трудовых отношений, почти не знакомы с юридической ответственностью, плохо понимают банковскую тематику, почти ничего не знают о конституционном строе. Плохим признаком стало еще и то, что в заданиях с развернутым ответом ученики не привлекают свои знания по другим предметам.
Как сдали ЕГЭ по обществознанию:
0-22 | 19,3% |
23-80 | 71% |
81-100 | 9,7% |
ЕГЭ по биологии, как правило, выбирают будущие врачи или учителя: это сложный экзамен, и подготовиться к нему действительно непросто. Буквально каждая тема может вызвать затруднения.
Наибольшие проблемы вызвали задания по научным методам познания – с ними справились всего 5% сдающих. Также сложно детям дается селекция – но с другой стороны, не всем же Мичуриными быть. Чуть лучше дела обстоят с цитологией: школьники в целом понимают строение клеток, устанавливают связь строения и функций клетки и хорошо ладят с ДНК. Еще лучше дела обстоят с темами, связанными с организмом как биологической системой. Дети показывают хорошие знания и умения анализировать. А вот по здоровью человека у школьников возникло много сложностей: например, ученики плохо справились с заданием, где надо было дополнить схему глаза, или с заданием, связанным с движением углекислого газа по кровеносной системе. Но в целом картина, скорее, оптимистичная, чем пессимистичная.
0-35 баллов | 16,20% |
36-60 баллов | 53,60% |
61-80 баллов | 26,60% |
81-100 баллов | 3,60% |
К сожалению, год стал годом глупых ошибок на ЕГЭ по географии: кто-то спутал широту и долготу, кто-то неправильно прочитал инструкцию, кто-то неправильно посчитал масштаб, а кто-то не обратил внимание на полушарие.
Сложности вызывают задачи, связанные с анализом и оценкой территорий на взаимосвязь природных объектов и процессов. Не все понимают, от чего зависит количество осадков, и не все могут определить климат по климатограммам.
0-20 баллов | 0,96% |
21-40 баллов | 8,07% |
41-60 баллов | 41,48% |
61-80 баллов | 37,78% |
81-100 баллов | 11,71% |
Средний балл по физике — 63,21. В прошлом году он равнялся 54,11. Это свидетельствует о том, что уровень знаний физики у учеников растет. Наибольшее затруднение вызывают задания, связанные с электродинамикой, – их делают 48% выпускников. Чуть лучше ситуация обстоит с квантовой физикой, термодинамикой и механикой – их делают от 54% до 58% учащихся.
Особое затруднение в этом году выпускники испытали при чтении графиков. С подобными заданиями обычного уровня сложности справились около 40% выпускников, а повышенного уровня сложности – всего 13%.
Как обычно, сложными оказались задания по астрофизике. Прямо хоть в детских мультфильмах рассказывай об астероидах, чтобы информация впитывалась и ее отсутствие не приносило столько проблем на экзамене. Всего 12% выпускников справились с астрофизикой.
То ли смеяться, то ли плакать учителям физики приходится от того, что их подопечные допускают кучу ошибок в математических расчетах: то ньютоны в микроньютоны неправильно переведут, то запутаются с переводом температур в Кельвины.
Кроме того, многие выпускники не умеют работать с базовыми приборами — манометром и амперметром, и не понимают, как правильно снимать с них показания.
0-36 | 5,65% |
37-80 | 85,81% |
81-100 | 8,54% |
С базовыми понятиями из школьного курса химии у учеников проблем не возникло. Большинство выпускников знают, как устроен атом, и могут сравнить атомы разных веществ. Понимают, что такое валентность и степени окисления.
Выпускники показали в целом хорошие знания базовых понятий неорганической химии. Проблемы вызвали только электроотрицательность и задания, связанные с ковалентной химической связью. А вот органическая химия оказалась не по зубам части выпускников. Наибольшее количество ошибок школьники допустили в заданиях по теории строения органических соединений, в определении свойств спиртов и азотсодержащих соединений. Это говорит о том, что выпускники не понимают, что может быть с веществами в тех или иных условиях.
Кроме того, ЕГЭ по химии года показал, что выпускники мало склонны к анализу химических веществ. Грубо говоря, школьники заучили пласт информации, а шаг влево или вправо – и они теряются в тумане, не зная, с какой стороны подойти к заданию.
0-20 баллов | 8,15% |
21-40 баллов | 16,50% |
41-60 баллов | 34,05% |
61-80 баллов | 26,97% |
81-100 баллов | 14,33% |
Грустная тенденция с неумением школьников программировать продолжается. Понятно, что программист – это востребованная и денежная профессия, но если к этому нет склонности, стоит ли мучиться?
В работвх выпускников обнаружено большое количество проблем при выполнении заданий как на написание программ, так и на обыкновенное умение анализировать программы. Кроме того, школьники плохо справились с заданиями на базовые принципы адресации в компьютерной сети, умение подсчитывать объем сообщения, умение работать с логическими выражениями, а также задачи на рекурсию.
Часто выпускники делают и простые арифметические ошибки, плохо читают условия задания и мало внимания уделяют самопроверке работы.
Если печальная тенденция получит продолжение, через пару десятилетий мы увидим поколение, которое не то что игру не сможет запустить, но и диспетчер задач без посторонней помощи не вызовет.
0-40 | 10,36% |
41-60 | 78,10% |
61-100 | 11,54% |
Наиболее популярным иностранным языком является английский – доля школьников, желающих сдать экзамен по нему, растет с каждым годом. Приятной неожиданностью стало то, что в этом году школьники лучше, чем в прошлом, справились с заданиями с развернутым ответом – обычно мы видим противоположный результат. Эксперты связывают это с тем, что теперь ученик может выбрать тему, которая ему ближе.
Однако письмо остается слабым местом у выпускников – школьники не обладают достаточным уровнем коммуникативных компетенций и метапредметных умений. В общем, не очень хорошо у них с универсальными знаниями.
0-20 баллов | 0,80% |
21-40 баллов | 5,57% |
41-60 баллов | 18,30% |
61-80 баллов | 40,33% |
81-100 баллов | 35,00% |
Вера Владимировна Краснова, учитель математики высшей квалификационной категории Сергиево-Посадского физико-математического лицея:
– Участники ЕГЭ по математике профильного уровня продемонстрировали высокие результаты по темам «Уравнения и неравенства», «Функции», «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», «Геометрия». Более низкий показатель был при выполнении заданий по разделу «Начала математического анализа».
Финансовая задача ЕГЭ этого года была классической. Отработав основные навыки в течение года, выпускники успешно справились с предложенной задачей. Тем учащимся, которым до сих пор не удается научиться решать задачи такого типа, можно порекомендовать более детально рассмотреть понятия «Вклады», «Кредиты», задачи на оптимальный выбор и максимизацию прибыли.
Задания с параметрами традиционно являются заданиями высокого уровня сложности и требуют высокой степени математической культуры, формирование которого происходит на протяжении всего периода обучения.
Низкая успешность решения стереометрической задачи свидетельствует о несформированности пространственного мышления у учащихся. Надо обращать внимание на развитие геометрической интуиции, умение работать с чертежом и анализировать базовые геометрические модели.
Общими причинами ошибок выпускников являются незнание основных формул тригонометрии, неумение применять свойства степеней, корней и логарифма при упрощении выражений. Традиционными являются вычислительные ошибки. Задания, требующие преобразований более сложных выражений, применение равносильных переходов, знание метода рационализации, являются наиболее сложными для выпускников и требуют систематического повторения, регулярного решения задач по этим темам.
Ученикам с низким уровнем подготовки надо обратить внимание на отработку вычислительных навыков и алгоритмов решения стандартных задач.
Ученикам базового уровня подготовки можно порекомендовать более прочное и глубокое освоение основного курса математики. Целью таких учащихся должно стать безошибочное выполнение тестовой части.
Ученики повышенного уровня подготовки – это абитуриенты ведущих технических вузов. Эти ребята демонстрируют хорошие результаты по алгебраическим заданиям. Решаемость геометрических задач повышенного уровня сложности остается низкой. Поэтому углубление в алгебраические, геометрические, экономические и задачи с параметрами должно принести положительный результат этим выпускникам.
Группа выпускников высокого уровня подготовки – это выпускники физико-математических классов. Ребята показывают традиционно высокие результаты. Им особое внимание надо уделять процессу поиска решений, грамотному применению теории, логической обоснованности доказательств и оформлению задач высокого уровня сложности.