Типичные ошибки на ЕГЭ в 2025 году

Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали самые распространенные ошибки на ЕГЭ прошлого года и составили рекомендации для учителей, на какие темы стоит обратить внимание в 2025 году

Типичные ошибки на ЕГЭ. Фото: globallookpress.com
Вера Краснова Учитель математики высшей квалификационной категории Ксения Конюхова Автор КП

Русский язык

Выпускники показали неожиданные результаты по русскому языку: наибольшие затруднения вызвала орфография. Большое количество ошибок школьники допустили в заданиях, связанных с чередующимися гласными и безударными гласными в корне слова, с согласными на стыке приставки и корня.

Как и в прошлом году, затруднения вызвали задания, направленные на функционально-смысловой анализ текста и на определение средств связи предложений в тексте. Последнее, кстати, влечет за собой возникновение проблем в сочинении, ведь выпускник, который не понимает, как связаны предложения, не сможет построить свой текст.

Самое сложное задание — это по-прежнему сочинение. Здесь ученики часто уходят в собственные размышления без опоры на приведенный текст или просто делают пересказ. Кроме того, выпускники часто забывают привести два обязательных примера для иллюстрации своих мыслей. По мнению экспертов, основной проблемой школьников в сочинении является снижение интереса к чтению, поскольку на формирование грамотности у учеников влияют не только школьные уроки, но и количество и качество прочитанных книг. К счастью, картина пока не совсем печальна.

Как сдали по русскому языку:

0-20 баллов0,37%
21-40 баллов1,72%
41-60 баллов19,67%
61-80 баллов49,87%
81-100 баллов28,36%

Математика

ЕГЭ по математике бывает двух видов – базового и профильного. Первые задания в ЕГЭ профильного уровня несложные. Их выполняет от 80% выпускников. Основные проблемы начинаются с 8 задания.

Наибольшие затруднения вызвали задания, содержащие иррациональные выражения, и задания на вычисления производных. Кроме того, проверяющие столкнулись с тем, что подавляющее большинство школьников плохо решают неравенства любого типа – от дробно-рациональных до тригонометрических, от логарифмических до квадратных.

Традиционно геометрия является камнем преткновения для многих выпускников. Задания по геометрии повышенного уровня сложности имеют крайне низкий процент выполнения – всего 2,5% выпускников решают их верно.

Вызвала затруднение и экономическая задача. Причем часто из-за того, что невнимательно прочитали условие и требования к ответу и начали решать по отработанному шаблону. Видимо, пока вживую не столкнешься с кредитом, проценты правильно не посчитаешь.

Как сдали ЕГЭ по математике:

0-20 баллов4,62%
21-40 баллов25,91%
41-60 баллов25,38%
61-80 баллов37,48%
81-100 баллов6,60%

История

Больше всего типичных ошибок ЕГЭ – в вопросах по зарубежной истории. Но и с нашей не всегда идеально. В истории России школьникам тяжело даются задания на знания деятельности исторических личностей. Если какие-то ключевые фигуры типа Дмитрия Донского, Ивана Грозного или Иосифа Сталина вопросов не вызывают, то про Даниила Галицкого или Всеволода Большое Гнездо школьники помнят только то, что они жили когда-то давно. А Александра Невского выпускники вернули в прошлое и заставили не одерживать победу над шведами в Невской битве, а биться не на жизнь, а на смерть на реке Калке.

К сожалению, у выпускников на обе ноги хромает хронология. Расположить главные операции в Великой Отечественной войне – задание кажется крепким орешком. С большим трудом школьники определяют города по географическому положению на картах прошлых веков.

Как сдали по истории:

0-20 баллов3,11%
21-40 баллов17,94%
41-60 баллов37,96%
61-80 баллов27,20%
81-100 баллов13,87%

Литература

Основные ошибки связаны с деталями. Дети часто путают имена персонажей и места, где разворачивались события, забывают нюансы повествования, не могут соотнести произведения с автором, а литературных героев — с их известными репликами.

Суровая действительность нашего времени – дети не читают книг. В связи с этим они боятся в сочинении поднимать проблему: когда под ногами нет твердого покрытия в виде знания материала, очень сложно не допустить фактических ошибок. Основная масса выпускников выбирают для своего сочинения тексты первой половины XIX века или первой половины XX века. Однако 10,5% школьников не приступали к написанию сочинения. Этот печальный факт показывает, что они либо не читают совсем, либо не умеют анализировать текст.

Проблема школьного литературного образования — низкий уровень читательской культуры, узкий литературный кругозор, неглубокое понимание текстов. Выпускники недостаточно владеют культурой речи, а это затрудняет написание качественного сочинения. Нередко школьники вместо полного текста читают краткий пересказ или же смотрят экранизации и театральные постановки. Сегодня это общекультурная проблема, констатируют эксперты.

Как сдали ЕГЭ по литературе:

0-40 баллов9%
41-60 баллов29%
61-80 баллов42%
81-100 баллов20%

Обществознание

Нас ждет поколение юристов и экономистов – выпускники прекрасно справились с ЕГЭ по обществознанию. Базовые задания не вызвали затруднений у подавляющего большинства школьников: по сравнению со своими предшественниками ребята лучше выполняют задания на права и свободы человека и гражданина, на поиск социальной информации, на экономические системы, религию, мораль и искусство.

Однако экзамен показывает также то, что школьники выходят во взрослую жизнь абсолютно не социализированными и не готовыми к связям с обществом: они плохо понимают суть системы налогообложения, не знают правил установления трудовых отношений, почти не знакомы с юридической ответственностью, плохо понимают банковскую тематику, почти ничего не знают о конституционном строе. Плохим признаком стало еще и то, что в заданиях с развернутым ответом ученики не привлекают свои знания по другим предметам.

Как сдали ЕГЭ по обществознанию:

0-2219,3%
23-8071%
81-1009,7%

Биология

ЕГЭ по биологии, как правило, выбирают будущие врачи или учителя: это сложный экзамен, и подготовиться к нему действительно непросто. Буквально каждая тема может вызвать затруднения.

Наибольшие проблемы вызвали задания по научным методам познания – с ними справились всего 5% сдающих. Также сложно детям дается селекция – но с другой стороны, не всем же Мичуриными быть. Чуть лучше дела обстоят с цитологией: школьники в целом понимают строение клеток, устанавливают связь строения и функций клетки и хорошо ладят с ДНК. Еще лучше дела обстоят с темами, связанными с организмом как биологической системой. Дети показывают хорошие знания и умения анализировать. А вот по здоровью человека у школьников возникло много сложностей: например, ученики плохо справились с заданием, где надо было дополнить схему глаза, или с заданием, связанным с движением углекислого газа по кровеносной системе. Но в целом картина, скорее, оптимистичная, чем пессимистичная.

0-35 баллов16,20%
36-60 баллов53,60%
61-80 баллов26,60%
81-100 баллов3,60%

География

К сожалению, год стал годом глупых ошибок на ЕГЭ по географии: кто-то спутал широту и долготу, кто-то неправильно прочитал инструкцию, кто-то неправильно посчитал масштаб, а кто-то не обратил внимание на полушарие.

Сложности вызывают задачи, связанные с анализом и оценкой территорий на взаимосвязь природных объектов и процессов. Не все понимают, от чего зависит количество осадков, и не все могут определить климат по климатограммам.

0-20 баллов0,96%
21-40 баллов8,07%
41-60 баллов41,48%
61-80 баллов37,78%
81-100 баллов11,71%

Физика

Средний балл по физике — 63,21. В прошлом году он равнялся 54,11. Это свидетельствует о том, что уровень знаний физики у учеников растет. Наибольшее затруднение вызывают задания, связанные с электродинамикой, – их делают 48% выпускников. Чуть лучше ситуация обстоит с квантовой физикой, термодинамикой и механикой – их делают от 54% до 58% учащихся.

Особое затруднение в этом году выпускники испытали при чтении графиков. С подобными заданиями обычного уровня сложности справились около 40% выпускников, а повышенного уровня сложности – всего 13%.

Как обычно, сложными оказались задания по астрофизике. Прямо хоть в детских мультфильмах рассказывай об астероидах, чтобы информация впитывалась и ее отсутствие не приносило столько проблем на экзамене. Всего 12% выпускников справились с астрофизикой.

То ли смеяться, то ли плакать учителям физики приходится от того, что их подопечные допускают кучу ошибок в математических расчетах: то ньютоны в микроньютоны неправильно переведут, то запутаются с переводом температур в Кельвины.

Кроме того, многие выпускники не умеют работать с базовыми приборами — манометром и амперметром, и не понимают, как правильно снимать с них показания.

0-365,65%
37-8085,81%
81-1008,54%
это интересно
Расписание ЕГЭ
Когда проводятся досрочный, основной и дополнительный периоды сдачи выпускных экзаменов
подробнее

Химия

С базовыми понятиями из школьного курса химии у учеников проблем не возникло. Большинство выпускников знают, как устроен атом, и могут сравнить атомы разных веществ. Понимают, что такое валентность и степени окисления.

Выпускники показали в целом хорошие знания базовых понятий неорганической химии. Проблемы вызвали только электроотрицательность и задания, связанные с ковалентной химической связью. А вот органическая химия оказалась не по зубам части выпускников. Наибольшее количество ошибок школьники допустили в заданиях по теории строения органических соединений, в определении свойств спиртов и азотсодержащих соединений. Это говорит о том, что выпускники не понимают, что может быть с веществами в тех или иных условиях.

Кроме того, ЕГЭ по химии года показал, что выпускники мало склонны к анализу химических веществ. Грубо говоря, школьники заучили пласт информации, а шаг влево или вправо – и они теряются в тумане, не зная, с какой стороны подойти к заданию.

0-20 баллов8,15%
21-40 баллов16,50%
41-60 баллов34,05%
61-80 баллов26,97%
81-100 баллов14,33%

Информатика

Грустная тенденция с неумением школьников программировать продолжается. Понятно, что программист – это востребованная и денежная профессия, но если к этому нет склонности, стоит ли мучиться?

В работвх выпускников обнаружено большое количество проблем при выполнении заданий как на написание программ, так и на обыкновенное умение анализировать программы. Кроме того, школьники плохо справились с заданиями на базовые принципы адресации в компьютерной сети, умение подсчитывать объем сообщения, умение работать с логическими выражениями, а также задачи на рекурсию.

Часто выпускники делают и простые арифметические ошибки, плохо читают условия задания и мало внимания уделяют самопроверке работы.

Если печальная тенденция получит продолжение, через пару десятилетий мы увидим поколение, которое не то что игру не сможет запустить, но и диспетчер задач без посторонней помощи не вызовет.

0-4010,36%
41-6078,10%
61-10011,54%

Иностранные языки

Наиболее популярным иностранным языком является английский – доля школьников, желающих сдать экзамен по нему, растет с каждым годом. Приятной неожиданностью стало то, что в этом году школьники лучше, чем в прошлом, справились с заданиями с развернутым ответом – обычно мы видим противоположный результат. Эксперты связывают это с тем, что теперь ученик может выбрать тему, которая ему ближе.

Однако письмо остается слабым местом у выпускников – школьники не обладают достаточным уровнем коммуникативных компетенций и метапредметных умений. В общем, не очень хорошо у них с универсальными знаниями.

0-20 баллов0,80%
21-40 баллов5,57%
41-60 баллов18,30%
61-80 баллов40,33%
81-100 баллов35,00%

Мнение эксперта

Вера Владимировна Краснова, учитель математики высшей квалификационной категории Сергиево-Посадского физико-математического лицея:

– Участники ЕГЭ по математике профильного уровня продемонстрировали высокие результаты по темам «Уравнения и неравенства», «Функции», «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», «Геометрия». Более низкий показатель был при выполнении заданий по разделу «Начала математического анализа».

Финансовая задача ЕГЭ этого года была классической. Отработав основные навыки в течение года, выпускники успешно справились с предложенной задачей. Тем учащимся, которым до сих пор не удается научиться решать задачи такого типа, можно порекомендовать более детально рассмотреть понятия «Вклады», «Кредиты», задачи на оптимальный выбор и максимизацию прибыли.

Задания с параметрами традиционно являются заданиями высокого уровня сложности и требуют высокой степени математической культуры, формирование которого происходит на протяжении всего периода обучения.

Низкая успешность решения стереометрической задачи свидетельствует о несформированности пространственного мышления у учащихся. Надо обращать внимание на развитие геометрической интуиции, умение работать с чертежом и анализировать базовые геометрические модели.

Общими причинами ошибок выпускников являются незнание основных формул тригонометрии, неумение применять свойства степеней, корней и логарифма при упрощении выражений. Традиционными являются вычислительные ошибки. Задания, требующие преобразований более сложных выражений, применение равносильных переходов, знание метода рационализации, являются наиболее сложными для выпускников и требуют систематического повторения, регулярного решения задач по этим темам.

Ученикам с низким уровнем подготовки надо обратить внимание на отработку вычислительных навыков и алгоритмов решения стандартных задач.

Ученикам базового уровня подготовки можно порекомендовать более прочное и глубокое освоение основного курса математики. Целью таких учащихся должно стать безошибочное выполнение тестовой части.

Ученики повышенного уровня подготовки – это абитуриенты ведущих технических вузов. Эти ребята демонстрируют хорошие результаты по алгебраическим заданиям. Решаемость геометрических задач повышенного уровня сложности остается низкой. Поэтому углубление в алгебраические, геометрические, экономические и задачи с параметрами должно принести положительный результат этим выпускникам.

Группа выпускников высокого уровня подготовки – это выпускники физико-математических классов. Ребята показывают традиционно высокие результаты. Им особое внимание надо уделять процессу поиска решений, грамотному применению теории, логической обоснованности доказательств и оформлению задач высокого уровня сложности.

КП
Реклама О проекте