ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Как связаны сборы чемодана и хранение кастрюль с теорией решения изобретательских задач? Разберемся вместе с экспертом, что такое ТРИЗ, как он помогает в жизни и почему ТРИЗовцы никогда не унывают

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Ольга Шилкина ТРИЗ-педагог, педагог-психолог

Далеко не каждый в детстве мечтал стать изобретателем. Но помните, как в играх мы заменяли деньги листиками ближайшего дерева и просили маму скинуть из окна мячик, чтобы не подниматься по лестнице? Все эти выдумки – это уже решение изобретательских задач! Давайте разберемся, кто и зачем систематизировал знания о принципах изобретательства, как научить детей ТРИЗу и почему эти умения полезны и взрослым.

Что такое ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это система знаний об изобретательстве и набор творческих методов решения сложных задач. ТРИЗ помогает усовершенствовать имеющееся или создавать новое путем нахождения и разрешения противоречий.

Сегодня это уже не только теория, но и особое мировоззрение. Для ТРИЗовцев не существует неразрешимых задач, есть только такие проблемы, для которых идеальное решение еще не найдено.

Кто является автором ТРИЗ

В середине XX века советский инженер Генрих Альтшуллер, известный еще и как писатель-фантаст Генрих Альтов, начал изучать способы и приемы, используемые изобретателями. Для этого он проанализировал десятки тысяч патентов, выделяя закономерности в решении задач и генерации идей.

Составив список из 40 приемов, автор создал алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и начал продвигать свою теорию в массы. В течение последующих 50 лет он сам проводил занятия и практические семинары по ТРИЗ, а теперь этим занимаются сотни его последователей по всему миру.

Полезная информация о ТРИЗ

ТРИЗ пригодится не только изобретателям и инженерамС помощью теории Альтшуллера можно решать бытовые задачи, вплоть до нахождения оптимального способа приготовить комплексный обед.
Существует упрощенный вариант ТРИЗ для детейОн называется ДАРИЗ и опубликован Е. Л. Пчелкиной в 2010 году.
В России есть ассоциация разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ (РА ТРИЗ)Ее официальный сайт ratriz.ru. Там публикуют методические материалы, новости и списки аттестованных педагогов ТРИЗ, анонсируются тематические события.
Для детей и взрослых проводятся конкурсы и олимпиады по ТРИЗИнформация о них публикуется на сайте РА ТРИЗ.

Что такое ДАРИЗ

В 2010 году Екатерина Львовна Пчелкина выбрала 15 понятных для детей приемов из взрослого ТРИЗ и создала ДАРИЗ (детский алгоритм решения изобретательских задач). Он подходит для изучения с малышами от четырех лет, а шаги от постановки проблемы к ее решению ребенок проходит вместе с придуманными автором героями-помощниками.

ДАРИЗ не только помогает детям решать задачи, но и учит тому, что с любой проблемой можно справиться, если подойти к ней с умом. Ребята, знакомые с этим алгоритмом, не унывают по пустякам и видят в жизненных трудностях не повод для печали, а очередной вызов их смекалке и сообразительности.

Как писала автор ДАРИЗ о детях: «Надеюсь, что эта методика … будет способствовать развитию у них находчивости, сообразительности, любознательности и наблюдательности … вселит уверенность в свои силы и повысит мотивацию к обучению».

это интересно
Развитие творческих способностей у детей
Как понять, какой талант есть у ребенка, и раскрыть его творческий потенциал
подробнее

Этапы решения задачи в ТРИЗ

И во взрослом, и в детском варианте ТРИЗ задачи решаются по одному и тому же алгоритму:

  1. Определение проблемы. Чтобы заняться решением проблемы, нужно для начала узнать о ее существовании.
  2. Нахождение противоречий. В любой задаче находим так называемую конфликтующую пару: те условия, которые мешают выполнению друг друга. Например: для удобства хозяйке нужно иметь на кухне не меньше пяти кастрюль разного размера, но такое количество посуды не помещается в обычный небольшой шкафчик.
  3. Применение приемов ТРИЗ для нахождения всех возможных решений задачи. О приемах подробнее расскажем далее, а здесь приведем несколько найденных решений. Можно покупать такие кастрюли, которые легко вкладываются одна в другую, занимая намного меньше места. Или купить шкаф побольше. Или вообще перестать готовить дома и заказывать еду из ресторанов, тогда и кастрюли не нужны!
  4. Нахождение идеального конечного результата (ИКР). Это такое решение, в котором нет необходимости в дополнительных ресурсах: внешних источниках питания, механизмах, времени, трудозатратах и прочем. То есть нужный результат должен получиться как бы «сам по себе», да еще и без появления нежелательных последствий. В нашем случае наименее затратный способ – складывать уже имеющие кастрюли стопкой, постаравшись вложить одну в другую.
  5. Если ИКР достичь невозможно, то выбирается наиболее близкий к нему вариант решения.

Приемы ТРИЗ для детей

В детском алгоритме решения изобретательских задач 15 приемов, подходящих для разного возраста. Рассмотрим те, которые легко можно использовать в повседневных играх с ребенком.

Прием «Дробление»

Первый прием из списка, созданного Альтшуллером, используется и для занятий с детьми.

Суть этого приема в том, чтобы разделить рассматриваемый объект на независимые части, выполняющие те же функции, или сделать его разборным.

Пример использования такого приема в изобретении – современные светофоры. В них каждый цветной фонарь состоит из множества светодиодов, не зависящих друг от друга. Даже если один сломается, остальные продолжат подавать нужный сигнал.

Прием «Объединение»

В противоположность дроблению объединение – это создание сборного объекта из нескольких или одновременное выполнение похожих действий.

Многие видели в магазинах толстые шариковые ручки, внутри которых находятся сразу несколько цветных стержней, переключаемых маленькими кнопками. В начале нулевых они были особенно популярны, а сейчас мода на них возвращается. Эти ручки – яркий пример использования «объединения».

Прием «Заранее подложенная подушка»

Знал бы, где упаду – соломки бы подстелил! Вот и ТРИЗовцы придумали заранее продумывать действия и вещи, которые помогут в случае поломки или аварии.

Шлемы и наколенники для любителей экстремального спорта, системы пожаротушения и даже функция автоматического сохранения в компьютерных играх – это те самые «заранее подложенные подушки».

Прием «Матрешка» 

Вернемся к нашей домохозяйке, у которой кастрюли не помещаются в кухонный шкаф. Если она решит покупать кастрюли, которые помещаются одна в другую, значит, применит прием, называемый в ТРИЗ «Матрешка». Другой вариант его использования – помещать один объект в полость другого. Например, когда вы собираетесь в путешествие и кладете мелкие вещи вроде носков в голенище сапога для экономии места в чемодане.

это интересно
Как научить ребенка скорочтению
Проверенные методики для детей всех возрастов
подробнее

Прием «Наоборот»

А что, если действовать от противного? Не в том смысле, что искать решение должен кто-то противный, а обратить имеющиеся недостатки в достоинства! Или начать двигать недвижимость.

Так поступили, например, герои книги А. Гина. Там царь увидел красивую дубраву и пожелал, чтобы эти дубы росли возле его дворца. Но как перенести целый лес? Взяли слуги да и поступили наоборот: построили царю новый дворец на опушке той самой дубравы.

Игры ТРИЗ

Для обучения детей ТРИЗу существую специальные игры. В интернете можно найти множество книг и карточек под названием «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста». Большинство из них словесные, поэтому можно играть в машине, в очереди или просто на прогулке.

Игра «Хорошо-плохо»

Одна из самых популярных игр, которая готовит детей к восприятию методов ДАРИЗ и ТРИЗ. В этой игре нужно для заданного предмета или действия найти положительные и отрицательные стороны.

Возьмем для примера действие – просмотр документальных фильмов о природе.

Хорошо: можно получить новые знания.

Плохо: может испортиться зрение.

Хорошо: пока ребенок смотрит фильм, мама может заняться своими делами.

Плохо: некоторые фильмы о животных довольно жестоки, в них запечатлен процесс охоты хищников.

Игра «Что умеет делать?»

Название игры говорит само за себя: нужно вместе с ребенком определить все функции предмета, даже самые неочевидные.

Попробуйте самостоятельно придумать хотя бы пять способов применения для обычной стеклянной бутылки, прежде чем читать дальше.

Мы придумали такие варианты:

  • Конечно, в ней можно хранить жидкости.
  • А можно использовать и для сыпучих вещей: крупы, сахара или стирального порошка.
  • Бутылкой легко раскатывать тесто на пирожки и пельмени.
  • Из нескольких бутылок с водой получится музыкальный инструмент.
  • А в редких случаях бутылка поможет даже для самообороны.

Игра «Дразнилка»

Кто в детстве не придумывал друзьям и недругам разные прозвища? А теперь можно этим заняться в игре!

Цель в том, чтобы подобрать как можно больше названий для объекта, используя его свойства с добавлением суффиксов: «-чек»/«-чка», «-лка», «-ще».

Объясним на примерах.

Собака: тявкалка, за ухом чесалка, под дождем гулялка, с грязными лапами на кровать забиралочка.

Тикток: залипалище, время отбиралочка, гляделка, нескучалка, селфи выкладывалочка.

Задачи ТРИЗ

Попробуем решить пару бытовых задач, используя методы ТРИЗ.

Задача «Покорми кота» 

Допустим, мы собрались уехать на несколько дней на дачу или к бабушке в деревню. Но кто же будет кормить нашего любимого рыжего котика? Если насыпать ему целый тазик корма, он съест его за первый день, и ему станет плохо.

Сформулируем противоречивые условия.

  1. Мы уедем, и некому будет выдавать коту корм порциями.
  2. Насыпать сразу все нельзя.

Идеальный конечный результат в данном случае – корм сам насыпается понемногу в течение дня.

Возможные решения:

  • Приобрести автоматическую кормушку, которая будет выдавать корм порциями. Дорогостоящий вариант.
  • Попросить соседку делать то же самое. Но придется давать почти незнакомому человеку ключи от своей квартиры.
  • Можно купить несколько маленьких пакетиков корма и спрятать их в разных местах. Коту потребуется время, чтобы найти каждый пакетик и добыть из него корм. Но никто не гарантирует, что он вообще сможет это сделать.

Задача «Мальчик-с-пальчик»

Помните, у Шарля Перро в сказке герой помечал дорогу белыми камушками? Но носить с собой постоянно большое количество камней тяжело и неудобно. Как еще можно помечать дорогу в походе за грибами или на лесной прогулке?

Составим противоречие:

  1. Чтобы найти дорогу домой, нужно по пути делать отметки.
  2. Носить с собой много камней неудобно.

ИКР: дорога будет помечаться сама собой, без нашего участия. Хорошо бы при этом еще и не наносить вреда природе.

Придумаем несколько решений:

  • Наносить пометки на кору деревьев или надламывать ветки. Заметно, но мы ведь не хотим вредить лесу.
  • Привязывать на ветки яркие ленточки. Носить моток ленты, конечно, намного легче, чем камни. Но завязывать узелки каждые 10-15 метров очень долго и неудобно.
  • Носить с собой школьный мелок и ставить крестики или даже стрелочки на коре. Легко, не вредит природе и довольно заметно. Помешать может только сильный дождь, но можно применить метод «заранее подложенной подушки». Например, наносить знаки под толстыми ветками, куда дождь не попадет. Не ИКР, конечно, но близко к нему.
это интересно
Как быстро выучить таблицу умножения
Легкие способы, которые помогут разобраться в вычислениях
подробнее

Отзывы экспертов о теории решения изобретательских задач

Ольга Алексеевна Шилкина, руководитель Школы мышления «Арбитрика» (Санкт-Петербург), ТРИЗ-педагог, методист, педагог-психолог:

Результаты занятий по ТРИЗ не всегда можно наглядно и в цифрах представить родителям, как, например, при обучении чтению, счету или письму. Однако чуткие родители быстро заметят изменения. 

Первые маячки: у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, повышается любознательность и открытость к новому. ТРИЗ способствует развитию системного, наглядно-образного, причинно-следственного мышления.

Помимо развития памяти и воображения, занятия ТРИЗ способствуют преодолению застенчивости, замкнутости, робости. Детки учатся отстаивать свою точку зрения, а при попадании в трудные ситуации – самостоятельно находить оригинальные решения.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ольга Шилкина:

Как внедряют ТРИЗ в детские сады?

Для восприятия концепций, изучаемых в ТРИЗ, необходимы определенные строгость и абстрактность мышления. Это обусловлено тем, что нам нужно перейти от повседневного, бытового языка к ТРИЗовскому – функциональному. Абстрактное мышление формируется уже в школьном возрасте, поэтому нет смысла пытаться «натаскать» дошкольника на работу со сложными ТРИЗовскими понятиями. Гораздо полезнее в этом возрасте уделить внимание блоку РТВ – развитию творческого воображения. Есть огромное количество игр и упражнений, которые мягко подготовят ребенка к восприятию ДАРИЗ – детского алгоритма решения изобретательских задач, автором которого является Е. Л. Пчелкина.

Также дошкольникам будет полезно изучить приемы фантазирования на примере знакомых и понятных им ситуаций. Очень благодатная для этого почва – детская литература, в том числе и собственного сочинения. Главное, чтобы педагог или родитель были настроены на создание творческой среды для развития малыша!

Какие есть книги по ТРИЗ?

Все зависит от целей, которые вы преследуете. Я могу выделить несколько категорий: книги для детей, для родителей, для педагогов и для инженеров. Причем представителю любой категории будет интересно познакомиться с трудами самого создателя ТРИЗ – Генриха Сауловича Альтшуллера. Ведь он был не только изобретателем, но и писателем-фантастом. Генрих Альтов – именно под этим псевдонимом он написал произведения, до сих пор поражающие воображение детей и взрослых.

Также сейчас можно найти большое количество литературы о ТРИЗ, в том числе и современной. Но среди замечательных произведений настоящих ТРИЗовцев можно наткнуться на псевдонаучную литературу, имеющую мало общего с настоящей ТРИЗ. Так что рекомендую обращать внимание на то, кто является автором, и сначала узнать о его причастности к ТРИЗ.

Кто проводит занятия по ТРИЗу в школах?

На данный момент мало в каких государственных школах можно встретить ТРИЗ хотя бы в рамках дополнительного образования. Например, в Санкт-Петербурге можно найти занятия по ТРИЗ в домах детского творчества, и то не во всех.
 
Направление редкое, перспективное и вызывает большой интерес у родителей, которые думают о будущем своих детей. Но в нашем сообществе чувствуется колоссальная нехватка хороших ТРИЗ-педагогов. Это приводит к тому, что некоторые частные образовательные центры, стремясь удовлетворить запрос платежеспособных родителей, вводят в программу занятия ТРИЗ, не имея специалистов. А это приводит к профанации и искаженному представлению о ТРИЗ.

Крайне важно, чтобы педагог прошел обучение в одной или нескольких школах ТРИЗ (о них подробнее можно почитать на сайте Российской ассоциации ТРИЗ) и был аттестован, а также работал по качественной программе.
КП
Реклама О проекте