Как связаны сборы чемодана и хранение кастрюль с теорией решения изобретательских задач? Разберемся вместе с экспертом, что такое ТРИЗ, как он помогает в жизни и почему ТРИЗовцы никогда не унывают
Далеко не каждый в детстве мечтал стать изобретателем. Но помните, как в играх мы заменяли деньги листиками ближайшего дерева и просили маму скинуть из окна мячик, чтобы не подниматься по лестнице? Все эти выдумки – это уже решение изобретательских задач! Давайте разберемся, кто и зачем систематизировал знания о принципах изобретательства, как научить детей ТРИЗу и почему эти умения полезны и взрослым.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это система знаний об изобретательстве и набор творческих методов решения сложных задач. ТРИЗ помогает усовершенствовать имеющееся или создавать новое путем нахождения и разрешения противоречий.
Сегодня это уже не только теория, но и особое мировоззрение. Для ТРИЗовцев не существует неразрешимых задач, есть только такие проблемы, для которых идеальное решение еще не найдено.
В середине XX века советский инженер Генрих Альтшуллер, известный еще и как писатель-фантаст Генрих Альтов, начал изучать способы и приемы, используемые изобретателями. Для этого он проанализировал десятки тысяч патентов, выделяя закономерности в решении задач и генерации идей.
Составив список из 40 приемов, автор создал алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и начал продвигать свою теорию в массы. В течение последующих 50 лет он сам проводил занятия и практические семинары по ТРИЗ, а теперь этим занимаются сотни его последователей по всему миру.
ТРИЗ пригодится не только изобретателям и инженерам | С помощью теории Альтшуллера можно решать бытовые задачи, вплоть до нахождения оптимального способа приготовить комплексный обед. |
Существует упрощенный вариант ТРИЗ для детей | Он называется ДАРИЗ и опубликован Е. Л. Пчелкиной в 2010 году. |
В России есть ассоциация разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ (РА ТРИЗ) | Ее официальный сайт ratriz.ru. Там публикуют методические материалы, новости и списки аттестованных педагогов ТРИЗ, анонсируются тематические события. |
Для детей и взрослых проводятся конкурсы и олимпиады по ТРИЗ | Информация о них публикуется на сайте РА ТРИЗ. |
В 2010 году Екатерина Львовна Пчелкина выбрала 15 понятных для детей приемов из взрослого ТРИЗ и создала ДАРИЗ (детский алгоритм решения изобретательских задач). Он подходит для изучения с малышами от четырех лет, а шаги от постановки проблемы к ее решению ребенок проходит вместе с придуманными автором героями-помощниками.
ДАРИЗ не только помогает детям решать задачи, но и учит тому, что с любой проблемой можно справиться, если подойти к ней с умом. Ребята, знакомые с этим алгоритмом, не унывают по пустякам и видят в жизненных трудностях не повод для печали, а очередной вызов их смекалке и сообразительности.
Как писала автор ДАРИЗ о детях: «Надеюсь, что эта методика … будет способствовать развитию у них находчивости, сообразительности, любознательности и наблюдательности … вселит уверенность в свои силы и повысит мотивацию к обучению».
И во взрослом, и в детском варианте ТРИЗ задачи решаются по одному и тому же алгоритму:
В детском алгоритме решения изобретательских задач 15 приемов, подходящих для разного возраста. Рассмотрим те, которые легко можно использовать в повседневных играх с ребенком.
Первый прием из списка, созданного Альтшуллером, используется и для занятий с детьми.
Суть этого приема в том, чтобы разделить рассматриваемый объект на независимые части, выполняющие те же функции, или сделать его разборным.
Пример использования такого приема в изобретении – современные светофоры. В них каждый цветной фонарь состоит из множества светодиодов, не зависящих друг от друга. Даже если один сломается, остальные продолжат подавать нужный сигнал.
В противоположность дроблению объединение – это создание сборного объекта из нескольких или одновременное выполнение похожих действий.
Многие видели в магазинах толстые шариковые ручки, внутри которых находятся сразу несколько цветных стержней, переключаемых маленькими кнопками. В начале нулевых они были особенно популярны, а сейчас мода на них возвращается. Эти ручки – яркий пример использования «объединения».
Знал бы, где упаду – соломки бы подстелил! Вот и ТРИЗовцы придумали заранее продумывать действия и вещи, которые помогут в случае поломки или аварии.
Шлемы и наколенники для любителей экстремального спорта, системы пожаротушения и даже функция автоматического сохранения в компьютерных играх – это те самые «заранее подложенные подушки».
Вернемся к нашей домохозяйке, у которой кастрюли не помещаются в кухонный шкаф. Если она решит покупать кастрюли, которые помещаются одна в другую, значит, применит прием, называемый в ТРИЗ «Матрешка». Другой вариант его использования – помещать один объект в полость другого. Например, когда вы собираетесь в путешествие и кладете мелкие вещи вроде носков в голенище сапога для экономии места в чемодане.
А что, если действовать от противного? Не в том смысле, что искать решение должен кто-то противный, а обратить имеющиеся недостатки в достоинства! Или начать двигать недвижимость.
Так поступили, например, герои книги А. Гина. Там царь увидел красивую дубраву и пожелал, чтобы эти дубы росли возле его дворца. Но как перенести целый лес? Взяли слуги да и поступили наоборот: построили царю новый дворец на опушке той самой дубравы.
Для обучения детей ТРИЗу существую специальные игры. В интернете можно найти множество книг и карточек под названием «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста». Большинство из них словесные, поэтому можно играть в машине, в очереди или просто на прогулке.
Одна из самых популярных игр, которая готовит детей к восприятию методов ДАРИЗ и ТРИЗ. В этой игре нужно для заданного предмета или действия найти положительные и отрицательные стороны.
Возьмем для примера действие – просмотр документальных фильмов о природе.
Хорошо: можно получить новые знания.
Плохо: может испортиться зрение.
Хорошо: пока ребенок смотрит фильм, мама может заняться своими делами.
Плохо: некоторые фильмы о животных довольно жестоки, в них запечатлен процесс охоты хищников.
Название игры говорит само за себя: нужно вместе с ребенком определить все функции предмета, даже самые неочевидные.
Попробуйте самостоятельно придумать хотя бы пять способов применения для обычной стеклянной бутылки, прежде чем читать дальше.
Мы придумали такие варианты:
Кто в детстве не придумывал друзьям и недругам разные прозвища? А теперь можно этим заняться в игре!
Цель в том, чтобы подобрать как можно больше названий для объекта, используя его свойства с добавлением суффиксов: «-чек»/«-чка», «-лка», «-ще».
Объясним на примерах.
Собака: тявкалка, за ухом чесалка, под дождем гулялка, с грязными лапами на кровать забиралочка.
Тикток: залипалище, время отбиралочка, гляделка, нескучалка, селфи выкладывалочка.
Попробуем решить пару бытовых задач, используя методы ТРИЗ.
Допустим, мы собрались уехать на несколько дней на дачу или к бабушке в деревню. Но кто же будет кормить нашего любимого рыжего котика? Если насыпать ему целый тазик корма, он съест его за первый день, и ему станет плохо.
Сформулируем противоречивые условия.
Идеальный конечный результат в данном случае – корм сам насыпается понемногу в течение дня.
Возможные решения:
Помните, у Шарля Перро в сказке герой помечал дорогу белыми камушками? Но носить с собой постоянно большое количество камней тяжело и неудобно. Как еще можно помечать дорогу в походе за грибами или на лесной прогулке?
Составим противоречие:
ИКР: дорога будет помечаться сама собой, без нашего участия. Хорошо бы при этом еще и не наносить вреда природе.
Придумаем несколько решений:
Ольга Алексеевна Шилкина, руководитель Школы мышления «Арбитрика» (Санкт-Петербург), ТРИЗ-педагог, методист, педагог-психолог:
Результаты занятий по ТРИЗ не всегда можно наглядно и в цифрах представить родителям, как, например, при обучении чтению, счету или письму. Однако чуткие родители быстро заметят изменения.
Первые маячки: у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, повышается любознательность и открытость к новому. ТРИЗ способствует развитию системного, наглядно-образного, причинно-следственного мышления.
Помимо развития памяти и воображения, занятия ТРИЗ способствуют преодолению застенчивости, замкнутости, робости. Детки учатся отстаивать свою точку зрения, а при попадании в трудные ситуации – самостоятельно находить оригинальные решения.
Отвечает Ольга Шилкина: