Тема, которую боятся многие школьники, да и бывшие ученики, — спряжение глаголов в русском языке. Однако освоить тему гораздо легче, чем разобраться с падежами. Узнаем у педагога, как не ошибиться
Чтобы разобраться с этим разделом грамматики, важно понять, что спряжение есть только у глаголов, а у других частей речи их не бывает. Спряжения, или глагольные словоизменения, используемые в наши дни, появились в результате долгого преобразования и упрощения языка, который был в Древней Руси. Справедливости ради стоит сказать, что спряжение глаголов в русском языке вызывает трудности не только у иностранцев, но и у тех, для кого русский родной язык.
Под спряжением понимают изменения глаголов по разным грамматическим признакам. Эта языковая категория демонстрирует, как изменяются глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Говоря простыми словами, спряжение — то, как изменяется глагол, когда мы подставляем к нему личные местоимения: «я», «мы», «вы», «он», «она», «оно», «они».
В каком классе начинается изучение спряжений глаголов | Общие представления по этой теме дети получают в 4 классе |
Для чего необходимо определять спряжение | Чтобы правильно написать безударные окончания |
Чем отличаются системы спряжения в разных языках | Числом времен и наклонения |
Сколько спряжений в русской языке | Два: первое (I) и второе (II) спряжение. Их отличие в личных окончаниях и суффиксах |
Все понятно, когда ударение падает на окончание слова. В этом случае мы определяем спряжение на слух. Если ударение оказывается на основе, гласную в окончании понять сложно. Тогда спряжение определяют по инфинитиву, то есть по начальной, или неопределенной форме глагола.
К I спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются:
Возьмем для примера глагол «бросать» и проспрягаем его:
1 лицо (я, мы) – бросаю, бросаем
2 лицо (ты, вы) – бросаешь, бросаете
3 лицо (он, она, оно, они) – бросает, бросают
Этот глагол относится к I спряжению.
Ко II спряжению относятся:
Как меняется по лицам глагол «бросить»:
1 лицо (я, мы) – брошу, бросим
2 лицо (ты, вы) – бросишь, бросите
3 лицо (он, она, оно, они) – бросит, бросят
Этот глагол относится ко II спряжению.
Так называемые разноспрягаемые глаголы могут относиться как к первому, так и ко второму спряжению: «чтить», «хотеть», «бежать», «брезжить». Например, «хотеть» в третьем лице, во множественном числе (хотят) относиться ко II спряжению, а в третьем лице, в единственном числе (хочет) – к I спряжению.
Необходимо запомнить еще два исключения — «есть» и «дать», глаголы с особой системой формирования окончаний:
1 лицо (я, мы) — даю, даем; ем, едим;
2 лицо (ты, вы) — даешь, даете; ешь, едите;
3 лицо (он, она, оно, они) — дает, дают; ест, едят.
I спряжение
Единственное число | Множественное число |
1 лицо -у (-ю) | 1 лицо -ем (-ём) |
2 лицо -ешь (-ёшь) | 2 лицо -ете (-ёте) |
3 лицо -ет (-ёт) | 3 лицо -ут (-ют) |
II спряжение
Единственное число | Множественное число |
1 лицо -у (-ю) | 1 лицо -им |
2 лицо -ишь | 2 лицо -ите |
3 лицо -ит | 3 лицо -ат (-ят) |
Потренируемся спрягать глаголы вместе со старшим методистом направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидатом педагогических наук Ириной Воронцовой.
Упражнение 1
Запишите словосочетания в две колонки: в первую — с глаголами I спряжения, во вторую – с глаголами II спряжения.
Шагать по аллее, жить по средствам, строить тоннель, дышать свежим воздухом, чистишь картофель, лаять на прохожих, посмотрим телевизор, тянем канат, плыть по течению, гонит прочь.
Упражнение 2
Вставьте пропущенные буквы в безударные окончания, определите спряжение и напишите инфинитивы этих глаголов.
Дела…шь, гуля…шь, помога…шь, вар…шь, мечта…шь, черт…шь, трога…шь, смотр…шь, убира…шься, голосу…шь, чин…шь, лепеч…шь.
Упражнение 3
Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
Все смотр…т на меня.
Лесорубы кол…т дрова.
Папа скаж…т, куда приходить.
Куда ты гон…шь стадо?
Ветер колыш…т занавеску.
Девочка пиш…т письмо.
Ответ завис…т от его решения.
Ребята черт…т план местности.
Мы вер…м в хорошее.
О чём горю…шь?
Упражнение 4
Найдите глаголы-исключения, подчеркните их, укажите спряжение.
Строить, зыбиться, видеть, платить, брить, шептать, гнать, мочить, услышать, поливать, шить, кроить, стелить, паять, терпеть, ходить, дышать, слышать, выскочить, вертеть, стучать, чесать, ненавидеть, смотреть, бороться, обидеть, молиться, зависеть, держать, зиждиться.
Упражнение 5
Образуйте от глаголов и запишите форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажите спряжение глаголов.
Робеть –
Таять –
Слышать –
Избирать –
Редеть –
Лежать –
Солить –
Проверьте, насколько хорошо вы справились с заданием.
Упражнение 1
Глаголы I спряжения | Глаголы II спряжения |
Шагать по аллее | Строить тоннель |
Жить по средствам | Дышать свежим воздухом (искл.) |
Лаять на прохожих | Чистишь картофель |
Тянем канат | Посмотрим телевизор |
Плыть по течению | Гонит прочь |
Упражнение 2
Делаешь (I спр.) – делать, гуляешь (I спр.) – гулять, помогаешь (I спр.) – помогать, варишь (II спр.) – варить, мечтаешь (I спр.) – мечтать, чертишь (II спр.) – чертить, трогаешь (I спр.) – трогать, смотришь (II спр., искл.) – смотреть, убираешься (I спр.) – убираться, голосуешь (I спр.) – голосовать, чинишь (II спр.) – чинить, лепечешь (I спр.) – лепетать.
Упражнение 3
Все смотрят на меня. (II спр., искл.)
Лесорубы колют дрова. (I спр.)
Папа скажет, куда приходить. (I спр.)
Куда ты гонишь стадо? (II спр., искл.)
Ветер колышет занавеску. (I спр.)
Девочка пишет письмо. (I спр.)
Ответ зависит от его решения. (II спр., искл.)
Ребята чертят план местности. (II спр.)
Мы верим в хорошее. (II спр.)
О чём горюешь? (I спр.)
Упражнение 4
Строить, зыбиться (I спр.), видеть (II спр.), платить, брить (I спр.), шептать, гнать (II спр.), мочить, услышать (II спр.), поливать, шить, кроить, стелить (I спр.), паять, терпеть (II спр.), ходить, дышать (II спр.), слышать (II спр.), выскочить, вертеть (II спр.), стучать, чесать, ненавидеть (II спр.), смотреть (II спр.), бороться, обидеть (II спр.), молиться, зависеть (II спр.), держать (II спр.), зиждиться (I спр.)
Упражнение 5
Робеть – робеет, робеют (I спр.)
Таять – тает, тают (I спр.)
Слышать – слышит, слышат (II спр., искл.)
Избирать – избирает, избирают (I спр.)
Редеть – редеет, редеют (I спр.)
Лежать – лежит, лежат (II спр.)
Солить – солит, солят (II спр.)
Отвечает Ирина Воронцова: