Решая примеры с дробями, мы часто сталкиваемся с тем, что числитель и знаменатель получаются огромными. Чтобы числа стали меньше и проводить вычисления было удобнее, нужно выполнить сокращение дробей
Примеры с обыкновенными дробями – это задания, с которыми должны справляться все школьники в 5-6 классе. Строго говоря, в сложении, вычитании, умножении и делении дробей нет ничего особенно сложного, но иногда после приведения к общему знаменателю итоговый результат пугает ребят длиной получившихся чисел. Справиться с этой проблемой нетрудно: достаточно правильно провести сокращение дробей.
Расскажем, как это сделать, приведем пошаговую инструкцию по сокращению правильных и неправильных дробей и поинтересуемся у эксперта, пригодится ли этот навык на ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Сокращение дроби – это разделение числителя и знаменателя на одно и то же целое положительное число. После этого действия числа в дроби уменьшатся и работать с ними станет легче.
Делать это можно благодаря основному свойству дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля, получится дробь, равная исходной.
Собрали основные правила сокращения дробей в удобную таблицу.
Правило сокращения дробей | Подробности |
---|---|
Сокращать можно на ненулевое число | Так как делить на ноль нельзя |
Сокращение можно проводить поэтапно | Каждый раз сокращая на небольшое число |
Можно разложить числитель и знаменатель на простые множители | И сразу сократить на все совпадающие числа |
Ниже приведем короткую понятную инструкцию, состоящую всего из нескольких пунктов. Она поможет легко освоить навык сокращения дробей и справиться с заданиями по этой теме.
Если в вашем выражении используется неправильная дробь, то есть такая, в которой числитель больше знаменателя, в первую очередь нужно выделить целую часть. После этого работать можно только с дробной, а целую оставлять нетронутой. Например:
Начнем с того, что выберем число, на которое будем сокращать дробь. Им должен выступить общий делитель числителя и знаменателя: такое число, на которое и числитель, и знаменатель делятся без остатка.
Давайте потренируемся и поищем общие делители для следующих пар чисел:
Делитель найден – приступаем к вычислению. То есть делим числитель и знаменатель дроби на это число. Воспользуемся уже найденными в предыдущем пункте делителями:
Как мы уже упоминали, не всегда стоит искать сразу же наибольший делитель, иногда удобнее выполнять сокращение поэтапно. Например, если оба числа четные, можно сначала разделить их на два. Для выбора делителя можно воспользоваться признаками делимости на 3, 5, 10 и другие числа. Таких мелких шагов можно провести несколько, постепенно приводя дробь к наиболее удобному виду.
После каждого этапа сокращения нужно посмотреть на результат и попытаться найти еще общие делители числителя и знаменателя. Если их нет, значит, вы получили несократимую дробь, то есть добились наилучшего результата.
Числитель и знаменатель, не имеющие общих делителей, называются взаимно простыми, а дробь – несократимой.
Сократим несколько дробей, чтобы окончательно разобраться в теме.
Еще один способ сокращения дробей – предварительно разложить числитель и знаменатель на простые множители, а после сократить сразу на все совпадающие числа. Напомним, что простыми называются такие числа, которые делятся лишь на себя и единицу. Для примера рассмотрим несколько чисел:
Приведем пример сокращения дроби методом разложения на простые множители. Для этого возьмем уже использованные нами выше числа:
Выполните следующие задания на сокращение дробей и сверьтесь с приведенными ниже ответами.
Задание 1
Разложите на простые множители следующие числа:
Задание 2
Сократите дроби:
Ответы к заданиями – ниже.
Задание 1
Задание 2
Отвечает Александр Мацкевич, репетитор по математике: