Получить первую «пятерку» в начале учебного года поможет сочинение «Как я провел лето». Расскажем, как его грамотно написать и каковы критерии оценивания работы
Часто учителя просят написать его в начале учебного года, чтобы дети могли размяться и вспомнить успешно забытые за три месяца каникул навыки.
Вроде все очевидно — писать надо про летние каникулы. Но перечислять всё подряд не стоит, лучше сосредоточиться на каком-то наиболее ярком воспоминании. Для этого надо выбрать одно-два события и описать их подробнее.
Как не надо:
«Этим летом я сидел дома, играл в приставку, съездил на дачу, гулял, купался в речке…».
Как надо:
«Этим летом я ездил к бабушке с дедушкой на дачу. Было жарко, мы ходили купаться на речку, и дедушка научил меня плавать брассом и нырять».
Если же лето выдалось не слишком богатым на события — можно и приврать, в школьном эссе это не возбраняется! Правда, сочинять про встречи с инопланетянами лучше не стоит, учитель такого может не понять.
Школьное эссе должно собираться из отдельных частей, как конструктор. Каждую часть нужно начинать с новой строки, чтобы отделить их друг от друга не только логически, но и визуально.
Первая часть — это название. «Как я провел лето» можно заменить на что-то более интересное, что отражало бы суть сочинения.
Вторая часть — это введение. Оно должно занимать один абзац, и в нем надо написать два-три общих предложения, которые подготовят читателя к основному содержанию. И лучше обойтись без штампов: скорее всего, учителям они уже изрядно намозолили глаза.
Как не надо:
«Лето — лучшая пора в жизни каждого школьника!»
Как надо:
«Лучшее лето в моей жизни! За три коротких месяца произошло столько разных событий, что хватит на целую повесть, а не на сочинение».
Третья часть — основная. Здесь нужно привести один-два, максимум, три примера из летней жизни и описать их подробнее. Каждое событие лучше описывать с разных точек зрения: что именно случилось, кто участвовал в этом, и как всё произошло. Каждый пример нужно начинать с нового абзаца, чтобы отделить одну часть истории от другой.
Последняя часть — это заключение, в котором нужно подвести небольшие итоги и сделать вывод.
Основной критерий — это соответствие теме. Например, эссе про любимый сериал вряд ли получит высокую отметку, даже если этому сериалу были посвящены все каникулы. Ну и конечно, учителя всегда смотрят на орфографию и пунктуацию, так что перебор с запятыми ничуть не лучше недобора.
Но главное, что стоит помнить про такое сочинение — это не контрольная и не экзамен. Поэтому родителям лучше расслабиться и дать ребёнку написать его полностью самостоятельно. Сочинение «Как я провел это лето» — это лакмусовая бумажка, с помощью которой учителя проверяют, что осталось в головах у учеников после каникул, и определяют, какие темы нужно подтянуть. А для самого ученика — это хороший стимул поменять клавиатуру на ручку и тетрадку и вспомнить, как нужно грамотно излагать свои мысли в письменном виде.