Сложносочиненные предложения

Можно ли рассказать в одном предложении сразу о двух равноправных событиях? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, как составлять сложносочиненные предложения и расставлять в них знаки препинания

Сложносочиненные предложения. Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Ирина Воронцова Кандидат педагогических наук

Речь может состоять только из простых предложений. Но она зачастую становится монотонной. Фразы кажутся куцыми. Ритм повествования теряется. Читателю сложно понять смысл сказанного. Поэтому писатели и ораторы часто используют сложные предложения: в русском языке они могут быть бессоюзными, сложносочиненными и сложноподчиненными.

Разберемся, чем отличаются от других сложносочиненные предложения и какие типы союзов в них используются. Также узнаем, как правильно расставлять запятые в предложениях с несколькими грамматическими основами.

Что такое сложносочиненные предложения

В русском языке сложносочиненным предложением (ССП) называется сложное предложение, которое содержит несколько равноправных частей, соединенных сочинительными союзами. Ниже более подробно разберем классификацию сложносочиненных предложений в зависимости от употребляемого союза.

Важно помнить: предложения, в которых не использованы союзы, называются бессоюзными и не являются сложносочиненными!

Полезная информация о сложносочиненных предложениях

Собрали в одну таблицу основные характеристики сложносочиненных предложений, чтобы вам легко было найти их в любом тексте.

Основные характеристики сложносочиненных предложенийПодробности
Это сложные предложенияОни содержат как минимум две грамматические основы
Части соединены с помощью сочинительных союзовБессоюзная связь в этом типе предложений не используется
Вид ССП определяется типом используемого союзаОни могут быть соединительными, противительными и разделительными
Для разделения частей обычно используется запятаяДвоеточия и тире ставятся лишь в редких случаях

Виды сложносочиненных предложений

Определить, какой вид сложного предложения встретился вам в тексте, можно по союзу. В сложносочиненных предложениях используются соединительные, противительные и разделительные союзы, рассмотрим каждый вид подробнее.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Как легко понять из названия, в этом виде ССП используются союзы, которые просто соединяют части предложения. Это союзы «и», «да» (в значении «и»), «ни … ни», «как … так и», «не только … но и», «тоже», «также», «да и». Все части такого предложения равноправны, например:

  • Завтра наступит осень и начнется учебный год.

Легко заменить на «Завтра наступит осень. Начнется учебный год».

  • Не только птицы любят гнездиться на берегах этого озера, но и туристы с удовольствием разбивают палатки в роще неподалеку.

Это предложение также легко разделить на два простых: «Птицы любят гнездиться на берегах этого озера. Туристы с удовольствием разбивают палатки в роще неподалеку».

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Противительные союзы «а», «но», «да» (в значении «но»), «однако», «же» и «зато» используются в таких предложениях для противопоставления или сопоставления явлений или событий. Например:

  • Он пришел на собеседование в спортивном костюме, но ему следовало бы соблюдать офисный дресс-код.

Видим противопоставление двух событий: случившегося и не случившегося.

  • Я надела красное платье, а моя подруга пришла в брюках и белой блузе.

Здесь два случившихся события сопоставляются, союз «а» невозможно заменить союзом «но».

Важно помнить, что союз «же» всегда ставится во второй части предложения после слова, противопоставляемого по смыслу слову в первой части. Приведем примеры:

  • Вася легко находил общий язык с коллегами, Петя же славился сложностью характера.

Здесь Петя противопоставлен Васе, союз ставим сразу за его именем.

  • Екатерина каждый вечер совершала пробежку по парку, утром же она бегать не любила.

Утро противопоставлено вечеру.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Еще одна группа используемых в ССП союзов – разделительные. Это союзы «или» («иль»), «либо», «не то … не то», «то ли … то ли», «то … то». Значение такого вида предложений может быть разным, но практически всегда подразумевается выбор одного из событий. Приведем примеры:

  • Или соседи перестанут шуметь по ночам, или мне придется обращаться за помощью к участковому.
  • Ты начнешь выполнять все домашние задания, или мне придется вызвать родителей в школу!
  • То ли я ухожу с работы слишком поздно, то ли темнеет теперь намного раньше.

Союзы в сложносочиненных предложениях

Составили таблицу, которая поможет легко определить тип сложносочиненного предложения по используемому в нем союзу.

Типы сложносочиненных предложенийСоюзы
С соединительными союзамиИ, да (в значении «и»), ни … ни, как … так и, не только … но и, тоже, также, да и
С противительными союзамиНо, да (в значении «но»), однако, а, же, зато
С разделительными союзамиИли (иль), либо, не то … не то, то ли … то ли, то … то

Дополнительно к указанным в таблице иногда упоминают градационные и пояснительные союзы:

  • пояснительные: то есть, а именно;
  • градационные: не только … но и, не то чтобы … но.

Знаки препинания в союзных предложениях

Части сложносочиненного предложения могут отделяться друг от друга запятой или не обособляться вовсе. Запятая всегда ставится перед разделительными и противительными союзами или перед второй частью союза, если он составной.

Сложности с расстановкой запятых могут возникнуть при употреблении соединительных союзов «и», «да» (в значении «и»), «или» и «либо»: обособление здесь зависит в том числе от смысла предложения. Составим примеры, которые помогут не запутаться.

Запятая перед союзами «и», «да» (в значении «и»), «или» и «либо» ставится, если:

  • событие, описанное во второй части предложения, следует после первого: «он придет, и мы сядем ужинать»;
  • во второй части предложения описано следствие первой и есть наречие «потому»: «мой сын заболел, и потому я не вышел на работу»;
  • если союз употреблен два и более раз, запятая ставится перед вторым и последующими: «или я сейчас выпью кофе, или вам придется ехать дальше без меня».

Запятая перед союзами «и», «да» (в значении «и»), «или» и «либо» не ставится, если:

  • события происходят одновременно: «птицы пели и ярко светило солнышко»;
  • у двух частей есть общий член предложения (дополнение или обстоятельство), общее придаточное предложение или общее вводное слово: «над полянкой летали яркие бабочки и звенели птичьи голоса», «когда прозвенит будильник, Коля проснется и мама отправит его чистить зубы», «в общем, мы опоздали и поезд уехал без нас»;
  • обе части предложения – вопросительные, восклицательные или побудительные: «когда мы поедем в Москву и где мы будем там жить?».

В редких случаях для разделения частей ССП может использоваться тире. Это происходит, если вторая часть резко противопоставляется первой, например: «Он зашел в магазин за молоком – и вдруг свет во всем помещении погас».
Еще один особенный случай – предложения с союзом «а именно». В них перед союзом ставится запятая, а после него – двоеточие, например: «Они готовы многое сделать для этого проекта, а именно: София будет рисовать афиши и искать спикеров, а Иван – создавать фоновую музыку и вести мероприятия».

это интересно
Определение в русском языке
Что такое определение, какие его виды существуют и чем оно может быть выражено
Подробнее

Примеры сложносочиненных союзных предложений

Приведем еще несколько примеров сложносочиненных предложений с союзами разных типов.

  1. На улице у пекарни фантастически пахло свежеиспеченными булочками, и потому никто из нашей компании не смог пройти мимо.
  2. Вчера шел снег, но он растаял к обеду.
  3. Не то мыши обгрызают корни молодых яблонь, не то почва здесь не подходит для плодовых деревьев.
  4. Не то чтобы я не любила классическую музыку, но с намного большим удовольствием я схожу на рок-концерт.
  5. Следующий год будет високосным, то есть в нем будет 366 дней и появится 29 февраля.

Упражнения на тему «Сложносочиненные предложения»

Выполним несколько упражнений для закрепления темы.

Упражнение 1

Найдите все грамматические основы в следующих предложениях.

  1. Я гуляла по парку, а моя собачка бегала вокруг с веселым лаем.
  2. В первой квартире нам понравился большой застекленный балкон, однако вторая подкупила наличием гардеробной и второго санузла.
  3. То ли это пресс-папье не подходит под интерьер его кабинета, то ли он просто не хочет пользоваться нашим подарком.
  4. Он пришел на свидание в растянутом трико и майке с надписью «рок» и я осталась в кафе только из вежливости, зато потом он оказался очень интересным собеседником!

Упражнение 2

Найдите союзы в сложносочиненных предложениях.

  1. В детстве я хотела стать певицей, но судьба распорядилась иначе.
  2. Обычно девочки играют с куклами, а Катюша предпочитает машинки.
  3. То ли на улице похолодало, то ли он с утра оделся не по погоде.
  4. В этом отеле за завтраком обычно заняты все столы и нет свободных мест.

Упражнение 3

Расставьте знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

  1. Я люблю наблюдать за бабочками но работа и домашние дела не позволяют уделять много времени любимому хобби.
  2. Яркие воздушные шары были развешаны по всей площади однако сцена еще не была украшена.
  3. Сегодня состоится награждение победителей олимпиады и будут вручены памятные подарки.
  4. Мама помыла и нарезала свежие фрукты и дети сразу же прибежали на кухню.

Ответы к упражнениям

Теперь проверим себя по приведенным ниже правильным ответам.

Упражнение 1

Все грамматические основы выделены жирным шрифтом.

  1. Я гуляла по парку, а моя собачка бегала вокруг с веселым лаем.
  2. В первой квартире нам понравился большой застекленный балкон, однако вторая подкупила наличием гардеробной и второго санузла.
  3. То ли это пресс-папье не подходит под интерьер его кабинета, то ли он просто не хочет пользоваться нашим подарком.
  4. Он пришел на свидание в растянутом трико и майке с надписью «рок» и я осталась в кафе только из вежливости, зато потом он оказался очень интересным собеседником!

Упражнение 2

Союзы в предложениях подчеркнуты.

  1. В детстве я хотела стать певицей, но судьба распорядилась иначе.
  2. Обычно девочки играют с куклами, а Катюша предпочитает машинки.
  3. То ли на улице похолодало, то ли он с утра оделся не по погоде.
  4. В этом отеле за завтраком обычно заняты все столы и нет свободных мест.

Упражнение 3

Знаки препинания расставлены.

  1. Я люблю наблюдать за бабочками, но работа и домашние дела не позволяют уделять много времени любимому хобби.
  2. Яркие воздушные шары были развешаны по всей площади, однако сцена еще не была украшена.
  3. Сегодня состоится награждение победителей олимпиады и будут вручены памятные подарки. (Здесь запятая не нужна, так как у двух частей предложения есть общее обстоятельство времени «сегодня»).
  4. Мама помыла и нарезала свежие фрукты, и дети сразу же прибежали на кухню. (Вторая часть предложения является следствием первой, поэтому запятая нужна).

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Воронцова, старший методист направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:

Как найти грамматические основы в сложносочиненном предложении?

Чтобы найти грамматические основы в сложносочиненном предложении, нужно:

• определить количество простых предложений в составе сложного;
• найти их границы;
• выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

Почему сложносочиненные предложения изучают в 9-м классе?

Эту тему изучают в 9-м классе для того, чтобы углубить и систематизировать полученные в средней школе учащимися сведения о сложном предложении. Ранее ученики изучали лишь общее понятие «сложное предложение», а в 9-м классе изучаются основные типы сложных предложений и способы связи между ними.

Как подготовиться к контрольной работе по теме «Сложносочиненные предложения»?

Чтобы успешно выполнить контрольную работу, необходимо к ней хорошо подготовиться. Для этого нужно:

1. Повторить теорию по теме.

• Какие предложения называются сложносочиненными? Каковы признаки сложносочиненных предложений? Чем они отличаются от других видов сложных предложений?
• Знать виды сложносочиненных предложений. Необходимо выучить все соединительные, противительные и разделительные союзы и их значения.
• Понимать, какие смысловые связи могут быть между частями сложносочиненных предложений.
• Знать правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.

2. Потренироваться на практике.

• Находить среди представленных предложений именно сложносочиненные.
• Уметь определять смысловые связи между частями ССП.
• Правильно расставлять знаки препинания в ССП.

Таким образом, если ученики будут знать теорию и отработают свои знания на практике, то успешно справятся с любой контрольной работой по данной теме.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Сложносочиненные предложения»?

Знание темы «Сложносочиненные предложения» понадобится на ОГЭ при выполнении заданий №2, 3, 4 и 5. На ЕГЭ – при выполнении заданий №8, 16, 19, 20 и 21.
КП
Реклама О проекте