Сложноподчиненные предложения

На вкус и цвет все карандаши разные. Так и с предложениями: одно другому рознь. Вместе с экспертом разберемся, что такое сложноподчиненные предложения, и выясняем, так ли они сложны и как их подчинить

Сложноподчиненные предложения. Фото: Фото: shutterstock.com
Татьяна Воронцова Кандидат филологических наук Юлия Лысенко Автор КП

Художник создает историю красками, а писатель — словами. Мало кому придется по душе рассказ, состоящий из простых коротких предложений, — скучное чтиво. Красивые речевые обороты, напротив, будоражат фантазию читателя и погружают его в созданный автором мир. Строка, еще строка – и вы уже не на диване в своей комнате, а вместе с главным героем в заколдованном лесу среди говорящих деревьев или отправились в экспедицию на поиски затерянного острова. Создать яркий сюжет помогают сложные речевые конструкции. Главное — не переборщить: километровые предложения, в конце которых забываешь, что было в начале, утомляют и вызывают отторжение.

Плох тот мастер слова, который не знает грамматику. Существуют разные виды предложений, но, как говорится, слона надо есть по частям, поэтому сегодня поговорим о сложноподчиненных предложениях. Вместе с преподавателем разбираемся в грамматических нюансах.

Что такое сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненным называется предложение, состоящее из нескольких грамматических основ. Выделяют главную часть и зависящую от нее — придаточную, которые соединяются подчинительными союзами и союзными словами. От главной части к зависимой можно задать вопрос:

«Тишину в комнате нарушил грохот кастрюли, (какой кастрюли?) что висела на ручке входной двери и служила импровизированной сигнализацией». 

Главное предложение — «тишину в комнате нарушил грохот кастрюли», — самостоятельно и сухо передает факты. Зависимое — «что висела на ручке входной двери и служила импровизированной сигнализацией» — расширяет границы повествования, погружает в детали и поясняет, о какой кастрюле идет речь.

При схематичном изображении конструкции главная часть выделяется квадратными скобками [  ], а придаточная — круглыми ( ):

«Прошло то беззаботное время, когда можно было спать до обеда». 

[  ], (какое?).

Полезная информация о сложноподчиненных предложениях

Собрали основные сведения о сложноподчиненных предложениях в небольшую таблицу.

Информация о сложноподчиненных предложенияхПодробности
Почему «сложноподчиненное»?Название выбрано не случайно. Такие предложения состоят из простых, а также содержат главную часть и зависимую — подчиненную
Сложноподчиненные предложения относятся к союзнымДля соединения используются союзы и союзные слова, хотя в некоторых случаях они могут опускаться
Самая большая группа придаточных —  обстоятельственная. В нее входит десять подгрупп

Придаточные в сложноподчиненных предложениях

Выделяют три основных типа придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

Остановимся на каждом виде отдельно, но прежде запомните важное правило:

Тип придаточного определяется не по союзу или союзному слову, а по вопросу, заданному от главного предложения.

Определительные придаточные

Придаточные определительные отвечают на вопросы «чей?», «какой?» и относятся к единственному слову в главной части — обычно существительному, местоимению или другой части речи, выступающей в роли существительного. Зависимая часть следует после определяемого слова, раскрывая его смысл или описывая какой-то его признак:

  • Ребята остановились около подъезда, из которого вчера выходил мужчина в черном.

В главной части могут находиться указательные слова «такой» и «тот», но не обязательно.

  • Газетный разворот посвящался тому дню, когда человек впервые вышел в открытый космос. 

Если определяемое слово — местоимение (тот, всякий, каждый и другие), придаточное называют местоименно-определительными. 

  • Каждый, кто был на море, навсегда полюбит его бескрайнюю синеву.

Союзы и союзные слова определительных придаточных

Соединение определительных придаточных с определяемым происходит с помощью союзных слов что, кто, чей, какой, который, где, когда, откуда, куда. Однако достаточно запомнить только три: «чей», «какой», «который» — остальные легко заменяются на «который».

  • Кафе, где она назначила встречу, располагалось недалеко от моего офиса.
  • Официантка, что принесла кофе, странно себя вела и хотела поскорее уйти.
это интересно
Сложносочиненные предложения
Как составлять сложносочиненные предложения и расставлять в них знаки препинания
Подробнее

Изъяснительные придаточные

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Они относятся к одному изъясняемому слову главной части — обычно к глаголу, означающему речь, мысль, чувства, состояния, восприятие.

Изъяснительное придаточное часто служит для передачи чужой речи: выражает косвенные сообщения или побуждение к чему-либо.

  • Учительница сказала, что результаты контрольной работы будут в пятницу (косвенное сообщение).
  • Она рассказала, какие занятия отменят в следующем году (косвенное сообщение). 
  • Директор школы потребовала, чтобы родители пришли (побуждение) к нему завтра.

Перед изъясняемым словом может стоять указательное слово «то» или любая его форма: «того», «тому», «тем», «о том».

  • Я стал думать о том, (о чем?) скоро ли она ответит на мое письмо.

Изъяснительные придаточные следуют после главной части, но в разговоре иногда стоят перед ней.

  • Что она не ответит, полицейский понял сразу.

Союзы и союзные слова изъяснительных придаточных

Присоединение придаточных изъяснительных происходит с помощью:

  • союзных слов: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как;
  • союзов: что, как, чтобы, будто; 
  • частицы «ли» (в значении союза).

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». ( И.А. Крылов)

Обстоятельственные придаточные

Как вы наверняка помните, обстоятельство указывает на разные условия, при которых происходит событие, и детализирует действие в предложении. Придаточные обстоятельства выполняют ту же роль, и к ним применимы те же вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой мере? в какой степени? при каком условии? несмотря на что?

Обстоятельственные придаточные составляют самую большую группу придаточных и подразделяются на десять типов, у каждого из которых свои вопросы и соединительные слова. По вопросу легко можно понять разновидность обстоятельственного придаточного.

Союзы и союзные слова обстоятельственных придаточных

Большой объем информации удобнее воспринимать схематично, поэтому подготовили для вас небольшую шпаргалку в виде таблицы.

Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Придаточная часть, в зависимости от расположения, выделяется запятыми с одной стороны или с обеих:

[  ], (  ).
(  ), [  ].
[  ], (  ), [  ].

Придаточные одного типа, зависящие от одной главной части, называются однородными. Запятая между ними ставятся в тех же случаях, что и при однородных членах предложения.

  • Гном верил, что Быстроног успел передать сообщение, что друзья о нем помнят и что помощь уже близко. 

Кроме того, запятая ставится перед составными союзами потому что, с тех пор как, так как, так что, ввиду того что.

  • Маргарита посоветовала шоколадный торт, так как сама любила им полакомиться.
  • Отправляю большой набор, потому что маленькие закончились.

Но будьте внимательны! При наличии указательного слова союз уже не будет составным:

  • Отправляю большой набор только потому, что маленькие закончились.  

Осталось разобрать случаи, когда запятую ставить не нужно:

  1. если перед союзом или союзным словом есть частица «не», союз «и» или повторяющиеся союзы «ни», «либо», «или»;
  2. придаточное — неполное предложение, сводящееся к одиночному союзному слову.
  • Я сказал правду не чтобы тебя обидеть, а чтобы ты посмотрела на ситуацию со стороны.
  • Начальник не заметил ни как я пришла на работу, ни как ушла.
  • Мистер Томпсон спустился на кухню, но забыл зачем.

Примеры сложноподчиненных предложений

Рассмотрим в качестве примеров еще несколько сложноподчиненных предложений с разными типами придаточных.

  • Заяц бросился в кусты, где сидел его друг еж.
  • Дождь лил так, словно вся вода небес собралась в одном городе.
  • Когда долго смотришь на огонь, мысли растворяются в стихии.
  • Парк, где мы гуляли в детстве, давно зарос бурьяном.
  • Телефонистка набрала секретный номер, чтобы передать сообщение.
  • Знать бы, где барыня прячет угощения. 

Упражнения на тему «Сложноподчиненные предложения»

Потренируемся на практике и закрепим новые знания.

Упражнение 1

Определите тип сложноподчиненного предложения.

  1. Дом, где прошло его детство, показался ему родным и чужим одновременно.
  2. Молодая женщина бросилась к комнате, откуда доносился плач младенца.
  3. Картина вписалась в интерьер гостиной так, словно висела там всю жизнь.
  4. Зная его возможности, я был разочарован решением вопроса.
  5. Я впадаю в уныние от того, что не в силах исправить ситуацию.
  6. Машина, в которой мы ехали на вокзал, была новой, и в салоне приятно пахло кожей.
  7. Смотри, как Евдокия похорошела за лето.
  8. Она так переживала, что чуть с ума не сошла.

Упражнение 2

Расставьте знаки препинания в предложениях.

Когда ветер утих дед Семен надел валенки тулуп и вышел во двор. Дом в котором он жил давно обветшал. Бросив пару поленьев в печку мужчина задумался как бы сложилась его жизнь уедь он отсюда в город. Один в деревне остался но бросить хозяйство и дом не мог так как сердце его было здесь. Несмотря на суровые условия жизни он был счастлив. Уже восемьдесят лет как он тут живет. Дед Семен не жалел что прогресс обошел стороной его деревню. Внуки ему рассказывали про какой-то интернет который знает ответы на все вопросы. Не поверил дед Семен потому как привык верить только тому что сам видел. Когда приезжали внуки старик снова чувствовал себя молодым словно и не было последних лет сорока. Прошла уже пара недель с тех пор как детвора гостила в деревне. Сын обещал привезти озорников но не уточнил когда. Неожиданно дверь отворилась. Ребятня бросилась на шею дедушке и принялась целовать так словно год не виделись. Дед Семен был так счастлив что не мог остановить слезы радости.

Упражнение 3

Определите тип подчинения, нарисуйте схему, укажите вопросы.

  1. Мы уже отъехали от дома, когда сестра вспомнила, что забыла перекрыть кран на кухне, который частенько срывало.
  2. Когда маэстро вышел на сцену, Лиза привстала и поднесла бинокль к лицу, чтобы лучше его рассмотреть. 
  3. Девушка говорила, что никогда не бывала в этой части города и ее с кем-то перепутали.

Ответы к упражнениям

Проверьте себя.

Упражнение 1

  1. Определительное.
  2. Обстоятельственное места.
  3. Обстоятельственное образа действия.
  4. Деепричастный оборот.
  5. Изъяснительное.
  6. Определительное.
  7. Изъяснительное.
  8. Обстоятельственное степени.

Упражнение 2

Когда ветер утих, дед Семен надел валенки, тулуп и вышел во двор. Дом, в котором он жил, давно обветшал. Бросив пару поленьев в печку, мужчина задумался, как бы сложилась его жизнь, уедь он отсюда в город. Один в деревне остался, но бросить хозяйство и дом не мог, так как сердце его было здесь. Несмотря на суровые условия жизни, он был счастлив. Уже восемьдесят лет, как он тут живет.  Дед Семен не жалел, что прогресс обошел стороной его деревню. Внуки ему рассказывали про какой-то интернет, который знает ответы на все вопросы. Не поверил дед Семен, потому как привык верить только тому, что сам видел. Когда приезжали внуки, старик снова чувствовал себя молодым, словно и не было последних лет сорока. Прошла уже пара недель с тех пор, как детвора гостила в деревне. Сын обещал привезти озорников, но не уточнил когда. Неожиданно дверь отворилась. Ребятня бросилась на шею дедушке и принялась целовать так, словно год не виделись. Дед Семен был так счастлив, что не мог остановить слезы радости.

Упражнение 3

  1. Однородное подчинение. [  ], (когда? ), (о чем? ), (какой? ).
  2. Неоднородное подчинение. (Когда? ), [  ], (с какой целью? ). 
  3. Однородное подчинение. [  ], (о чем? ) и (о чем? ).

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по русскому языку и литературе:

Какие есть типы подчинения в сложноподчиненных предложениях?

В академической грамматике выделяют четыре типа подчинения.

1. Последовательное: первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное — к первому и так далее.

«Мы стояли на перроне и ждали, когда прибудет поезд, который отвезет нас в город, где живет наша любимая бабушка».

мы стояли и ждали чего? – когда прибудет поезд
поезд какой? – который отвезет нас в город
в город какой? – где живет наша любимая бабушка

2. Однородное: придаточные относятся к одному слову в главной части и отвечают на один и тот же вопрос.

«Она рассказала, как прошел ее день и что интересного случилось».

рассказала о чем? – как прошел ее день
рассказала о чем? – что интересного случилось

3. Неоднородное: придаточные относятся к одному слову в главной части, но отвечают на разные вопросы.

«Когда я читаю интересную книгу, я чувствую, как погружаюсь в события, описанные в ней».

чувствую что? – как погружаюсь в события, описанные в ней
чувствую когда? – когда я читаю интересную книгу

4. Параллельное: придаточные относятся к разным словам в главной части, но отвечают на один вопрос.

«Мы понимали, что он вернется, но полагали, что это произойдет не так быстро».

понимали что?  — что он вернется
полагали что? — что это произойдет не так быстро

В школьной грамматике термин «неоднородное подчинение» используется редко. Параллельное и неоднородное подчинение объединяют в один тип и называют его параллельным.

Почему сложноподчиненные предложения изучают в 9-м классе?

Сложноподчиненные предложения с их иерархической структурой и разнообразными видами подчинительных отношений — трудная для изучения тема. Для успешного анализа таких предложений требуются не только определенный уровень абстрактного мышления и богатый словарный запас, но и определенный уровень физиологической зрелости мозга. Нужно определять смысловые отношения между частями предложения, понимать, как меняется смысл высказывания в зависимости от вида подчинительной связи, видеть логические связи в тексте, строить схемы, использовать терминологию.

В 9-м классе ученики уже обладают достаточной интеллектуальной зрелостью. У них есть большой багаж знаний по основам грамматики и синтаксиса. Они знакомы с простыми предложениями, различными видами их членов, с бессоюзной и сложносочиненной связью предложений. Все это служит основой для понимания более сложных конструкций.

К тому же в этом возрасте учащиеся начинают писать большие сочинения и активно применяют сложноподчиненные предложения на практике, выстраивая развернутые рассуждения.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Сложноподчиненные предложения»?

Прежде всего, умение грамотно строить сложноподчиненные предложения и расставлять в них знаки препинания нужно для успешного написания сочинения. В ОГЭ это задание №13, в ЕГЭ — задание №27.

Также в экзаменах есть отдельные задания, проверяющие усвоение этой темы. В ОГЭ это задания №3 (характеристика предложений), №4 (соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных правил) и №5 (расстановка знаков препинания). В ЕГЭ — задания №8 (синтаксические нормы: ошибка в построении сложного предложения), №19 (знаки препинания в сложноподчиненном предложении), №20 (знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи) и №21 (пунктуационный анализ: правила расстановки запятых).
КП
Реклама О проекте