В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Нет, это не сказка сказывается, это мы вместе с экспертом рассказываем про сложение и вычитание дробей
Дроби окружают нас повсюду. Мы ежедневно сталкиваемся с ними, даже не замечая этого. Сто рублей — это 1/10 тысячи, а пятьсот рублей — 1/2, или половина. Дроби используются в рецептах, при изготовлении лекарств и растворов, в чертежах, при моделировании одежды и даже в космосе. Часы и те показывают дроби: десять минут пятого означает 4 1/6 часа, или 4 часа 10 минут. Если друг говорит, что придет без четверти два, то от двух часов мы в уме отнимаем 1/4 часа, или 15 минут. Чтобы бытовые задачи вас не пугали и вы чувствовали себя в мире дробей как рыба в воде, вспоминаем правила сложения и вычитания дробей.
Дробь — это число, состоящее из одной или нескольких равных частей целого. Значит, как и с любыми числами, с ними можно производить математические операции.
Сложение и вычитание дробей — ряд арифметических действий с числителем и знаменателем, позволяющий определить сумму или разность частей целых.
Давайте познакомимся с правилами сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, а также потренируемся на примерах и задачах.
Собрали в таблицу важную информацию, которую необходимо учитывать при решении задач с дробями.
Вопрос о сложении и вычитании дробей | Ответ |
---|---|
Главное условие для сложения и вычитания дробей | Дроби должны быть приведены к общему знаменателю. |
Нужно ли переводить смешанную дробь в неправильную перед сложением и вычитанием? | Это необходимо только в случае вычитания, когда числитель уменьшаемого меньше вычитаемого. |
Какая дробь записывается в ответе после вычислений. | Правильная несократимая дробь. |
Для сложения или вычитания дробей с одинаковыми знаменателями необходимо сложить или вычесть числители, а знаменатель переписать без изменения:
Если после сложения получилась неправильная дробь – числитель больше знаменателя, преобразуйте ее в правильную, выделив целое.
Запомните, результатом арифметических действий с дробями является правильная несократимая дробь, в противном случае ответ считается неверным.
Перед вам примеры сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Представьте, что вы купили два одинаковых пакета апельсинового сока. Вы разлили один пакет сока в пять стаканов, наполнив их до краев, и выпили один. Мама налила сок из второго пакета в 10 стаканов, заполнив их наполовину, а три из них выпили папа и дедушка. Чтобы понять, сколько сока осталось, надо его сложить, но для этого количество сока в стаканах должно быть одинаковым. Попробуем разлить сок по полным стаканам или по половине.
Если мамин сок перелить так, чтобы заполнить стаканы полностью, то один стакан с половиной сока останется, и мы его никак не посчитаем. Разольем ваш сок по полстакана: он разольется ровно в восемь стаканов. Значит, считать будем сок, разлитый по половинкам стакана, так мы сможем учесть все.
Мы с вами привели сок к одинаковой единице измерения, а точнее — к общему знаменателю. Запишем задачу в виде дробей. Мама разделила сок на 10 равных частей. Пакет сока в ее случае равен 10/10 . А вы разделили сок на 5 частей. Ваш пакет сока составит 5/5. Часть сока была выпита. Сумма оставшегося сока:
У вас осталось полтора пакета сока.
Складывать или вычитать дроби с разными знаменателями нельзя. Сначала их необходимо привести к наименьшему общему знаменателю, а дальше применить правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Наименьший общий знаменатель — это наименьшее целое число, на которое каждый знаменатель делится без остатка.
Привести дроби к общему знаменателю можно по-разному. Самый простой способ — умножение крест-накрест: первую дробь умножают на знаменатель второй дроби, а вторую — на знаменатель первой:
Этот способ идеален при простых числах в знаменателях, которые делятся только на себя и на единицу, но в целом подходит для любых дробей. У него есть один минус: при перемножении могут получаться большие числа и дроби, которые необходимо приводить к несократимому виду:
Метод общего делителя. Если больший знаменатель делится без остатка на меньший, то результат деления является дополнительным множителем для дроби с меньшим знаменателем:
Смотрим на знаменатели: 12 : 3 = 4.
Для получения знаменателя 12 первую дробь с меньшим знаменателем необходимо умножить на 4.
Такой способ нахождения общего знаменателя — частный случай и применяется редко, но он позволяет быстро получить ответ и избежать лишних ошибок.
Метод наименьшего общего кратного. Его можно назвать универсальным для любой ситуации, но он требует внимательности и дополнительных вычислений.
В основе метода лежит понятие наименьшего общего кратного (НОК) — наименьшего числа, которое без остатка делится на каждый знаменатель. Обозначается: НОК(a;b) = с, где a и b — знаменатели.
Вы наверняка заметили, что НОК и наименьший общий знаменатель — одно и то же. Чтобы определить НОК необходимо:
После определения НОК находим дополнительные множители, на которые необходимо умножить дроби, чтобы привести их к общему знаменателю. Для этого делим НОК на знаменатели дробей.
Приводим дроби к общему знаменателю и выполняем арифметические действия с числителями.
Определим НОК(21;14).
Разложим значения на простые множители:
21: 3, 7;
14: 2, 7.
Множитель 7 есть у обоих знаменателей — это НОД(21;14). При нахождении НОК учитываем его один раз.
НОК(21;14) = НОД(21; 14) ∙ 3 ∙ 2 = 7 ∙ 3 ∙ 2 = 42
Дополнительные множители:
42 : 21 =2,
42 : 14 = 3,
Алгоритма Евклида позволяет быстро найти НОД для двух целых чисел. Для наглядности обозначим знаменатели буквами a и b, где a > b
Шаг 1. Больший знаменатель a делим на меньший b. Если остатка нет, то меньший знаменатель b и есть НОД — используйте метод общего делителя, иначе обозначим остаток о1 и перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Меньший знаменатель b делим на остаток от деления в предыдущем шаге о1. Если разделили без остатка, НОД=о1, если получили остаток o2, переходим к шагу 3.
Шаг 3. Делитель из шага 2 — о1 делим на остаток из шага 2 — о2 и продолжаем так до тех пор, пока в результате деления не получим целое. Делитель, при котором нет остатка, — НОД.
Для получения общего знаменателя или НОК перемножаем исходные знаменатели дробей и делим результат на НОД:
НОК(a; b)= a ∙ b : НОД(a;b)
Вычисляем дополнительные коэффициенты:
НОД(a;b) : a,
НОД(a;b) : b
Умножаем на них дроби для приведения к общему знаменателю.
Рассмотрим алгоритм на примере:
Найдем НОД(16;6)
6 : 4 = 1 (остаток 2), о2 = 2
4 : 2 = 2, деление произошло без остатка, делитель о2 = 2.
НОД(16;6) = 2
Найдем общий знаменатель: 16 ∙ 6 : 2 = 48
Найдем коэффициенты для каждой дроби:
48 : 16 = 3, 48 : 6 = 8
Давайте решим несколько примеров, используя разные методы приведения к общему знаменателю.
Метод крест-накрест:
Метод общего делителя:
Метод наименьшего общего кратного:
Разложим знаменатели на простые множители:
24: 2, 2, 2, 3
60: 2, 2, 3, 5
НОД(24; 60) = 2 ∙ 2 ∙ 3 = 12
НОК(24; 60) = 12 ∙ 2 ∙ 5 =120
Найдем коэффициенты для дробей:
120 : 24 = 5, 120 : 60 = 2
Найдем НОД для этого примера с помощью алгоритма Евклида:
60 : 24 = 2 (остаток 12)
24 : 12 = 6
НОД(24; 60) = 12
НОК(24; 60) =24 ∙ 60 : 12 = 120
При работе со смешанными дробями отдельно работают с целыми частями, а к дробным частям применяют правила сложения дробей, предварительно приведя их к общему знаменателю.
Если в результате сложения получается неправильная дробь, то из нее выделяют целое и суммируют с остальными целыми частями:
Если при вычитании после приведения дробей к общему знаменателю числитель уменьшаемого меньше, чем вычитаемое, то из целой части уменьшаемого берется единица и добавляется в числитель уменьшаемого:
При вычитании дроби из целого числа поступают аналогично:
Посмотрим на примерах.
А теперь потренируемся в решении задач.
Задача 1
Команда школьников отправилась в туристический поход в горы. В первый день они прошли 2/7 маршрута. На второй день была гроза, и они преодолели на 1/9 пути меньше. На третий день погода была хорошая, ребята встали пораньше и быстрым темпом прошли на 1/4 маршрута больше, чем в первый день.
Какую часть маршрута команда школьников преодолевала в каждый день и за три дня?
Задача 2
Используя правила вычитания дробей, решите пример:
Задача 3
Александр и Петр устроились на работу в банк. При трудоустройстве зарплата у них была одинаковая. За год Александра два раза повысили. При первом повышении зарплату увеличили на четверть, а второй раз — на 2/5 от той, что была при приеме на работу. Петр уволился из банка и устроился в частную компанию, а зарплата у него стала меньше, чем в банке на 1/5. Через полгода его повысили и увеличили зарплату на 1/3 от той, что была в банке. У кого зарплата стала больше: у Александра или Петра?
Давайте подробно разберем решение каждой задачи и запишем верные ответы.
Задача 1
Найдем, какую часть маршрута проходили школьники каждый день.
В первый день прошли 2/7 маршрута
Во второй день:
В третий день:
Всего прошли:
Найдем общий знаменатель. Разложим знаменатель каждой дроби на простые множители:
7: 7
63: 3, 3, 7
28: 2, 2, 7
НОД(7; 63; 28) =7;
НОК (7;63; 28) =7 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 2 = 252
Найдем множители:
252 : 7 = 36; 252 : 63 = 4; 252 : 28 = 9
Ответ: во второй день школьники прошли 11/63 маршрута, в третий — 15/28, а за три дня они прошли почти весь маршрут 251/252
Задача 2
Найдем общий множитель:
Знаменатель первой дроби делится на знаменатель второй без остатка, используем метод общего делителя:
21 : 9 = 3
Числитель первой дроби меньше знаменателя, возьмем единицу из целой части:
Задача 3
Сравним зарплату Александра и Петра. Для этого приведем дроби к одному знаменателю.
Разложим знаменатели на простые множители:
20: 2, 2, 5
15: 3, 5
НОД(20; 15) = 5
НОК(20; 15) = 5 ∙ 2 ∙ 2 3 = 60
Найдем коэффициенты для дробей:
60 : 20 =3, 60 :15 = 4
Ответ: зарплата Александра больше.
Отвечает Игорь Смирнов, репетитор по математике, физике, ОГЭ и ЕГЭ, кандидат технических наук: