Существуют различные педагогические системы обучения младших школьников. Одна из них – система Л. В. Занкова, очень интересная и противоречивая
Леонид Владимирович Занков (1901-1977) прошел путь от учителя сельской школы до профессора, доктора педагогических наук, академика. Его педагогические взгляды формировались под влиянием выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Оба ученых занимались исследованиями в сфере дефектологии – науки, изучающей особенности развития и образования детей с врожденными физическими и психическими недостатками.
Начиная с 1957 года и до конца жизни Л. В. Занков вместе с сотрудниками его лаборатории исследовал влияние процесса обучения на общее развитие младших школьников. Разработанная им методика первоначально применялась в одной из московских школ, но в дальнейшем распространилась по всей стране.
С 1995-1996 учебного года она была введена как вариативная государственная система начального образования наряду с традиционной системой обучения и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Одним из основных положений системы Л. В. Занкова является отсутствие главных и второстепенных предметов в начальном образовании. Все школьные предметы важны для общего развития ребенка. Именно общее развитие школьника стоит здесь на первом месте, оно формирует ядро личности. После того как это ядро сформировано, можно переходить к специализации в учебном процессе.
Для системы Занкова присуще богатое содержание образования, направленное на развитие многообразных видов деятельности учащихся. Ребенок рассматривается в единстве его познавательных, эмоциональных, волевых, нравственных и эстетических способностей.
Задача начального образования, по Занкову, – дать учащимся общую картину мира. Отдельные школьные предметы выделяют фрагменты единой картины мира, поэтому дают ограниченную информацию. В методике Л. В. Занкова определяющую роль играют межпредметные связи, когда на уроке по одному предмету рассматриваются вопросы из других учебных курсов.
Развитие личности ребенка на уроках Занкова было связано с индивидуальным подходом к каждому ученику. Воздействие учителя направлялось не на весь класс в целом, а на каждого ребенка в отдельности. Такой личностно-ориентированный подход требовал от педагога серьезной подготовки, но развивал индивидуальность каждого школьника.
От сложного – к простому | Учитель не дает на уроке готовую информацию, а ставит вопрос, который кажется ученикам сложным. В дальнейшем они совместно ищут ответ. |
Дискуссии на уроке | Приветствуется совместное обсуждение и отстаивание собственной позиции. Если ученик ошибся, он сам должен изменить свое мнение в результате дискуссии. |
В первом классе оценки не ставят | Чтобы избежать стресса у детей, только пришедших в школу, Занков не рекомендовал ставить в первом классе оценки. |
Целостная картина мира | В учебниках Занкова часто используются связи между разными предметами. Например, для решения математической задачи могут применяться знания из арифметики, геометрии и логики. |
Объяснить способ обучения | Главное – не просто обучить ребенка решению конкретной задачи, а выяснить сам способ обучения и решения. |
Требования к учителю | Фигура учителя в системе Занкова играет определяющую роль. Педагог должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть внимательным, чутким, уметь развивать сильные стороны каждого ученика. |
Роль внеклассной работы | В методике Занкова уделяется повышенное внимание внеклассным занятиям: походам в театры, библиотеки, музеи, прогулкам на свежем воздухе, выездам на природу. |
Методика обучения Л. В. Занкова была разработана для начальной школы. Особое внимание здесь уделяется интеллектуальному развитию учащихся. Это накладывает свой отпечаток на все содержание системы Занкова.
В 1-4 классах система обучения Л. В. Занкова используется на следующих предметах: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. По каждому предмету есть учебник, рабочая тетрадь и методические материалы, помогающие учителю вести урок в соответствие с методикой Занкова.
Так, при изучении русского используются два учебника: «Азбука» и «Русский язык». К каждому учебнику прилагается рабочая тетрадь, тетрадь по письму, тетрадь по чтению, методические рекомендации к курсу.
Учитель широко использует межпредметные связи. Например, одно из заданий по математике звучит так: «Желтая груша больше зеленой, а коричневая больше красной, но меньше зеленой. Раскрась груши».
Второклассники продолжают изучать те же предметы, что и в первом классе. Уровень сложности несколько увеличивается. О какой-либо специализации здесь речь еще не идет. Главное, чтобы ребенок в процессе изучения каждого отдельного предмета видел всю картину в целом. Большое внимание уделяется формированию понятий, которые будут необходимы для дальнейшего образования. Используются разные формы обучения: классные и внеклассные, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Система Занкова предполагает также использование тестовых материалов. К примеру, при изучении литературы младшим школьникам предлагаются следующие тестовые задания:
Как видно, вопросы достаточно сложные.
В третьем классе учебный материал становится еще более сложным, что требует от учащихся достаточно большого напряжения. Например, по окружающему миру сформулированы такие вопросы:
Кроме общеобязательных предметов программа Занкова включает в себя также факультативные курсы «Экономика для младших школьников» и «Я – гражданин России». Эти предметы должны помочь детям разобраться на своем уровне в сложных проблемах экономики и политики. Приоритетной задачей является также патриотическое воспитание младших школьников.
У четвероклассников сохраняется такой же быстрый темп обучения с ориентацией на формирование у школьников интеллектуальной культуры. В соответствие с методикой Л. В. Занкова дети к окончанию начальной школы уже должны иметь целостное представление об окружающем мире, владеть навыками интеллектуального труда, быть полностью готовыми к обучению в 5-6 классе, как по традиционной системе, так и по системе развивающего обучения.
Вот пример задания по русскому языку. Оно состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательной ученикам нужно вставить подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени: «Среди непроходимых болот и нетронутых лесов_____река Пелым. Причудливо_____и_____река по тайге. В темном зеркале воды_____небо, лес. Северные исполины кедры стеной_____над рекой».
В дополнительной части предлагается сделать морфологический разбор слов и составить предложения с заданными условиями – например, с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в будущем времени, во втором лице, в единственном числе.
Психолого-педагогическая система Л. В. Занкова основывается на следующих положениях, которые придают ей оригинальность.
Педагог должен определить верхний предел интеллектуальных возможностей ребенка и строить процесс обучения, исходя из этого предела. Задания подбираются повышенной сложности, но не чрезмерные для данного возраста.
Это не означает, что на уроках в начальной школе рассматривается исключительно теоретический материал. Задача учителя – помочь детям находить существенные связи в самой действительности.
Ребенок уже в детском возрасте должен понимать, зачем ему нужны новые знания. Механическое заучивание играет в системе Занкова второстепенную роль. Особое внимание уделяется способам открытия нового знания и формированию критического мышления.
Такой темп изучения школьных предметов не означает спешки и торопливости на уроке. Повторение одного и того же тормозит развитие мышления детей, а сравнительно быстрый темп преподавания отвечает их потребностям. При этом изучение нового сочетается с периодическим возвратом к пройденному материалу.
Гуманность такого подхода заключается в том, что педагог уделяет внимание не только сильным ученикам, а работает индивидуально с каждым. Приветствуется взаимопомощь между учащимися. Ребенок не чувствует себя обособленным, поскольку является членом коллектива.
Поскольку система Л. В. Занкова направлена на формирование уже у младших школьников самостоятельного и нестандартного мышления, она подойдет любознательным, сообразительным и амбициозным детям. Так как обучение ведется на повышенном уровне сложности, оно потребует максимальных усилий не только от учащихся, но и от их родителей. Взрослые являются образцом для своих детей, поэтому родителям придется вникать в изучаемый материал и стараться быть на высоте.
Сейчас система Занкова исключена из Федерального государственного образовательного стандарта, однако его последователи продолжают разработку программы средней школы, особенно в 5-11 классов. Ведутся дискуссии о возможности возвращения этой системе федерального статуса. Пока же она применяется только в частных школах.
Методика преподавания по Л. В. Занкову особенно активно использовалась с 1996 по 2014 годы, когда каждый седьмой учащийся младших классов обучался по этой системе.
Несомненными преимуществами такого подхода к обучению являются:
Они связаны со следующими обстоятельствами:
Эмиль Ахундов, коммерческий директор в НИИ Развития Народного Образования, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений»:
Система Занкова – одна из самых популярных образовательных систем в России. Эта система является эффективным инструментом для развития мышления учеников и достижения успехов в учебе. Но ее использование должно быть обосновано и выстроено в рамках общей концепции образования.