Если ребенок собирается в школу, родители тратят немало времени, выбирая учебную программу для будущего первоклассника. Разбираемся вместе с экспертами, чем интересна программа «Планета знания»
Авторский коллектив под руководством И.А. Петровой работал над программой несколько лет. Ценный научный и практический опыт позволил создать учебные пособия для учеников начальной школы, которые объединяет целостный подход и интересные авторские концепции. Первый, экспериментальный вариант программы был запущен в 2009-2010 учебном году. Сегодня все учебные пособия по программе, кроме учебников Э.Э. Кац по чтению, входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и идеи модернизации образования в России. В учебно-методический комплект (УМК) включены учебники, рабочие тетради, дидактические и методические пособия по всем основным предметам для 1-4 классов. Учебный материал поделен на крупные тематические разделы, которые состоят из нескольких тем.
Кто авторы программы | Учебники написаны талантливыми педагогами, среди которых опытные учителя России, методисты, академики РАО, преподаватели и доктора наук. |
Как долго существует программа | С 2009 года. |
В чем проявляется целостность программы | Учебники, тетради и пособия построены по единому плану, имеют общую навигацию, типовые задания для разных классов, единые методики организации учебной и внеклассной работы. |
Какие учебники входят в УМК | Букварь, учебники по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, английскому языку, музыке, изобразительному искусству и технологии. |
Структура программы построена по новому Государственному стандарту начального общего образования, основана на Концепции содержания непрерывного образования и использует современные педагогические технологии. Учебники разделены на 3-5 разделов, каждый из которых начинается с маршрута. На развороте в понятной для детей форме нарисованы содержание и этапы изучения материала, поэтому ученик сразу может понять, какие темы входят в курс.
Уроки по программе делятся на обязательную и дополнительную части. Каждый раздел завершают задания для отработки тем, проверочная и проектная работы. Такое построение учебной программы позволяет организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей развития детей и разного темпа усвоения учебного материала.
При изучении русского языка первоклассники пользуются букварем и учебником. Дополнительно прилагаются «Спутник букваря», рабочая тетрадь, прописи в четырех тетрадях, тетрадь для самопроверки знаний и умений и методические рекомендации по обучению грамоте с поурочным планированием для учителя. Учебник «Литературное чтение» дополняют рабочая тетрадь и тетрадь для проверки знаний, учебник математики – рабочая тетрадь и дидактические игры. Есть даже учебник по музыке – дневник музыкальных путешествий.
Для оценки знаний уже в первом классе педагог использует тесты и проверочные задания. Например, ученикам предлагается соединить стрелками строчки левого и правого столбцов и при этом найти вопросительное, восклицательное и повествовательное предложение. Или прочитать предложения и отыскать в скобках пропущенные слова.
Список предметов во втором классе не меняется, но увеличивается сложность учебных материалов. В изучении русского языка ставится цель сформировать умение сознательно и грамотно использовать богатые ресурсы родного языка в повседневной речи и развитие интуиции. Для проверки знаний по русскому языку в течение учебного года учитель проводит проверочные и диагностические работы, контрольные диктанты и списывания, а по развитию речи – обучающие изложения и сочинения.
На уроках окружающего мира дети получают представления о природе, человеке, обществе, учатся понимать, как происходит взаимодействие между ними. Большое внимание уделяется этике поведения. По программе к концу учебного года второклассники должны понимать, как правильно вести себя дома, на улице, в гостях, что такое взаимопомощь в семье. Они должны уметь ставить себя на место других людей и оценивать свое поведение в соответствии с правилами этикета.
Учебный материал в третьем классе еще более усложняется, и это усиливает требования к уровню подготовки школьников. На уроках по окружающему мира третьеклассники должны:
В программе математики в третьем классе предусмотрены тесты на сложение, вычитание, умножение, деление, нумерацию трехзначных чисел и сравнение. Например: сумма трех слагаемых равна 300. Первое слагаемое равно 150, второе – 20. Чему равно третье слагаемое? Есть варианты ответа: а) 430; б) 130; в) 30.
Как видно из примера, задания в виде тестов, когда ребенок должен выбрать один правильный ответ, требуют внимания и сообразительности.
К знакомым детям предметам в четвертом классе добавляются уроки по основам религиозных культур и светской этики. Цель данного курса – сформировать у школьников осознанную мотивацию к нравственному поведению. Дети получают знания о культурных и религиозных традициях многонационального народа нашей страны, а также учатся взаимодействовать с представителями других культур и конфессий во имя мира и согласия.
На уроках литературного чтения детей знакомят с мифами, былинами, баснями, народными и авторскими сказками, стихами и прозой о родине, войне, мире детства и удивительных приключениях. К концу обучения в начальной школе программа формирует позитивное отношение к обучению и мотивацию к учебе в средней школе.
Главная особенность программы – в ее целостности. Все учебные материалы имеют единую структуру, учитывают индивидуальные особенности детей, необходимость преемственности с дошкольным образованием и основной школой. Программа предполагает обучение на нескольких уровнях – базовый и дополнительный (повышенной сложности) материал, разнообразные задания, индивидуальную и коллективную форму работы.
Усвоение учениками знаний, овладение умениями и навыками в программе не рассматриваются как самоцель обучения. Задача программы – сформировать у ребенка учебные умения, которые могут подготовить его к дальнейшему образованию и самообразованию.
Учебники и тетради разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей учеников 1-4 классов. Используется принцип вариативности, поэтому программа подходит детям с разной успеваемостью и темпом усвоения знаний. Задания построены так, чтобы ребенок мог выбирать, ошибаться, достигать успеха и получать помощь от взрослых и ровесников. Все это снимает напряжение и делает атмосферу в классе психологически комфортной.
Многие педагоги и методисты выделяют положительные стороны учебно-методического комплекса программы.
Учебные курсы строятся по концентрическому принципу. Это значит, что главные темы ребенок изучает в несколько этапов. В курсе по каждому предмету усилена гуманитарная направленность. Ребенок знакомится с достижениями и культурой современного общества, учится решать творческие задачи, используя комбинации и импровизацию.
Программа помогает ученику понять целостность картины мира, различные связи между явлениями и объектами, но одновременно учит смотреть на одно и то же с разных точек зрения. «Планета знаний» формирует познавательный интерес, учит искать необходимую информацию, самостоятельно определять последовательность действий для достижения учебной цели, находить причины трудностей и пути их устранения.
— Если говорить о минусах «Планеты знаний», я бы выделила отсутствие текстовых материалов в объеме, нужном для самостоятельного освоения темы. Правила, которые в других учебно-методических комплексах предложены для заучивания, даны здесь в графическом виде, таблицах и схемах, – рассказывает учитель начальных классов, ведущий консультант Домашней школы «ИнтернетУрок» Татьяна Гаценко. – С одной стороны, это хорошо, наглядно для ребенка, учит детей размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы. Но если ученик по какой-то причине не присутствует на уроке, это может вызвать сложности. Мало образцов выполнения заданий, теории. Зато очень много разнообразных тренировочных заданий. К недостаткам можно отнести и большое количество опечаток в учебниках.
Татьяна Гаценко, учитель начальных классов, ведущий консультант Домашней школы «ИнтернетУрок»:
— С точки зрения нового Государственного стандарта начального общего образования учебники программы «Планета знаний» соответствуют требованиям и по своей структуре, и по предметному содержанию. Элементы развивающего обучения включены в традиционную систему. По данной программе, базирующейся на современных педагогических технологиях, могут обучаться как сильные ученики, так и слабые. Программа помогает развить их творческий потенциал и личностные качества, учит логически мыслить, находить нестандартные решения. Учебники яркие, красочные, с ними приятно работать как педагогу, так и детям.
Мне нравится вариативность заданий, рассчитанная на разный уровень усвоения детьми пройденного материала. Для более сильных учеников есть дополнительные задания. Учитель имеет возможность выбрать те задания, которые подходят для класса в зависимости от его уровня подготовленности. Много заданий для работы в паре, что развивает коммуникативные способности учащихся.
Важно, что соблюдается единая структура для учебников по разным предметам. Это касается не только обозначений и порядка разделов, но и подачи материала с помощью участвующих в обучающем сюжете героев. Петя и Маша – герои со страниц учебника по русскому языку встречаются в математике и окружающем мире.
Отвечает Татьяна Гаценко