Предложения с прямой речью

Чем прямая речь отличается от любой другой и как она передается на письме? Научимся правильно писать предложения с прямой речью и составим простые и понятные схемы оформления цитат в тексте

Предложения с прямой речью. Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Елена Павлова Онлайн-репетитор по русскому языку

В разговоре мы используем прямую речь достаточно редко, гораздо проще передать чужие слова с помощью речи косвенной: «Мама сказала, чтобы я помыл посуду». Но в письменных текстах, особенно в художественной литературе, предложения с прямой речью встречаются буквально на каждой странице. Нередко прямая речь используется и в научных работах при цитировании устных и письменных источников.

Диалоги героев в книгах не всегда оформлены по всем правилам русского языка, но мы разберем нормы максимально подробно. Также составим простые и понятные схемы оформления цитат, чтобы вы могли использовать их в докладе или реферате и без труда справились с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по теме «Прямая речь».

Что такое прямая речь

Прямая речь в русском языке – это дословная передача чужого высказывания. Это может относиться как к героям художественного произведения, например при написании диалога, так и к цитированию устного или письменного источника в научной работе.

Слова автора – это сопровождающий прямую речь текст, в котором говорится, кто автор цитаты или кто из героев произведения произнес ту или иную реплику.

Полезная информация о предложениях с прямой речью

Собрали информацию о том, где может использоваться прямая речь и какие существуют правила ее передачи на письме.

Правила написания предложений с прямой речьюПодробности
Прямая речь может использоваться в любом текстеВ художественной литературе это может быть диалог или монолог, в научной – цитата
В тексте прямая речь берется в кавычкиПри этом слова автора могут стоять до или после цитаты или располагаться внутри нее
Восклицательный и вопросительный знаки в конце прямой речи остаются внутри кавычекСлова автора после них пишутся через тире со строчной (маленькой) буквы
Точка всегда выносится за закрывающую кавычкуЕсли после прямой речи стоят слова автора, точка меняется на запятую
Прямая речь может быть оформлена отдельным абзацемВ таком случае в начале строки ставится тире, а кавычки не используются

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Для оформления прямой речи на письме существуют два основных способа: цитирование внутри текста или вынесение прямой речи в отдельный абзац. Если прямая речь располагается в основном тексте, то ее необходимо заключить в кавычки.

Мама сказала: «Вася, иди делать уроки».

Второй вариант передачи прямой речи – написание ее отдельным абзацем. В таком случае слова автора заканчиваются двоеточием, в начале строки с прямой речью ставится тире, а далее с заглавной буквы пишется цитата.

Мама сказала:

– Иди делать уроки, Вася.

С правилами расстановки знаков препинания в зависимости от расположения слов автора познакомимся ниже.

Прямая речь перед словами автора

Один из распространенных вариантов расположения слов автора – после прямой речи. В этом случае цитата заключается в кавычки, после нее ставится тире, а слова автора пишутся далее со строчной буквы.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

Составим схемы оформления предложений с прямой речью. Здесь и далее будем использовать следующие буквенные обозначения:

  • П – прямая речь, написанная с заглавной буквы;
  • п – прямая речь, написанная со строчной (маленькой) буквы;
  • А – слова автора, написанные с заглавной буквы;
  • а – слова автора, написанные со строчной буквы.

Итак, основные варианты составления предложений с прямой речью перед словами автора:

«П», – а. 
«П!» – а.
«П?» – а. 

На схемах видим, что восклицательный и вопросительный знаки в прямой речи сохраняются и остаются внутри кавычек. Точка же выносится за закрывающую кавычку и меняется на запятую. Слова автора во всех случаях пишутся с маленькой буквы. Составим примеры:

  • «Привет», – сказал Медвежонок. 
  • «Привет!» – ответил Ежик. 
  • «Пойдем гулять?» – спросил Медвежонок. 

Прямая речь после слов автора

Не менее популярно и расположение прямой речи после поясняющих слов автора. В этом случае слова автора завершаются двоеточием, а прямая речь начинается с прописной буквы и заключается в кавычки.

это интересно
Сложносочиненные предложения
Как составлять сложносочиненные предложения и расставлять в них знаки препинания
Подробнее

Схемы оформления предложений с прямой речью после слов автора

Составим схемы предложений, в которых слова автора стоят перед прямой речью:

А: «П».
А: «П!»
А: «П?»

Заметим: если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, они остаются внутри кавычек, а после кавычки не ставится никаких дополнительных знаков препинания. Например:

  • Мама сказала: «Идите к столу».
  • Дети ответили: «Сейчас придем!»
  • Папа спросил: «Что у нас сегодня на обед?»

Слова автора внутри прямой речи

В художественной литературе и, например, в газетных интервью нередко слова автора размещают внутри прямой речи. Особенно часто такое происходит, если реплика достаточно длинная и состоит из нескольких предложений. Ознакомимся с тем, как правильно оформить прямую речь в предложении.

Схемы оформления предложений со словами автора внутри прямой речи

Оформление в данном случае зависит от того, какой знак должен стоять в цитате перед ее разрывом. Если в конце первой части прямой речи стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, они сохраняются, после ставится тире, а слова автора начинаются со строчной буквы. После слов автора ставится точка и тире. Вторую часть прямой речи следует писать с заглавной буквы, а фраза целиком заключается в кавычки. На схемах покажем наглядно:

«П… — а. — П».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».

Завершающая первую часть прямой речи точка заменяется на запятую, в остальном оформление остается тем же:

«П, — а. — П».

В том случае, когда прямая речь разрывается не в конце предложения, а в произвольном месте, в конце первой части ставится запятая, слова автора обрамляются тире с каждой стороны, а вторая часть цитаты начинается со строчной буквы. После слов автора в этом варианте оформления ставим запятую. Составим схему:

«П, — а, — п».

Знаки препинания в конце второй части прямой речи ставятся по тем же правилам, что действуют для прямой речи, стоящей после слов автора. Составим пару примеров:

  • «Сегодня прекрасная погода! — воскликнула Ирина. — Пожалуй, стоит поехать в лес прогуляться».
  • «Если бы у меня был такой сад, — ответила ей Маргарита, — я бы и вовсе не уезжала никуда из дома».

Прямая речь внутри слов автора

Менее популярный, но все же встречающийся в литературе вариант расположения прямой речи – внутри слов автора. Такое происходит, например, если в одном предложении сообщается о двух действиях героя и приводится его краткая реплика.

Во всех фразах с таким строением после первой части слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и начинается с заглавной буквы.

Схемы оформления предложений с прямой речью внутри слов автора

Составим схемы предложений с прямой речью внутри слов автора в зависимости от места разрыва.

  1. После первой части слов автора требуется запятая: А: «П», а.
  2. На месте разрыва не нужен был никакой знак препинания: А: «П» – а.
  3. Прямая речь завершается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: А: «П!» – а, А: «П?» – а, А: «П…» – а.
  4. Прямая речь является членом предложения в словах автора: А «П», а.

Даже такие короткие схемы могут вызвать сложности, поэтому приведем пример для каждого случая:

1. После первой части слов автора требуется запятая

Произнеся: «Я скоро вернусь», она вышла за дверь.

2. На месте разрыва не нужен был никакой знак препинания

Он прошептал: «Не двигайтесь» – и уверенно зашагал к таинственному дому.

3. Прямая речь завершается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком

Мама спросила: «А куда это ты собрался?» – и удивленно изогнула бровь.

4 Прямая речь является членом предложения в словах автора

Произнеся тихим шепотом необходимое «Простите за опоздание», Виктор стал смущенно пробираться к своему месту в аудитории.

Примеры предложений с прямой речью

Составим еще несколько предложений с прямой речью:

  • «Пусть всегда будет солнце!» – воодушевленно пропел мальчик.
  • Алеша поинтересовался: «Почему осенью желтеют листья?»
  • «Хочешь сегодня пообедать в кафе? — спросил у подруги Илья. — Я бы не отказался от пары порций лазаньи».
  • Актер воскликнул: «Помогите!» – но режиссер не поверил в его искренность.

Упражнения на тему «Предложения с прямой речью»

Для того чтобы проверить, как запомнился новый материал, выполним несколько упражнений.

Упражнение 1

Поставьте необходимые знаки препинания в предложениях с прямой речью. Реплики героев в каждом предложении даны в круглых скобках.

  1. Ежик заблудился в тумане и тихо позвал (Лошадка).
  2. (Посчитай периметр это прямоугольника) попросила учительница.
  3. Девочка закричала (Киса!) и побежала догонять опешившего от неожиданности кота Василия.
  4. (Во сколько ты сегодня вернешься) спросила Елена (и что приготовить на ужин?).

Упражнение 2

В следующих предложениях поменяйте местами прямую речь и слова автора. Например:

  1. Мама спросила: «Когда ты вернешься?»
  2. «Когда ты вернешься?» – спросила мама.

Проделайте такую перестановку во всех предложениях:

  1. Она подошла и сказала: «Давай дружить!» 
  2. «Птицы низко летят, наверное, будет дождь», – задумчиво произнесла Виктория.
  3. Он восхитился ее красотой: «Вы так прекрасны!» 
  4. «Зачем готовить дома, если можно заказать пиццу?» – недоумевал Валера.

Ответы к упражнениям

А теперь проверим себя.

Упражнение 1

Предложения с прямой речью должны выглядеть так:

  1. Ежик заблудился в тумане и тихо позвал: «Лошадка».
  2. «Посчитай периметр это прямоугольника», – попросила учительница.
  3. Девочка закричала: «Киса!» – и побежала догонять опешившего от неожиданности кота Василия.
  4. «Во сколько ты сегодня вернешься, – спросила Елена, – и что приготовить на ужин?»

Упражнение 2

Проделали перестановку во всех предложениях:

  1. «Давай дружить!» – сказала она и подошла.
  2. Виктория задумчиво произнесла: «Птицы низко летят, наверное, будет дождь».
  3. «Вы так прекрасны!» – восхитился он ее красотой. 
  4. Валера недоумевал: «Зачем готовить дома, если можно заказать пиццу?»

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку:

Чем отличается прямая речь от косвенной?

Прямая речь – это дословная передача речи персонажа. Косвенная речь – это передача основной мысли речи персонажа. Отличаются они и оформлением на письме. Для прямой речи мы используем пунктуацию, рассмотренную выше (кавычки, двоеточие, тире), а косвенная речь оформляется, как сложноподчиненное предложение.

Почему предложения с прямой речью изучают в 4,5 классах?

В 4 и 5 классах в рамках раздела «Развитие речи» школьники учатся создавать собственные повествовательные тексты (создание историй по сюжетным картинкам, сочинения на заданную тему). В таких работах без прямой речи не обойтись. Чтобы школьники могли грамотно оформить свои тексты, их обучают правилам постановки знаков препинания в таких конструкциях.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Предложения с прямой речью»?

Знание правил оформления прямой и косвенной речи принесет школьникам 2 балла из 20 на экзамене-допуске к ОГЭ – устном собеседовании. На ЕГЭ этот навык выручит при выполнении задания №27 (написание сочинения) и убережет от грамматических и пунктуационных ошибок.
КП
Реклама О проекте