Подлежащее – первый член предложения, с которым дети знакомятся на уроках в начальной школе. Вспомним, что такое подлежащее в русском языке и как найти его в предложении
На уроках во втором классе школьники знакомятся с составом предложения. Этот блок тем открывает подлежащее, один из пары главных членов предложения. Вместе с преподавателем русского языка разберемся, какими признаками обладает подлежащее и какая часть речи может выступать в его роли.
Подлежащее – это главный член предложения. Оно обозначает субъект, то есть действующее лицо, предмет или явление, о которых говорит автор фразы. Вместе со сказуемым подлежащее образует грамматическую основу предложения.
В таблицу собраны ключевые особенности подлежащего, подробнее о них расскажем ниже.
Особенности подлежащего в русском языке | Примеры |
---|---|
Подлежащее отвечает на вопросы «кто?» или «что?» | По двору гуляла (кто?) кошка. |
В его роли может выступать любая самостоятельная часть речи или словосочетание | Существительное, местоимение, прилагательное, наречие, глагол, числительное |
Существуют безличные предложения: в них подлежащего нет | За окном сегодня пасмурно. |
Подлежащее обозначает, кто или что действует или описывается в предложении. Соответственно, оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?», никакие другие к нему не подходят.
Подлежащее недаром называется главным членом предложения: оно определяет всю суть сказанного. А безличные предложения, в которых оно отсутствует, скорее являются исключениями из правил. Перечислим основные признаки, по которым подлежащее можно отличить от других членов предложения, например от дополнений и обстоятельств.
Как мы уже упоминали, подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи: существительным, прилагательным, местоимением, числительным или даже глаголом и наречием. Также в его роли могут выступать целые словосочетаний, если они, например, являются географическими названиями, именами собственными или фразеологизмами. Рассмотрим каждый случай подробнее.
Пожалуй, имя существительное – самый популярный кандидат на роль подлежащего в предложении. При употреблении в этой роли существительное ставится в именительный падеж, но может быть использовано как в единственном, так и во множественном числе в зависимости от смысла фразы. Важно помнить, что имена собственные – это тоже существительные.
Составим предложения, в которых в роли подлежащего выступает имя существительное:
Я, ты, мы, вы и другие местоимения – тоже частые гости в нашей речи. И они нередко выступают подлежащими в предложениях, заменяя имя существительное там, где это необходимо.
Составление предложений, в которых в роли подлежащего выступает местоимение, не вызывает большого труда:
Имена прилагательные и числительные могут стать подлежащими в тех случаях, когда они достаточно четко обозначают какие-то предметы, людей, животных или другие объекты. Например, это могут быть «белые» в шахматной партии или «трое» в лодке.
Приведем несколько случаев употребления прилагательных и числительных в роли подлежащего:
Глаголы и наречия используются в роли подлежащего реже, хотя тоже могут им быть. Чаще всего они являются подлежащими в предложениях, где употребляется слово «это», а суть фразы – в раскрытии смысла того или иного слова.
Составим несколько подходящих фраз:
Нередко в роли подлежащего выступает не отдельное слово, а целое словосочетание. Это может быть:
Приведем примеры использования словосочетаний в качестве подлежащего:
Задание на подчеркивание членов предложения разными чертами горячо нелюбимо многими школьниками: мало того что нужно запоминать, как подчеркивается тот или иной член предложения, так еще и приходится использовать линейку, чтобы все выглядело аккуратно и опрятно.
Но с подлежащим все достаточно просто, так как оно подчеркивается одной сплошной чертой. Такое оформление доступно даже для электронных текстов:
«Третьеклассник должен уметь подчеркивать подлежащее одной аккуратной чертой».
Чтобы закрепить знания о главном члене предложение, выполним несколько упражнений.
Упражнение 1
Найдите подлежащее в предложениях и подчеркните его:
Упражнение 2
Перепишите предложения так, чтобы дополнение стало подлежащим, а подлежащее – дополнением. Например: «Кошки преследуются собаками» – «Собаки преследуют кошек».
Упражнение 3
Дополните предложения подлежащими, чтобы они обрели смысл:
Проверим себя по приведенным ниже ответам.
Упражнение 1
Подлежащее подчеркнуто одной чертой:
Упражнение 2
Перефразированные предложения:
Упражнение 3
Варианты подлежащих – в примерах ниже. Однако вы можете подобрать совершенно другие слова, и смысл предложений кардинально изменится.
Отвечает Анастасия Рискина, онлайн-репетитор по русскому языку.