Обычно о подготовке к ОГЭ по русскому языку все задумываются, когда до дня Х остается несколько месяцев. Узнаем, как в 2025 году самостоятельно подготовиться к экзамену практически с нуля
ОГЭ по русскому языку считается несложным экзаменом. Школьная программа по этому предмету составлена таким образом, что если ученик прилежно занимался в течение всех лет обучения, то и итоговый экзамен он может сдать на «отлично». Впрочем, даже если какие-то темы были пропущены, не поздно их нагнать — главное, не упустить время.
Чтобы подготовка к ОГЭ по русскому языку была эффективной, надо разобраться в структуре экзамена, то есть из каких частей он состоит в 2025 году. Готовиться нужно к каждой составляющей.
Одна из составляющих ОГЭ по русскому языку — небольшое сочинение. Тем, как правило, бывает три. Первая посвящена русскому языку — обычно ученику предлагается цитата одного из классиков русской словесности, на тему которой требуется порассуждать. Вторая касается морально-нравственной стороны нашей жизни, а третья более философская, предполагающая написание не столько школьного сочинения, сколько настоящего эссе. И если первая подойдет ребятам, которые решили связать свою жизнь с филологией, а третья понравится тем, кто уже в своем возрасте задумывался над сложными мировоззренческими проблемами, то вторая станет близкой практически всем, ведь обычно тема касается таких актуальных для всех людей вопросов, как дружба, доброта, человечность, любовь и прочее.
Итак, для начала решите для себя, какое из направлений вам ближе, при этом здраво оцените свои возможности: выбор более сложной темы никак не повлияет на оценку (по крайней мере, точно ее не улучшит). Поэтому остановитесь на том предмете, о котором вам действительно хочется высказаться.
Но как же подготовиться к сочинению, если тема все равно заранее не известна? Да, точный шаблон написать не удастся, но зато заранее отработать стиль вполне реально. Научитесь составлять план, на который будет легко нанизывать текст. Попробуйте даже вести дневник, каждая запись которого о прожитом дне будет представлять собой мини-сочинение в 100-150 слов. Перечитывайте свои записи спустя несколько дней и анализируйте: получилось ли у вас правильно передать главную суть событий дня и сделать из них выводы. В конечном итоге вы не только научитесь коротко и емко излагать свои мысли, но и полюбите литературное творчество.
Совет: старайтесь избегать слов, в правописании которых вы не уверены. Если сомневаетесь, лучше замените слово синонимом или перестройте предложение.
В устной части ОГЭ по русскому языку предложена фотография с некой ситуацией, на тему которой нужно порассуждать, а затем ответить на вопросы учителя. Основная сложность задания в том, что некоторые ребята начинают смущаться, теряться и бояться сказать что-то не то. Долой все страхи! Поверьте, на фотографиях не будет чего-то недоступного пониманию. Как правило, это сцены из ребячьей жизни: например, солнечный день, мальчишки, у которых позади остались все экзаменационные треволнения, беззаботно играют в футбол или катаются на самокатах.
Не бойтесь и внимательно рассмотрите фото, стараясь подметить как можно больше деталей, раскрывающих сюжет. Что-то можно дофантазировать, но не стоит этим увлекаться, а то можно напрочь отойти от темы. Просто поставьте себя на место героев фотографии и расскажите, что вы видите и чувствуйте. Не бойтесь ошибиться.
У выдающегося русского писателя и литературоведа ХХ века Ираклия Андроникова есть замечательный рассказ «Первый раз на эстраде», в котором тот с юмором повествует о том, как, будучи еще совсем молодым человеком, он панически боялся выступать с речью перед концертом в филармонии. Писатель приводит мудрые слова своего наставника, музыковеда Ивана Соллертинского: «Тебе же не на трубе играть и не на кларнете; язык — все-таки довольно надежный клапан, не подведет! Ну, скажем, тебе надо было бы играть скрипичный концерт Мендельсона, который помнят все в этом зале, и ты боялся бы сделать накладку — это я мог бы понять. Но того, что ты собираешься сказать, не знает никто, не знаешь даже ты сам: как же они могут узнать, что ты сказал не то слово?..»
Всегда вспоминайте эту цитату и не бойтесь.
Узнайте больше об обучении в «Фоксфорде»
Если в устной части все-таки можно положиться на «надежный клапан — язык», то здесь уже не обойтись без основательной теоретической и, разумеется, практической подготовки.
Сначала стоит выявить свои слабые стороны. Для этого попросите друзей или родителей продиктовать вам небольшой текст или попробуйте написать тотальный диктант, которых немало можно найти в интернете. Результат сразу покажет, в каких правилах русской грамматики вы все еще плаваете и на что стоит обратить более пристальное внимание. Делайте как можно больше упражнений на правописание этих слов или предложений и помните, что количество обязательно рано или поздно перейдет в качество. Но уделяя внимание своим слабым сторонам, не забывайте и о сильных — будет очень обидно, если, легко справившись с проблемными моментами, вы допустите досадные ошибки там, где сомнений не должно было быть.
Елена Журавская, филолог, кандидат педагогических наук, преподаватель русского и польского языков:
— Школьников не нужно готовить к ОГЭ — их нужно готовить к жизни, где экзамен по русскому языку в девятом классе — один из чек-поинтов. Но не стоит повышать важность ОГЭ и усиливать тревожность.
Мне часто приходилось слышать даже от семиклассников, что их пугают ОГЭ по русскому. И призывают «готовиться» заранее. Любите своих детей! Не делайте этого.
Начинать нужно с чтения и развития речи. Обсуждайте книги, фильмы и театральные постановки. Такие беседы способствуют развитию связной речи, обогащают ее. И, что важно, формируют доверие, усиливают эмоциональные связи в семье и снижают уровень тревожности.
Помогите ребенку с почерком. До школы развивайте мелкую моторику, она формирует нейронные связи, которые влияют в том числе и на почерк. Педагог не учит каллиграфии? Обращайтесь в частный центр или к репетитору. Правописание — это основа основ. Привычка писать быстро, чисто и аккуратно формируется в первом классе, а помогает всю школьную и студенческую жизнь.
И о том, как изучать грамматику русского языка. Самая бесполезная вещь, которой в школе уделяется наибольшее количество времени. Но совершенно без толку: дети на уровне интуиции чувствуют, что можно применить в повседневной жизни, а что — нет. Теорию языка имеет смысл разобрать с репетитором в 8 классе: типы предложений, виды сказуемых, виды словосочетаний, наречия и наречные сочетания, страдательные причастия и отглагольные прилагательные и так далее. Все темы обильно иллюстрировать примерами. А с начала 9 класса самостоятельно решать варианты тестов. Устную часть экзамена можно сдать без специальной подготовки, если школьник достаточно эрудирован и открыт к публичным выступлениям.
Анастасия Слинченко, учитель русского языка (Симферополь):
— Половина успеха зависит от ваших базовых знаний, вторая половина — это ежедневная практика.
ОГЭ по русскому можно разделить на три части:
Работайте над каждой частью отдельно, уже через пару недель вы заметите прогресс. Стоит помнить, что эффективно мозг работает на протяжение 40-45 минут, далее стоит сделать перерыв.
Первая часть экзамена — это написание сжатого изложения. Чтобы написать изложение, я рекомендую определить свой тип восприятия текста: аудиальный или визуальный. Что это значит? Аудиалам проще воспринимать текст на слух, визуалам — записанный текст.
Как определить тип восприятия? Включите запись текста или попросите родителей прочитать вам фрагмент. Важно: тексты для двух прочтений должны быть разные. Во время первого прочтения дослушайте текст до конца, а после разделите его на абзацы и запишите ключевые слова.
Во время прочтения второго текста записывайте ключевые слова сразу. Не дожидайтесь, когда чтение закончится. Проверьте себя: какой из текстов вы запомнили лучше? Попробуйте пересказать их своим родителям.
Если вы лучше запомнили первый текст, то вы аудиал. Если второй, то вы визуал.
Во время экзамена аудиозапись будут включать два раза. Визуалам я рекомендую сразу делать заметки, аудиалам — внимательно дослушать текст до конца, а в перерыве сделать записи.