Можно ли самостоятельно подготовиться к ОГЭ по литературе с нуля, как сделать этот процесс максимально быстрым и эффективным, — эксперт дают советы которые помогут сдать экзамен в 2025 году
ОГЭ по литературе школьники сдают в конце 9 класса как предмет по выбору. Этот экзамен отличается от других тем, что здесь практически нет тестовых заданий. Вместо выбора правильного ответа из нескольких вариантов необходимо анализировать художественный текст, разбираться в позиции автора, аргументировать свой ответ и высказывать собственное мнение. Это отпугивает многих учеников, поэтому ОГЭ по литературе в прошлые годы писал совсем небольшой процент выпускников девятых классов.
Для тех, кто обладает склонностью к литературному творчеству и собирается поступать на филологические специальности, этот экзамен будет полезен. Многие ученики готовятся к ОГЭ по литературе самостоятельно. Это вполне возможно, главное – выбрать правильный подход. Рекомендуем следующий план подготовки к ОГЭ по литературе в 2025 году.
Особенность ОГЭ по литературе заключается в том, что для выполнения заданий нужно хорошо знать большое количество художественных произведений. Если нравится читать, то самоподготовка будет идти легко и естественно. Если же чтение происходит из-под палки, то лучше вообще отказаться от сдачи ОГЭ по литературе. Читать произведения школьной программы нужно постоянно, тогда в 9 классе можно будет сосредоточиться на систематизации прочитанного.
На сайте ФИПИ представлена демоверсия ОГЭ по литературе. Ее необходимо внимательно изучить. Основными требованиями в экзамене являются грамотность и соблюдение речевых норм, использование нужных цитат для аргументации, отсутствие искажения позиции автора, полнота раскрытия темы, использование теоретико-литературных терминов, отсутствие логических и фактических ошибок, разборчивый и аккуратный почерк. Занимаясь самоподготовкой, выполняйте типовые экзаменационные задания и постоянно сверять их с критериями проверки и оценки.
В 2025 году ОГЭ по литературе пройдет в форме письменной контрольной работы, где предложат вопросы из открытого банка заданий ОГЭ по литературе.
Читайте литературу не только из школьной программы, но и вне ее рамок. Это позволит обогатить речь, улучшить язык, расширить собственный кругозор. Кроме художественных текстов необходимо знать и литературную критику. В критике проводится разбор художественных произведений – это то, что окажет помощь на экзамене. Полезным будет также знание биографии писателей или поэтов, а также истории периода, в который создавалось литературное творение.
Одного чтения книг недостаточно. Необходимо регулярно вести записи прочитанного. По каждому произведению делайте небольшой конспект – записывайте имя автора, название произведения, его жанр, место действия и полные имена героев. Записывайте поэтические и прозаические цитаты, которые можно будет использовать на экзамене. Постоянно возвращайтесь к своему конспекту, чтобы информация отложилась в памяти.
Чтобы правильно выполнить задание, его нужно понимать. Поэтому, внимательно читайте текст экзаменационного задания, вникайте в его суть. При ответе используйте аргументы из самого текста, а не пытайтесь домысливать за автора. Свой ответ стройте на традиционной трактовке художественного произведения, которая изложена в учебнике и в литературной критике, не стремитесь удивить экзаменатора своим «новаторством».
Экзамен по литературе – это еще и проверка знания норм речевого этикета. Чтобы ответ получился грамотно выстроенным и красивым с точки зрения языка, излагайте свою мысль последовательно, следите за правильностью употребления слов, не применяйте канцеляриты и разговорную лексику.
Все это кажется простым и очевидным только на словах. Но без подготовки грамотно выстроить ответ непросто. Потренируйтесь в этом, используя задания из демонстрационной версии экзамена.
Сочинение – непростое задание, поэтому на него и выделяется почти два часа. Можно использовать следующий алгоритм самостоятельной подготовки к сочинению.
Шаг 1. Сформулируйте три пункта плана, которые раскрывают содержание темы.
Шаг 2. Подберите цитаты, которые вы запомнили. В одном абзаце сочинения достаточно одной цитаты.
Шаг 3. Выберите ситуации из произведения, которые подкрепляют вашу мысль.
Шаг 4. Подберите соответствующие теме теоретико-литературные термины, например метафора, лирический герой, аллегория, афоризм и тому подобные.
Шаг 5. Напишите основную часть сочинения в соответствие с планом.
Шаг 6. Напишите вступление, которое должно содержать 2-3 предложения.
Шаг 7. Сделайте заключение, где в 2-3 предложениях нужно подвести итог.
Шаг 8. Прежде чем переписывать набело, несколько раз прочитайте черновик.
Наибольшие трудности вызывают темы по древнерусской литературе («Слово о полку Игореве») из-за сложности языка, а также анализ сочинений Ломоносова, Державина и Карамзина. Труден также для девятиклассников разбор поэтических текстов, особенно стихотворений Тютчева и Фета. Этому материалу на уроках уделяется недостаточно внимания, что нужно восполнить при самоподготовке.