Плехановская олимпиада школьников включает восемь профилей и 11 предметов. Разбираемся, как принять в ней участие в 2024 году, к чему готовиться и какие льготы можно получить в случае победы
По названию легко догадаться, какой вуз является ее организатором – Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. Впервые Плехановскую олимпиаду провели в 2010 году, а очный тур проходил только в Москве. С тех пор ее масштабы значительно выросли, и сейчас заключительный тур олимпиады проводится на 16 площадках: в вузе-организаторе в Москве, в трех вузах-соорганизаторах (УрГЭУ в Екатеринбурге, КГТУ в Калининграде и НГУЭУ в Новосибирске), 10 филиалах на территории России (в Воронеже, Краснодаре, Волгограде, Севастополе и других городах) и в двух зарубежных филиалах (в Минске и Улан-Баторе). Теперь стать участниками могут школьники не только из России, но и за ее пределами.
Плехановская олимпиада включает восемь профилей, четыре из них включены Перечень отраслевых олимпиад, которые дают льготы при поступлении в лучшие вузы страны. Это экономика, финансовая грамотность, русский язык, иностранный язык.
Победители и призеры олимпиады получают возможность поступить в РЭУ и другие вузы страны без вступительных экзаменов, либо приравнять результаты своего ЕГЭ к 100 баллам (при условии сдачи ЕГЭ более чем на 75 баллов).
Основная цель организаторов – раскрыть потенциал школьников, помочь им глубже узнать различные образовательные направления и выбрать подходящую для себя сферу для дальнейшего обучения.
Кто может участвовать | Задания рассчитаны для учеников 8-11 классов, но при желании попробовать свои силы можно и в 7 классе |
По каким профилям проводится | Русский язык, экономика, иностранные языки, математика, финансовая грамотность, психология, журналистика, предпринимательство |
Условия участия | Принять участие в одном направлении или сразу в нескольких |
Олимпиада состоит из двух туров: отборочного и заключительного. Первый проходит с ноября по январь в заочном формате. Второй проводится в марте и предусматривает личное присутствие на одной из площадок. Во время очного тура в Москве дополнительно проводятся различные мастер-классы, лекции, деловые игры с приглашенными экспертами и преподавателями-членами жюри.
Перед участием в первом этапе нужно пройти регистрацию, которая заканчивается, как правило, за день до завершения отборочного тура.
– Олимпиадные задания посвящены истории русского языка, происхождению многих слов и фраз, их лексических значений некогда в старорусском (великорусском) языке XIV-XVII веков и в современной интерпретации, – рассказывает сопредседатель оргкомитета Плехановской олимпиады школьников Аюрика Батуева.
Для успешного выполнения олимпиадных заданий по русскому языку участники должны знать предмет не только на школьном уровне, но и разбираться в истории языка, фонетике, орфоэпии, средствах выразительности и историческом словообразовании.
Задания направлены на проверку практических и теоретических знаний. Участники должны уметь анализировать информацию, аргументировать свою позицию и грамотно выстраивать ответ.
В отборочном этапе олимпиады по русскому языку 29 заданий, которые нужно выполнить за 1 час 40 минут. Каждый вопрос предусматривает неограниченное количество попыток изменить вариант ответа. Засчитывается последний.
Задания составлены в нескольких форматах: с выбором одного или нескольких правильных ответов, открытый вопрос, требующий развернутого ответа, с поиском соответствий и другие. Количество баллов, которые можно набрать в каждом задании, разное и указано рядом с номером задания.
Очный этап состоит из 11 заданий, каждое состоит из нескольких частей. Вот пример фрагмент задания для участников 11-х классов – вторая часть задания №3.
Чтобы успешно справиться с заданиями олимпиады по математике, участники должны не только иметь знания школьного уровня, но и творчески подходить к решению задач, уметь выполнять задания формата ЕГЭ, грамотно формулировать и записывать решения. Несомненно, пригодится смекалка и видение нестандартных путей решения.
Баллы за выполнение задания зависят от уровня сложности и указываются рядом с его номером. Если решение не соответствует всем критериям, то часть баллов снимают.
Во время заочного этапа участники решают 10 задач, во время очного – восемь. Вот пример задачи для участников 10-11-х классов:
Приведены и критерии оценивания.
Профиль «иностранные языки» в Плехановской олимпиаде сначала включал только английский, позже в него вошли французский, немецкий и испанский языки. По любому языковому направлению структура олимпиадной работы одинакова.
Заочный этап состоит из заданий на аудирование, чтение, лексико-грамматических тестов, вопросов по страноведению – всего 100 заданий. На очном этапе участникам дополнительно нужно написать сочинение. В целом уровень сложности примерно такой же, как на международных экзаменах.
В качестве примера рассмотрим фрагмент работы по английскому языку с вопросами в формате теста. Здесь нужно выбрать верный ответ из предложенных: нужную форму глагола, речевой оборот или грамматически правильно построенную фразу.
Олимпиада по экономике проходит уже более 10 лет, и с каждым годом задания становятся сложнее, но при этом увлекательнее. Математическая составляющая в заданиях присутствует, но больший уклон сделан именно в сторону экономики. Затрагиваются такие темы, как микро- и макроэкономика, рыночный механизм, спрос и предложение, воздействие государства на рынок и другие.
Для учеников 8-9 и 10-11 классов составляются разные варианты: для 8-9-х классов задания полегче, для старшеклассников – посложнее. Правильно выполненные задания принесут участнику разное количество баллов. Оно указывается рядом с каждым заданием.
Заочный тур включает четыре теста: три по 10 вопросов и последний из восьми вопросов. На выполнение дается 100 минут, а набрать максимально можно 100 баллов.
Очный этап включает в себя шесть заданий. Участникам нужно спрогнозировать изменение налогов, проанализировать опубликованную в бизнес-издании статью об инфляции или рассчитать коэффициент эластичности цен на недвижимость.
Рассмотрим пример задания заключительного этапа для 11-классников и его решение:
Для участия в олимпиаде по предпринимательству у школьника должно быть ясное представление о многих понятиях из этой области. Нужно обладать широким кругозором и разбираться в истории, экономике, маркетинге, налогообложении.
В заочном туре нужно выполнить 79 заданий разного уровня сложности, поэтому количество баллов, которые можно получить за правильные решения и ответы, прописано рядом с номером задания.
В очном этапе заданий всего семь заданий для 10-11-х классов и шесть для 8-9-х классов. Вот пример одного из них:
Впервые олимпиада по этому профилю прошла не так давно – в 2018 году. Ее провели при поддержке Минфина. В первый же год участниками заочного этапа стали 1231 школьник. Сейчас это самая значимая олимпиада в финансовой сфере.
Основная цель организаторов – помочь ребятам определиться, интересна ли им тема финансов и выявить наиболее талантливых школьников в этой области. А также в целом повысить уровень финансовой грамотности подростков.
Задания олимпиады проверяет, насколько хорошо развиты навыки обращения с деньгами, умение верно оценить финансовые риски и подобрать нужные услуги для повышения благосостояния.
Чтобы привлечь больше учеников 8-9 классов к участию, в 2022 году для них организаторы разработали отдельный вариант с заданиями, где уровень сложности ниже.
Заочный этап включает в себя задания в тестовом формате, с выбором нескольких правильных ответов, задачи и ребусы. Задания расположены в порядке от простого к сложному. Чем сложнее задание, тем больше баллов оно принесет за выполнение.
Очный тур состоит из пяти заданий, в каждое из которых включено несколько вопросов и дополнительных заданий. Для выполнения работы участникам потребуются базовые знания о системе налогообложения, рынке недвижимости, ипотечном кредитовании, инвестициях и страховании, умение анализировать заданную ситуацию и рассчитывать доходность, прибыльность, риски и другие показатели. Предлагаемые в заданиях ситуации близки к реальной жизни, поэтому знания и навыки, которые ребята продемонстрируют на олимпиаде, имеют практическое применение.
Вот пример задания для участников 8-9-х классов заключительного тура олимпиады:
В 2022-2023 году олимпиада по журналистике прошла впервые, поскольку и само направление «журналистика» в РЭУ имени Г. В. Плеханова появилось недавно. Олимпиада состоит из письменной и тестовой частей. Задания отборочного этапа общие для всех участников, а вопросы заключительного тура по уровню сложности разделены на два варианта: для 8-9 классов и для 10-11 классов. В письменной части необходимо выполнить задание в одном из журналистских форматов: интервью, заметка, концепция медиапроекта. В тестовой части встречаются вопросы с датами, событиями, персонами и даже фотовопросы, связанными с темой журналистики.
В письменной части работы есть ряд критериев, таких как отсутствие штампов и клише, грамматические ошибки и стилевое единство. За невыполнение одного из них баллы снижают. Максимальное количество баллов за эту часть – 40. За всю олимпиаду – 100 баллов.
В тестовой части баллы начисляются в зависимости от сложности задания.
Вот пример задания заочного этапа:
В 2022-2023 году олимпиада по этому профилю тоже проводилась первый раз. Основная задача организаторов – привлечь внимание школьников к психологии, повысить их уровень знания в этом направлении, помочь сориентироваться, готовы ли они развиваться в сфере психологии профессионально.
Олимпиадная работа включает в себя вопросы по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии.
Задания заочного тура проще, чем на очном этапе. Для выполнения заданий очного этапа понадобятся знания основных психологических терминов, умение анализировать условия задачи, разбивать их на подзадачи и логически мыслить.
Заочный этап включает несколько типов заданий: вопрос с одним правильным ответом, вопрос с несколькими правильными ответами и сопоставление понятий.
Во время очного этапа школьникам предстоит проанализировать пословицу, поговорку или цитату, психологический эксперимент, кейс и задачу.
Вот пример задания заочного тура:
Результаты заочного тура публикуются, как правило, 31 января на странице олимпиады. После публикации результатов отборочного этапа у участников есть сутки на подачу апелляции.
Результаты очного тура публикуются в течение нескольких дней после проведения последней олимпиады. На следующий день проводится показ работ и апелляция. После пересмотра работ и подведения итогов публикуются окончательные списки с указанием победителей и призеров.
Чтобы справиться с работой Плехановской олимпиады школьников, нужно, в первую очередь, хорошо изучить задания прошлых лет. Как правило, структура работы, формат заданий и логика выполнения остаются прежними, изменяются лишь условия. Так что, выполняя задания из архива, можно хорошо набить руку.
На сайте рэу.рф есть отдельный раздел, посвященный олимпиаде, где выложены видео с разборами заданий прошлых лет, собраны подборки рекомендованных материалов и архивы заданий.
Кроме того, каждый год проводятся вебинары с преподавателями по каждому предмету, где дается теория, разбираются примеры заданий прошлого года и можно задать интересующие вопросы.
Аюрика Батуева, начальник управления «Приемная комиссия» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, сопредседатель оргкомитета Плехановской олимпиады школьников, ответственный секретарь приемной комиссии РЭУ имени Г. В. Плеханова:
Плехановская олимпиада школьников – это олимпиады по различным предметам. В свое время было принято решение проводить олимпиады не только по общеобразовательным, но и профильным предметам. Так у нас появились олимпиады по экономике и финансовой грамотности.
Задания олимпиад носят творческий характер и представляют собой «приключения» сказочных героев, которые сталкиваются с различными экономическими ситуациями в сказочных странах. Безусловно, такие задания вызывают улыбки у наших участников, и от этого им становится интереснее выполнять довольно сложные задания. Иногда при выполнении не очень сложных заданий помогает смекалка, или просто логика. Конечно, выполнить такие задания, не имея достаточно серьезной математической базы, довольно сложно. Поэтому участники этих олимпиад не только должны знать основы экономики и финансовой грамотности, но также обладать математическим способностями и логическим мышлением.
Отдельное место в нашей олимпиаде занимает русский язык. Мне кажется, университет нашел свою «нишу» в том многообразии олимпиадных заданий по русскому языку, которые есть сегодня у разных вузов – организаторов олимпиад. Задания нашей олимпиады по русскому языку не под силу многим взрослым, а дети неплохо с ними справляются.
Но первопроходцем в Перечень Минобрнауки была олимпиада по английскому языку, которая сегодня уже представляет собой олимпиаду по иностранным языкам и включает олимпиады по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам. Очный олимпиадный тур состоит из четырех блоков заданий: аудирование, чтение, письменная часть и страноведение. Задания построены таким образом, что позволяют определить не просто уровень владения языком, а именно оценить глубину знаний и широту кругозора участника, умение применять синонимы и разнообразить речь, свободно излагать свои мысли в эссе.
Принимают участие в олимпиадах дети с 7 по 11 классы, и, что характерно, несколько лет мы наблюдаем тенденцию, демонстрирующую увеличение числа участников, в том числе победителей и призеров, из невыпускных классов, что говорит о растущем интересе школьников участвовать в олимпиадах с ранних лет и повышать уровень знаний. Так, участники олимпиад, погрузившись в изучение того или иного предмета, смогут заранее четко для себя определить, какая сфера им больше нравится и какая профессия для них наиболее привлекательна.
Отвечает Аюрика Батуева