Правила перевода в другую школу изменились. Какие документы нужны и как в 2024 году перевести ребенка в другое образовательное учреждение через «Госуслуги» – в материале КП
Переход в другую школу – это всегда стресс. Для родителей – поскольку в городском пространстве непросто подобрать школу, подходящую одновременно по расположению или педагогическому составу. Для ребенка – потому что он оказывается в новом коллективе, где заново придется искать общий язык с учителями и одноклассниками. Ситуацию усложняла и бумажная волокита. Но в 2023 году процесс перевода ребенка в другую школу упростился. Расскажем, о конкретных шагах и действиях.
Новые правила перевода | С 1 сентября 2023 года действует новый Порядок перевода в другую школу, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 6.04.23 № 2401 |
Причины перевод | По новому Порядку перевести ребенка в другую школу можно по его инициативе или по инициативе родителей, а также при аннулировании лицензии у школы. |
Время перевода | Перейти в другую школу можно в любое время, для этого не нужно ждать конца мая или начала сентября. |
Заявление на перевод | Заявление на перевод можно написать лично в муниципальных министерствах образования, а также онлайн на сайте госуслуг. |
Для перевода родителям или совершеннолетнему школьнику нужно подготовить документы: заявление, личное дело, справка об успеваемости в текущем учебном году с перечнем, объемом изученных предметов и отметками. Личное дело и справку с печатью директора должны выдать в той школе, откуда собирается переводиться школьник.
Если вы подаете заявление на перевод в другую школу лично, а не онлайн, образец документа можно попросить у администрации школы или в муниципальном управлении образованием.
Заявление пишется на имя директора принимающей школы. В нем указывается имя, дата рождения и адрес места жительства школьника, а также данные родителей.
Установленная форма заявления на перевод в школу содержит графу «Дополнительные сведения». В ней указывается, имеет ли заявитель преимущественное право на зачисление в школу, нужны ли ребенку специальные условия обучения, какой язык у него родной и на каком он учится (из числа языков народов России).
Может показаться, что перевод ребенка в другую школу – сложная схема действий. Мы подготовили пошаговую инструкцию, чтобы упростить весь процесс.
Если вы задумались о переводе ребенка в другую школу, то уже наверняка выбрали новую. Поэтому первое, что нужно сделать, обратиться в выбранное учебное заведение и узнать о наличии свободных мест. Перейти в другую школу можно, только если там есть места для новых учеников.
Если в выбранной школе новичков не принимают, можно обратиться в местное министерство образования или департамент – там подскажут другие принимающие образовательные учреждения.
Для перевода в другую школу нужно написать заявление об отчислении, содержащее всю информацию о школьнике и принимающей образовательной организации. В течение трех дней после подачи заявления школа обязана выдать распоряжение об отчислении, а также личное дело школьника и справку об успеваемости.
С полученным пакетом документом обратитесь в выбранную школу. Здесь вам нужно написать заявление о зачислении и предоставить паспорт или свидетельство о рождении школьника. Через трое суток администрация новой школы создает распоряжение с датой зачисления и классом.
Перевестись в другую школу можно через сайт «Госуслуги». Для этого зайдите в раздел «Запись в школу» и выберите муниципальный район, город, поселение. Затем прикрепите документы: заявление, личное дело, справку об успеваемости. В течение четырех рабочих дней заявление будет рассмотрено. Если ребенок принят в выбранную школу, присылают приказ о зачислении.
Иван Калита, директор ОАНО «Частная школа “Древо познаний”», призер суперфинала Всероссийского конкурса «Директор школы – 2016»:
В соответствии с законом «Об образовании в РФ»2 каждая школа должна разработать свой локальный акт о порядке и основаниях перевода. Этот акт чаще всего сводится к дублированию основных диспозиций российского законодательства.
В 99% случаев процесс перевода по смыслу и содержанию синонимичен процессу приема в образовательную организацию, успешность которого зависит от возможности и готовности школы принять ребенка на обучение.
При кажущейся простоте и прозрачности процесса приема (перевода) в школу существует ряд нюансов. Например, перевод учеников 9 и 11 классов. К таким переводам принимающие школы всегда относятся с настороженностью из-за возможных рисков плохих результатов экзаменов нового ученика – испортит статистику, школа уйдет из «зеленой зоны», не будет дополнительного финансирования. У такого перевода могут быть две причины: первая – это переезд в другой город. Тогда ученик – кот в мешке: может, сдаст все экзамены на «отлично», а может и «завалит» результат для всей школы. И вторая причина – родителей ученика «попросили» забрать документы из старой школы из-за низкой успеваемости, плохого поведения, конфликтов. В этом случае школы, скорее, откажут в приеме, сославшись на отсутствие свободных мест. Или, например, перевод отличников и победителей олимпиад – эту категорию учащихся всегда рады видеть в любой школе и обязательно примут при любой наполняемости классов. Более того, в Москве и Московской области сформировался пул статусных школ, которые создают условия и усиленно приглашают к себе на обучение победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников со всей страны. Кроме того, с 1 апреля каждого года школа принимает заявления от родителей детей, проживающих на закрепленной территории. Закрепление школ за конкретными территориями осуществляется муниципалитетом. Часто работает зависимость: чем выше статус школы, тем меньше домов включено в закрепленную за ней территорию. Бывает, что у сверхпопулярных школ закрепленная территория отсутствует. Неслучайно «стоимость» временной регистрации в домах, закрепленных за статусными школами, резко возрастает накануне периода подачи заявлений.
Утвержденный Порядок приема в школу, декларируя принцип равных условий приема для всех, одновременно устанавливает особое преимущественное право детям, проживающим в одной семье и имеющим общее место жительства. Поэтому часть родителей старается заранее перевести своих старших детей в статусные школы, чтобы получить преимущественное право при приеме младшего ребенка в первый класс.
Действующее законодательство регламентирует только факт приема ребенка в школу. Родители же первоклассников часто стремятся отдать своего ребенка к конкретному учителю. Процесс распределения детей и педагогов по классам нигде не прописан, да и сами школы не стремятся регламентировать этот процесс. Этот вопрос обычно находится в компетенции директора или его заместителя и поэтому имеет достаточную долю субъективности при принятии решения.
Отвечает Иван Калита:
Источники