Падежи имен прилагательных

Несмотря на то что русский язык для большинства из нас — родной, многие на письме путаются в склонениях частей речи. Разбираемся вместе с опытным педагогом, как не делать ошибки, определяя падежи имен прилагательных

Дополнение в русском языке. Фото: shutterstock.com
Светлана Рудова Преподаватель русского языка Домашней школы «ИнтернетУрок», автор учебных пособий Юлия Козлова Автор КП

Прилагательными называют самостоятельные части речи, которые обозначают признак предмета, могут изменяться по родам, числам, падежам, иметь полную и краткую форму. О сложности темы говорит тот факт, что падежи имен прилагательных начинают изучать еще в 4 классе, но ошибки делают даже выпускники школы. Разберемся, почему возникают трудности и как избежать досадных промахов в сочинениях, диктантах, деловой переписке и во время ответственных экзаменов — ОГЭ и ЕГЭ.

Определение падежа имени прилагательного

Падеж имен прилагательных — грамматическая категория, которая нужна, чтобы согласовать между собой эти части речи и другие слова в предложении. В русском языке прилагательные имеют шесть падежных форм, причем падежи напрямую зависят от существительных, к которым прилагательные относятся. Чтобы узнать падеж, мы должны задать вопрос и посмотреть, какое окончание имеет прилагательное.

Полезная информация о падежах имен прилагательных 

Падежи у прилагательных отличаются от падежей у существительных. Рассмотрим подробнее.

От чего зависит падеж прилагательногоОт связанного с ним существительного
Как изменяются прилагательные в единственном числеПо родам и падежам
Как склоняются прилагательные во множественном числеТолько по падежам
Что меняется у прилагательных при склонении по падежамОкончание (зависит от рода и числа)
Особенности склонения прилагательных по падежам в других языкахВо французском языке и иврите прилагательные не склоняются по падежам, а в японском — вообще не изменяются

Как определить падеж имени прилагательного по окончаниям

Познакомимся с падежными окончаниями прилагательных и узнаем, как без труда узнать падеж прилагательных, используя связанные с ним существительные и ставя правильные вопросы.

Именительный падеж

Если существительное отвечает на вопросы «что?», «кто?», оно стоит в именительном падеже. Значит, связанное с ним прилагательное тоже в именительном падеже, отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и имеет окончания -ой, -ая, -яя, -ое, -ые, -ие.

Примеры

Спелый арбуз. Слово «арбуз» отвечает на вопрос «что?» Это существительное в именительном падеже. Прилагательное «спелый» также стоит в именительном падеже, отвечает на вопрос «какой?» и имеет окончание -ый.

Родительный падеж

Когда существительное отвечает на вопросы «чего?», «кого?», оно стоит в родительном падеже. Связанное с ним прилагательное тоже стоит в родительном падеже, отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «каких?» и имеет окончания -ого, -ой, -ых, -их.

Примеры

Из красного кошелька. Существительное «кошелька» отвечает на вопрос «из чего?» Это показывает, что слово стоит в родительном падеже. Прилагательное «красного» также стоит в родительном падеже, отвечает на вопрос «из какого?» и имеет окончание -ого.

это интересно
Падеж имен существительных
Что отдает дательный падеж, что натворил творительный и в чем обвиняет винительный – все о падежах
Подробнее

Дательный падеж

Если существительное отвечает на вопросы «чему?», «кому?», оно стоит в дательном падеже. Значит, связанное с ним прилагательное тоже в дательном падеже, отвечает на вопросы «какому?», «какой?», «каким?» и имеет окончания -ому, ой, -ым, -им.

Примеры

По старинному тракту. Слово «тракту» отвечает на вопрос «по чему?», то есть стоит в дательном падеже. Следовательно, прилагательное «старинному» тоже стоит в дательном падеже, отвечает на вопрос «по какому?» и имеет окончание -ому.

Винительный падеж

Когда существительное отвечает на вопросы «кого?», «что», оно стоит в винительном падеже. Значит, прилагательное тоже стоит в винительном падеже и отвечает на вопросы «какой?», «какую?», «какое?», а для множественного числа — «каких?», «какие?» В этом случает прилагательное имеет окончания -уй, -ую, -ое, -ых, -их, -ые, -ие.

Примеры

Я поздравил лучшую подругу. Существительное «подругу» играет в предложении роль дополнения и отвечает на вопрос «кого?», то есть стоит в винительном падеже. Связанное с ним прилагательное «лучшую» тоже стоит в винительном падеже, отвечает на вопрос «какую?» и имеет окончание -ую.

Творительный падеж

Если существительное отвечает на вопросы «чем?», «кем?», оно стоит в творительном падеже. Связанное с ним прилагательное тоже в творительном падеже, отвечает на вопросы «каким?», «какой?», «какими?» и имеет окончания -им, -ым, -ой, -ыми, -ими.

Примеры

Рядом с уютным городом. В предложении существительное «городом» отвечает на вопрос «чем?», то есть стоит в творительном падеже. Падеж прилагательного «уютным» также творительный, слово отвечает на вопрос «с каким?» и имеет окончание -ым.

Предложный падеж

Когда существительное отвечает на вопросы «о чем?», «о ком?», оно стоит в предложном падеже. Связанное с ним прилагательное тоже стоит в предложном падеже, отвечает на вопросы «о каком?», «о какой?», «о каких?» и имеет окончания -ом, -ой, -ых, -их.

Примеры

Поговорим о новых идеях. В приведенном примере существительное «идеях» отвечает на вопрос «о чем?», то есть стоит в предложном падеже. Такой же падеж у прилагательного «новых», которое отвечает на вопрос «о каких?» и имеет окончание -ых.

Таблица падежей с окончаниями в единственном числе в мужском, женском и среднем роде

При склонении по падежам прилагательные в единственном числе изменяются по-разному. Окончания зависят от рода.

ПадежМужской родЖенский родСредний род
Именительный-ой-ая, -яя-ое
Родительный -ого-ой-ого
Дательный-ому-ой-ому
Винительный-ой-ую-ое
Творительный-им-ой-им
Предложный-ом-ой-ом

Таблица падежей с окончаниями во множественном числе

Во множественном числе изменение окончаний имен прилагательных зависит от падежа. Род при этом не учитывается.

ВопросыОкончания
И. п. Какие?-ые, -ие
Р. п. Каких?-ых, -их
Д. п. Каким?-ым, -им
В. п. Каких? (кого?)        Какие? (что?)-ых, -их-ые, -ие
Т. п. Какими?-ыми, -ими
П. п. Каких?-ых, -их

Упражнения по теме «Падежи имен прилагательных»

Потренируемся вместе с преподавателем русского языка Домашней школы «ИнтернетУрок» Светланой Рудовой.

Упражнение 1. По страницам сказки

Прочитайте предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Определите, в форме какого падежа употреблены выделенные прилагательные в каждом примере. Впишите буквы предложений в поле для ответа в соответствии с указанными падежами — и узнаете, что подавали старухе, когда она стала царицей.

Р. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря. 

Н. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

К. Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

И. Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, беленою трубою.

П. Так и вздулись сердитые волны. 

Я. Вот пошёл он к синему морю. 

Поле для ответа:

Упражнение 2. Народная мудрость

Винительный или родительный? Прочитайте пословицы и укажите, в форме какого падежа употреблены прилагательные.

Верного друга трудно найти. 

Доброго слова мало. 

Дурного глаза берегись. 

Глупого сына и отец не учит.

Зеленого поля на всех хватит. 

Близкого соседа приветствуй издалека.

Упражнение 3. В поисках единицы языка

В каждой паре предложений найдите то, в котором прилагательное стоит в форме именительного падежа. Запишите буквы, соответствующие этим предложениям, по порядку в поле для ответа — и узнаете, как называется основная единица языка.

С. Раннее утро стучалось лучами солнца в окно.

В. Художник изобразил морозное утро.

Р. Писатель издал интересный рассказ. 

Л. Новая книга мне очень понравилась.

О. На лугу росли золотые лютики.

Е. Мальчик сфотографировал красивые цветы. 

М. Грибники нашли съедобные грибы.

В. Рыжие опята росли на полянке.

О. Древний город хранил много тайн.

Я. Археологи нашли древний город.

Поле для ответа:

Ответы к упражнениям

Давайте проверим, что получилось.

Упражнение 1

Р. Жил старик со своею старухой
У самого синего (Р. п.) моря. 

Н. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое (В. п.) море. 

К. Они жили в ветхой (П. п.) землянке
Ровно тридцать лет и три года. 

И. Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною (Т. п.), беленою трубою. 

П. Так и вздулись сердитые (И. п.) волны. 

Я. Вот пошёл он к синему (Д. п.) морю.

Поле для ответа:

Подтверждение из текста: «Заедает она пряником печатным».

Упражнение 2

Верного (В. п.) друга трудно найти.

Доброго (Р. п.) слова мало. 

Дурного (Р. п.) глаза берегись. 

Глупого (В. п.) сына и отец не учит. 

Зелёного (Р. п.) поля на всех хватит. 

Близкого (В. п.) соседа приветствуй издалека.

Упражнение 3

С. Ранее (И. п.) утро стучалось лучами солнца в окно. 

В. Художник изобразил морозное (В. п.) утро. 

Р. Писатель издал интересный (В. п.) рассказ. 

Л. Новая (И. п.) книга мне очень понравилась. 

О. На лугу росли золотые (И. п.) лютики. 

Е. Мальчик сфотографировал красивые (В. п.) цветы. 

М. Грибники нашли съедобные (В. п.) грибы.

В. Рыжие (И. п.) опята росли на полянке. 

О. Древний (И. п.) город хранил много тайн. 

Я. Археологи нашли древний (В. п.) город.

Поле для ответа:

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Светлана Рудова:

Как отличить родительный падеж от винительного имен прилагательных?

Рассмотрим пару предложений.

Кот поймал серого мышонка.

У серого мышонка был длинный хвост.

Формы прилагательных в обоих предложениях одинаковы. 

Прилагательные всегда употребляются в том же падеже, что и существительные, к которым они относятся. Однако у одушевленных существительных вопросы родительного и винительного падежей совпадают.

Чтобы не запутаться, нужно подставить любое неодушевленное существительное. Не переживайте, если получится бессмыслица, главное – следить за формой слова.

Кот поймал серый клубок. 

У серого клубка был длинный хвост.

Как мы видим, в первом предложении слово «клубок» употреблено в форме винительного падежа, так как отвечает на вопрос «что?». Поймал что? Клубок. А во втором предложении слово «клубок» употреблено в форме родительного падежа, так как отвечает на вопрос «чего?». Был у чего? У клубка. Следовательно, в предложении «Кот поймал серого мышонка» прилагательное «серого» стоит в форме винительного падежа, а в предложении «У серого мышонка был длинный хвост» — в форме родительного. 

Еще один способ проверки — двойной вопрос. 

Кот поймал кого/что? Серого мышонка. Это вопросы винительного падежа. Значит, и существительное «мышонка» и прилагательное «серого» употреблены в форме винительного падежа.

У кого/чего был длинный хвост? У серого мышонка. Это вопросы родительного падежа. Значит, и существительное «мышонка» и прилагательное «серого» употреблены в форме родительного падежа.

Как различать именительный и винительный падежи прилагательных?

Чтобы определить падеж прилагательного, нужно прежде всего определить падеж существительного, от которого оно зависит. 

Разберем пример. 

Мохнатый шмель опыляет яркий цветок. 

Прилагательное «мохнатый» зависит от существительного «шмель», а прилагательное «яркий» — от существительного «цветок». 

У неодушевленных существительных мужского рода формы именительного и винительного падежей совпадают, поэтому сначала нужно выяснить, какую роль играет каждое слово в предложении. 

Исполнитель действия — шмель. Значит, «шмель» — подлежащее. Подлежащее всегда стоит в форме именительного падежа. Соответственно, прилагательное «мохнатый» тоже употреблено в этой форме.

Определим роль слова «цветок». Шмель опыляет что? Цветок. Это дополнение. Дополнение не может быть употреблено в форме именительного падежа, значит, слово «цветок» стоит в форме винительного падежа. Делаем вывод: прилагательное «яркий» употреблено в форме винительного падежа.

Почему падежи имен прилагательных начинают изучать в 4 классе?

Имена прилагательные всегда стоят в той же форме, что и существительные, от которых они зависят. Поэтому, прежде чем перейти к изучению падежей прилагательных, ребенку нужно научиться определять, в форме какого падежа употребляются существительные. Помимо этого, есть ряд сложностей при определении именительного, родительного и винительного падежей прилагательных, так как в форме винительного падежа приводятся сразу два вопроса. Один совпадает с вопросом именительного падежа, другой — с вопросом родительного падежа.

И. п. Какой?

Р. п. Какого?

В. п. Какой? Какого?

Соответственно, чтобы безошибочно определить падеж прилагательного, нужно понимать, с каким существительным оно согласуется: одушевленным или неодушевленным. От этого зависит выбор ответа. 

К четвертому классу дети успешно овладевают перечисленными навыками, поэтому именно в этот период лучше всего приступать к изучению падежей прилагательных.

КП
Реклама О проекте