Несмотря на то что русский язык для большинства из нас — родной, многие на письме путаются в склонениях частей речи. Разбираемся вместе с опытным педагогом, как не делать ошибки, определяя падежи имен прилагательных
Прилагательными называют самостоятельные части речи, которые обозначают признак предмета, могут изменяться по родам, числам, падежам, иметь полную и краткую форму. О сложности темы говорит тот факт, что падежи имен прилагательных начинают изучать еще в 4 классе, но ошибки делают даже выпускники школы. Разберемся, почему возникают трудности и как избежать досадных промахов в сочинениях, диктантах, деловой переписке и во время ответственных экзаменов — ОГЭ и ЕГЭ.
Падеж имен прилагательных — грамматическая категория, которая нужна, чтобы согласовать между собой эти части речи и другие слова в предложении. В русском языке прилагательные имеют шесть падежных форм, причем падежи напрямую зависят от существительных, к которым прилагательные относятся. Чтобы узнать падеж, мы должны задать вопрос и посмотреть, какое окончание имеет прилагательное.
Падежи у прилагательных отличаются от падежей у существительных. Рассмотрим подробнее.
От чего зависит падеж прилагательного | От связанного с ним существительного |
Как изменяются прилагательные в единственном числе | По родам и падежам |
Как склоняются прилагательные во множественном числе | Только по падежам |
Что меняется у прилагательных при склонении по падежам | Окончание (зависит от рода и числа) |
Особенности склонения прилагательных по падежам в других языках | Во французском языке и иврите прилагательные не склоняются по падежам, а в японском — вообще не изменяются |
Познакомимся с падежными окончаниями прилагательных и узнаем, как без труда узнать падеж прилагательных, используя связанные с ним существительные и ставя правильные вопросы.
Если существительное отвечает на вопросы «что?», «кто?», оно стоит в именительном падеже. Значит, связанное с ним прилагательное тоже в именительном падеже, отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и имеет окончания -ой, -ая, -яя, -ое, -ые, -ие.
Спелый арбуз. Слово «арбуз» отвечает на вопрос «что?» Это существительное в именительном падеже. Прилагательное «спелый» также стоит в именительном падеже, отвечает на вопрос «какой?» и имеет окончание -ый.
Когда существительное отвечает на вопросы «чего?», «кого?», оно стоит в родительном падеже. Связанное с ним прилагательное тоже стоит в родительном падеже, отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «каких?» и имеет окончания -ого, -ой, -ых, -их.
Из красного кошелька. Существительное «кошелька» отвечает на вопрос «из чего?» Это показывает, что слово стоит в родительном падеже. Прилагательное «красного» также стоит в родительном падеже, отвечает на вопрос «из какого?» и имеет окончание -ого.
Если существительное отвечает на вопросы «чему?», «кому?», оно стоит в дательном падеже. Значит, связанное с ним прилагательное тоже в дательном падеже, отвечает на вопросы «какому?», «какой?», «каким?» и имеет окончания -ому, ой, -ым, -им.
По старинному тракту. Слово «тракту» отвечает на вопрос «по чему?», то есть стоит в дательном падеже. Следовательно, прилагательное «старинному» тоже стоит в дательном падеже, отвечает на вопрос «по какому?» и имеет окончание -ому.
Когда существительное отвечает на вопросы «кого?», «что», оно стоит в винительном падеже. Значит, прилагательное тоже стоит в винительном падеже и отвечает на вопросы «какой?», «какую?», «какое?», а для множественного числа — «каких?», «какие?» В этом случает прилагательное имеет окончания -уй, -ую, -ое, -ых, -их, -ые, -ие.
Я поздравил лучшую подругу. Существительное «подругу» играет в предложении роль дополнения и отвечает на вопрос «кого?», то есть стоит в винительном падеже. Связанное с ним прилагательное «лучшую» тоже стоит в винительном падеже, отвечает на вопрос «какую?» и имеет окончание -ую.
Если существительное отвечает на вопросы «чем?», «кем?», оно стоит в творительном падеже. Связанное с ним прилагательное тоже в творительном падеже, отвечает на вопросы «каким?», «какой?», «какими?» и имеет окончания -им, -ым, -ой, -ыми, -ими.
Рядом с уютным городом. В предложении существительное «городом» отвечает на вопрос «чем?», то есть стоит в творительном падеже. Падеж прилагательного «уютным» также творительный, слово отвечает на вопрос «с каким?» и имеет окончание -ым.
Когда существительное отвечает на вопросы «о чем?», «о ком?», оно стоит в предложном падеже. Связанное с ним прилагательное тоже стоит в предложном падеже, отвечает на вопросы «о каком?», «о какой?», «о каких?» и имеет окончания -ом, -ой, -ых, -их.
Поговорим о новых идеях. В приведенном примере существительное «идеях» отвечает на вопрос «о чем?», то есть стоит в предложном падеже. Такой же падеж у прилагательного «новых», которое отвечает на вопрос «о каких?» и имеет окончание -ых.
При склонении по падежам прилагательные в единственном числе изменяются по-разному. Окончания зависят от рода.
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род |
Именительный | -ой | -ая, -яя | -ое |
Родительный | -ого | -ой | -ого |
Дательный | -ому | -ой | -ому |
Винительный | -ой | -ую | -ое |
Творительный | -им | -ой | -им |
Предложный | -ом | -ой | -ом |
Во множественном числе изменение окончаний имен прилагательных зависит от падежа. Род при этом не учитывается.
Вопросы | Окончания |
И. п. Какие? | -ые, -ие |
Р. п. Каких? | -ых, -их |
Д. п. Каким? | -ым, -им |
В. п. Каких? (кого?) Какие? (что?) | -ых, -их-ые, -ие |
Т. п. Какими? | -ыми, -ими |
П. п. Каких? | -ых, -их |
Потренируемся вместе с преподавателем русского языка Домашней школы «ИнтернетУрок» Светланой Рудовой.
Упражнение 1. По страницам сказки
Прочитайте предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Определите, в форме какого падежа употреблены выделенные прилагательные в каждом примере. Впишите буквы предложений в поле для ответа в соответствии с указанными падежами — и узнаете, что подавали старухе, когда она стала царицей.
Р. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Н. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
К. Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
И. Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, беленою трубою.
П. Так и вздулись сердитые волны.
Я. Вот пошёл он к синему морю.
Поле для ответа:
Упражнение 2. Народная мудрость
Винительный или родительный? Прочитайте пословицы и укажите, в форме какого падежа употреблены прилагательные.
Верного друга трудно найти.
Доброго слова мало.
Дурного глаза берегись.
Глупого сына и отец не учит.
Зеленого поля на всех хватит.
Близкого соседа приветствуй издалека.
Упражнение 3. В поисках единицы языка
В каждой паре предложений найдите то, в котором прилагательное стоит в форме именительного падежа. Запишите буквы, соответствующие этим предложениям, по порядку в поле для ответа — и узнаете, как называется основная единица языка.
С. Раннее утро стучалось лучами солнца в окно.
В. Художник изобразил морозное утро.
Р. Писатель издал интересный рассказ.
Л. Новая книга мне очень понравилась.
О. На лугу росли золотые лютики.
Е. Мальчик сфотографировал красивые цветы.
М. Грибники нашли съедобные грибы.
В. Рыжие опята росли на полянке.
О. Древний город хранил много тайн.
Я. Археологи нашли древний город.
Поле для ответа:
Давайте проверим, что получилось.
Упражнение 1
Р. Жил старик со своею старухой
У самого синего (Р. п.) моря.
Н. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое (В. п.) море.
К. Они жили в ветхой (П. п.) землянке
Ровно тридцать лет и три года.
И. Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною (Т. п.), беленою трубою.
П. Так и вздулись сердитые (И. п.) волны.
Я. Вот пошёл он к синему (Д. п.) морю.
Поле для ответа:
Подтверждение из текста: «Заедает она пряником печатным».
Упражнение 2
Верного (В. п.) друга трудно найти.
Доброго (Р. п.) слова мало.
Дурного (Р. п.) глаза берегись.
Глупого (В. п.) сына и отец не учит.
Зелёного (Р. п.) поля на всех хватит.
Близкого (В. п.) соседа приветствуй издалека.
Упражнение 3
С. Ранее (И. п.) утро стучалось лучами солнца в окно.
В. Художник изобразил морозное (В. п.) утро.
Р. Писатель издал интересный (В. п.) рассказ.
Л. Новая (И. п.) книга мне очень понравилась.
О. На лугу росли золотые (И. п.) лютики.
Е. Мальчик сфотографировал красивые (В. п.) цветы.
М. Грибники нашли съедобные (В. п.) грибы.
В. Рыжие (И. п.) опята росли на полянке.
О. Древний (И. п.) город хранил много тайн.
Я. Археологи нашли древний (В. п.) город.
Поле для ответа:
Отвечает Светлана Рудова: